Краснодар, 13 декабря – Юг Times, Елена Иванова. Отсутствие комплектующих для ремонта техники, инфляционное давление, нестабильные показатели урожайности - с такими вопросами сталкиваются в кубанских рисосеющих хозяйствах.

Одна из важнейших сельскохозяйственных культур края продолжает выращиваться в сложных условиях. После аварии на Федоровском гидроузле обеспечение рисовых чеков водой стало сложной задачей. Кроме техногенных факторов на отрасль влияют и внешнеполитические. Как работают рисоводы в сегодняшних условиях и какие проблемы нужно решить, чтобы можно было лучше развиваться, рассказал собеседник «Юг Times».

Михаил Радченко, исполнительный директор Национального рисового союза.

- Михаил Григорьевич, как этот сезон складывался для рисовой отрасли? Как можно оценить урожайность и валовый сбор по сравнению с прошлыми сезонами? 

- В этом году на Кубани было посеяно около 110 тысяч гектаров риса. Я бы оценил эти площади как существенные, учитывая ситуацию с Федоровским гидроузлом, который будет достроен только в 2026 году. В самом начале сева мы планировали отвести под культуру не более 92,3 тысячи га. Но с учетом проведенных работ по укреплению временной дамбы, посоветовавшись с краевым минсельхозом, было принято решение увеличить площадь сева до 110 тысяч га. Стоит отметить, что это стало возможным при существенной поддержке руководства ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» и Кубанского бассейнового водного управления. Благодаря их взвешенному подходу к решению текущих проблем удалось в сложившейся непростой ситуации обеспечить рис водой на протяжении всего вегетационного периода. В результате мы собрали 780 тысяч тонн риса-сырца при урожайности 71,1 центнера с гектара. 

Нами уже принято решение, что в следующем году площадь сева риса будет не меньше, чем в этом. При этом стоит оговориться: весной следующего года все будет зависеть от наполнения Краснодарского водохранилища. Все знают, что в августе и сентябре этого года практически не было дождей, и водохранилище сильно обмелело. На сегодняшний день в нем около 1174 миллионов кубометров воды. Для сравнения: в прошлом году в это время чаша была заполнена на 620 миллионов кубометров. То есть ноябрьские дожди обеспечили наполнение водохранилища и позволили нам принять такое оптимистичное решение. Однако повторю, что окончательное решение будет принято в апреле следующего года с учетом текущей гидрообстановки. 

- В чем заключалась помощь водников?

- Дело в том, что правилами эксплуатации Краснодарского водохранилища предусмотрено наполнение его чаши не более чем на 1,8 миллиарда кубометров. Но когда мы попросили для обеспечения посевов набрать 2 миллиарда кубометров, нам пошли навстречу. Эти дополнительные 200 миллионов позволили гарантированно обеспечить посевы водой на протяжении всего вегетационного сезона. 

- Это увеличение не подвергает опасности саму конструкцию и граждан? 

- Мы исходим из того, что максимальная проектная емкость Краснодарского водохранилища при НПУ предусматривалась на уровне 2,4 миллиарда кубометров, поэтому никакой угрозы не существует. 


Потенциал имеет задел 

- На «ЮгАгро» озвучили проблему большой разницы в урожайности риса по хозяйствам края - от 40 до 120 ц/га. Почему такой сильный разбег? 

