Евгений Владимирович, как вы пришли в профессию? С чего начался путь будущего переводчика в индустрии красоты?
- В 1992 году студент факультета романо-германской филологии решил найти способ подрабатывать в свободное время. Со временем я понял, что если ты чем-то занимаешься, нужно делать это на высшем уровне. И мне захотелось развиваться в парикмахерском мастерстве. Так начался путь постоянного обучения. В 1996 году в Кремле проводилась международная выставка парикмахерского искусства. Там мы впервые наблюдали вживую, как работает Видал Сассун - талантливый парикмахер из Британии, создатель одноименного бренда. Нужно было видеть, как мастерски участники выставки владели ножницами. Моментами мне казалось, что они не управляются руками мастера, а порхают над волосами моделей сами. В тот миг я окончательно принял решение заниматься парикмахерским искусством профессионально, на полный день, сделать его своей главной профессией. Поскольку языкового барьера не было, за что нужно отдать дань факультету РГФ, на котором я учился, решил пройти обучение в лучшей школе Лондона. Попасть туда и сейчас сложно, а в те годы это был настоящий квест. В конце девяностых, чтобы воспользоваться интернетом, нужно было сначала найти друзей с компьютером. Кое-как мы отыскали контакты нужной мне школы Лондона и оформили заявку. Примерно через месяц волнений пришло наконец письмо на почту. Отстояв очередь, я получил конверт с подтвержденным приглашением на курс. Пройдя все эти препятствия, я впервые оказался в Лондоне и провел там около двух месяцев. С тех пор я не раз обучался за границей, но то первое путешествие самое незабываемое.
СВОЕ ДЕЛО
- Вы проработали несколько лет в штате, прежде чем открыть свой салон. Как пришла эта идея?
- Я задумывался об открытии собственной студии давно. И однажды, когда примерное видение проекта уже было, поделился этой идеей со своей клиенткой и хорошей подругой Еленой Есаян во время ее визита ко мне на стрижку. Она не просто поддержала меня, но и предложила делать проект совместно. Так мы приступили к разработке концепции. Перебирая варианты названий, решили остановиться на «Стандарте», подразумевая, что клиенты, приходя к нам, будут точно знать, что получают услугу качественную, в соответствии со всеми современными требованиями. Вопреки устоявшемуся мнению, мы не говорим о евростандарте. Начальные буквы в названии отражают первые буквы наших имен. Более того, мы не придерживаемся только европейской школы, а берем лучший опыт в самых разных странах: Англии, Франции, Голландии, США.

- Каким был первый салон «Е&С Стандарт»?
- Самый первый штат состоял из 12 человек. Сейчас больше ста сотрудников. А самый первый салон был размещен в сердце Краснодара, в районе «Авроры». Это казалось тогда идеальным стечением обстоятельств: удобное расположение и низкая цена за аренду. Три зала, в которых было несколько кресел. И все бы ничего, но это было цокольное помещение, по факту подвал, где были только номинальные окна под потолком. Мы сделали ремонт, который обошелся нам гораздо дороже, чем изначально планировалось, а еще никак не могли предугадать, что в дождь в салоне будет стоять вода. В результате за полтора года работы там нас затапливало раза четыре. Друзья и родственники потом признавались: думали, наш с Еленой бизнес не просуществует дольше месяца. Однако при всех сложностях главное у нас было - клиенты. Я сам стоял у кресла, а рабочий день длился, как правило, с утра и до позднего вечера. И как только появилась возможность, мы перешли в новую студию - в здании бывшего «Интуриста». Этот филиал до сих пор работает. Прохожие и сегодня могут увидеть нашу вывеску у того подвала, арендодатель ее так и не снял. В целом это был положительный опыт. Столкнувшись с рядом трудностей в начале предпринимательской деятельности, мы обрели понимание, как действовать дальше. Но с тех пор я категорически отношусь к подвальным помещениям, стараюсь не спускаться в такие.
- Что вы можете назвать главным достижением за 20 лет работы «Е