- Я не слышал, чтобы кто-то получал 40 ц/га. По нашим данным, лучшие хозяйства края показывают урожайность порядка 80-85 ц/га, худшие - 55. Если мы говорим о низкой урожайности в хозяйствах Абинского и Крымского районов, это связано со сложившимися неблагоприятными погодными условиями. В течение двух месяцев не было дождей, а затем прошедший град выбил в Крымском районе почти 50% посевов и значительную их часть в Абинском районе. Конечно, большой разбег в показателях оправдывать только этим нельзя. Если говорить о нормальных погодных условиях, разница в урожае обусловлена тем, что в одних хозяйствах строго выполняют рекомендации ученых по агротехнике выращивания, а в других - технологию не соблюдают. Это еще раз подчеркивает важность задачи по реализации в производстве потенциала выращиваемых сортов риса, который на сегодня использован далеко не полностью. Вообще, в планах стоит цель собирать по 80-90 ц/га уже в ближайшие годы. На этом пути предстоит большая работа с руководителями и специалистами рисосеющих хозяйств по внедрению культуры земледелия, соблюдению технологической дисциплины и реализации на местах принципа, сформулированного академиком Александром Жученко: «Каждому полю - свой сорт, каждому сорту - свою агротехнику». Чем быстрее рисоводы поймут важность соблюдения сортовой агротехники, тем быстрее мы достигнем плановых цифр. 

- Какова урожайность риса в России в сравнении с другими странами? 

- Если сравнивать нас с Европой, то на сегодня мы достигли уровня урожайности, получаемого в таких странах как Италия и Испания. Если сравнивать с Азией, давно их значительно опережаем. Но это в большей степени связано с тем, что они значительно отстают по уровню интенсификации производства. Также в основном выращивают длиннозерные сорта риса, отличающиеся меньшим потенциалом продуктивности. 


Происхождение кубанское 

- Сеют ли рисоводы иностранные сорта или пользуются исключительно отечественной селекцией? Рис отечественной селекции - то есть кубанской? Или есть сорта из других регионов? 

- В Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, числится 82 сорта от 12 оригинаторов, в числе которых, кроме ФГБНУ «ФНЦ риса», ФГБНУ «Аграрный научный центр «Донской», ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А. К. Чайки» и других государственных научных учреждений, значатся коммерческие организации и даже физические лица. Все площади в стране засеваются отечественными семенами. При этом примерно 95% рисовых чеков в Российской Федерации занято сортами кубанской селекции. 

- Какой рис преобладает в посевах, какие сорта культивируются в последнее время? 

- В основном в крае сеют среднезерные сорта риса, которые занимают порядка 85% площадей. По запросам рисоперерабатывающих предприятий оставшиеся 10-15% стали отводить под крупнозерные сорта. И в этом году некоторые хозяйства начали выращивать длиннозерные сорта - примерно 1-2%. Связано это с тем, что Индия объявила запрет на экспорт риса, а мы закупали порядка 120 тысяч тонн длиннозерного риса именно в этой стране. Всего же было порядка 220-240 тысяч тонн импортного риса, и сейчас стоит задача заполнить опустевшую нишу. При этом следует иметь в виду, что фактором, сдерживающим наращивание объемов производства длиннозерных сортов, является не только меньшая их урожайность, но и на 7-10% более низкий выход крупы. Пока отечественного длиннозерного риса на полках российских магазинов нет. 

- Куда мы поставляем свой рис? 

- До введения запрета регион экспортировал среднезерный кубанский рис почти в 50 государств, в том числе во все страны Средиземноморья, Азербайджан, Узбекистан и даже Монголию. 

- Стоит ли отменить запрет на экспорт риса? 

- Российские рисоводы до разрушения Федоровского гидроузла ежегодно отправляли на экспорт 140-160 тысяч тонн риса при объеме производства 1100-1200 тысяч тонн. С июля 2022 года Правительством Российской Федерации был введен запрет на экспорт риса за пределы ЕАЭС. И если в прошлом году и первом полугодии 2023 года эта мера была оправданна, так как производство белого зерна в 2022 году сократилось до 947 тысяч тонн, то на сегодняшний день рисоводы страны убрали 1162 тысячи тонн. В сложившейся ситуации считаем целесообразным, не отменяя существующий запрет, ввести квоту на экспорт риса в объеме 40-60 тысяч тонн, что будет способствовать, по мнению экспертного совета Национального рисового союза, стабилизации внутренних цен на рис и поддержке экономики рисосеющих хозяйств. 


Карта чеков 

- Другие регионы наращивают площадь сева риса? 

- В этом году в стране посеяли 189,6 тысячи гектаров риса. В разрезе регионов она в основном осталась на уровне прошлого года, и только Краснодарский край прибавил почти 18 тысяч га. Кстати, на его долю приходится 58% от общей площади сева риса. Второе и третье места (31,3 и 14,5 тыс. га) занимают Республика Дагестан и Ростовская область. В остальных семи регионах площадь сева варьирует от 0,4 до 8,9 тысячи га. Если говорить о качестве, стоит отметить дагестанский и ростовский рис, в то время как на Кубани получают более высокие урожаи. - Как оценивается качество риса? - Прежде всего - стекловидность, этот показатель примерно одинаков в Дагестане, Ростовской области и у нас. Мы не сравниваем зерно, получаемое в Калмыкии или Приморье, это территории с совершенно другим климатом. Еще один показатель - выход крупы и целого ядра. В этом году эти показатели у нас составляют 69- 70 и 64-65% соответственно, а на долю дробленки приходится 4-5%. Стоит отметить, что чем больше выход целого ядра, тем рентабельнее рис. 


Инфраструктура требует обновления 

- Если Федоровский гидроузел потребовал капитального ремонта, а по сути, строительства нового сооружения, то как обстоят дела с остальной инфраструктурой водообеспечения чеков? В каком состоянии она находится, в полную ли силу работает, какие технологические потребности возникают в этой части?

 - Вся эта система построена в советские времена и уже морально устарела, но пока специалисты Кубаньмелиоводхоза умудряются бесперебойно подавать воду в рисовые чеки. Если бы ее строили заново, большие магистральные каналы надо было бы возводить иначе. Сейчас они просто вырыты в земле, и через них сильно дренирует вода. Надо или облицовывать каналы бетонными плитами, или укладывать пленку, как делают в некоторых странах. Тогда коэффициент полезного использования каналов был бы больше. Конечно, насосные станции и гидроузлы рисовой системы сегодня требуют капитального ремонта. В рамках программы реновации в течение последних 5 лет было отремонтировано 18 насосных станций, и хотелось, чтобы эта работа была продолжена. 

- В оплату, которую рисовики вносят за воду, заложена инвестиционная составляющая на реконструкцию оросительной системы? 

- В этом году платили за услугу по подаче и отводу воды 10 тысяч за 1 гектар. Всего мы перечислили Кубаньмелиоводхозу около 1,1 миллиарда рублей. По тем расчетам, которые нам дают водники, свыше 80% идет на оплату электроэнергии для подачи и сброса воды. Какая-то часть - на текущий ремонт и зарплату, но капитальный ремонт и все остальные траты проводятся за счет федерального бюджета. 

- Повышал ли Кубаньмелиоводхоз тарифы на оплату воды в связи с ростом цен на электроэнергию? 

- Рост тарифа по сравнению с прошлым годом составит порядка 20%. 

- Насколько влияет этот тариф на себестоимость риса? 

- Общие затраты на 1 га по текущему году мы еще не обсчитывали, но я думаю, они составят порядка 120 тысяч рублей. Соответственно, 10 тысяч рублей, которые мы платим за воду, в структуре всех затрат составляют около 8%. Это не большая, но и не маленькая доля. 

- Можно ли передать инфраструктуру частной компании, чтобы обеспечить приток инвестиций?

- Пока вся система находится на балансе федеральных структур и такая передача не предусмотрена. И мы, рисоводы, против этого. Если система окажется в частных руках, завтра получим рост тарифа в несколько раз. Сегодня обговаривается другой механизм - в дальнейшем, по планам Минсельхоза РФ, услугу по подаче воды полностью будут оплачивать рисоводы. В этом году на каждые внесенные нами 10 тысяч рублей государство доплачивает еще 9-10 тысяч. Конечно, рисовые хозяйства против этого нововведения, так как оно увеличит нагрузку по этой статье для них в два раза. 

- Как контролируется качество воды, которая сбрасывается рисовиками в лиманы и Азовское море?

 - Кубаньмелиоводхоз забирает воду из каналов для подачи в чеки, и он же осуществляет ее сброс. Между Кубаньмелиоводхозом и региональным Росгидрометом заключен договор по контролю качества воды, сбрасываемой с рисовых систем и в дальнейшем попадающей в лиманы и Азовское море. Один раз в квартал Росгидромет проводит забор воды в каналах в определенных точках, а результаты анализов поступают в Кубанское бассейновое водное управление. В случае обнаружения превышения ПДК материалы передаются в Росприроднадзор и природоохранную прокуратуру, но пока таких прецедентов не было. 


Средства производства 

- Какова доля импортных и отечественных удобрений и средств защиты растений в рисоводстве? 

- Сегодня, после всех событий с санкциями и ограничениями, мы практически полностью перешли на отечественные удобрения. Средства защиты растений тоже в большой степени российские. 

- Если так, почему мы имеем дело с постоянным ростом цен на продовольствие, в частности рисовую крупу? 

- Да, мы сегодня говорим о том, что рисоводы подняли цены на рис-сырец. Но давайте посчитаем цифры. Горючее выросло в цене в два раза, все помнят, как это было. Сейчас цена немного скорректировалась, но прежние значения так и не вернулись. Также отмечается рост цен на средства защиты растений и минеральные удобрения отечественного производства. Направляли письма в антимонопольную службу, но нам отвечают, что ценовая политика находится под контролем. Таким образом, мы сами хотели бы получить ответы на вопрос, почему российские компании повышают цены на свою продукцию внутри собственной страны. Сегодня от нас требуют не повышать цены на продовольствие. Но как мы должны это сделать, если все составляющие себестоимости риса растут в цене? 

- Как повлияли санкции на обеспеченность отрасли техникой? 

- У нас в крае около 100 рисосеющих хозяйств. Поэтому сказать по каждому участнику рынка я не могу, но в общем ситуация складывается следующим образом. До пандемии, когда не было ограничений, рисосеющие хозяйства накупили много техники импортного производства, например, трактора мощностью 300-400 лошадиных сил, комбайны и теперь столкнулись с такой проблемой: когда техника выходит из строя, ее невозможно ремонтировать. В крае нет запасных частей. Знаем, что сейчас совместно с Беларусью принимаются меры по созданию такого парка техники, который мог бы заменить импортное производство, но мы понимаем, что быстро этот процесс не осуществится. Ближайшее время будем вынуждены работать с имеющейся импортной техникой, и, думаю, придется искать альтернативные пути ремонта. Раньше для обслуживания импортных машин был налажен хорошо работающий сервис. Рисовод звонил в соответствующую компанию, к нему выезжала бригада специалистов, которая меняла какие-то блоки и модули на тракторе или комбайне, оставляя ему работающую технику. Сегодня этого нет, и у нас очень большие проблемы с ремонтом сельхозтехники. 


Смарт-поле

- Насколько успешно внедряются цифровые технологии в рисоводстве? Это отечественные или зарубежные разработки? 

- Рисоводы в первую очередь используют агро-навигационные системы и технологии дистанционного зондирования полей. Они помогают экономить горюче-смазочные материалы и средства защиты растений, обеспечивать более равномерное внесение удобрений, а также повышать производительность машин, работающих в полях. Используются как импортные, так и отечественные разработки. Все мы были свидетелями того, как очень дорогие иномарки просто вставали из-за того, что были отключены от программного сопровождения иностранными компаниями буквально нажатием одной кнопки. Никто не хочет, чтобы подобное повторилось с импортной сельскохозяйственной техникой, которая работает с использованием сложного софта. 

Отечественные технологии дистанционного зондирования земли активно разрабатывались еще в советские времена. Но в те времена оно осуществлялось с помощью спутников и самолетов, а сейчас в распоряжении специалистов появились БПЛА. Таким образом, этой работе уже не один десяток лет. Но, к сожалению, мы имели продолжительную паузу: в 1990-х и начале 2000-х годов эта отрасль не получала практически никакого финансирования. Сейчас подобные разработки снова активно ведутся, благо база для этого сохранилась. 



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube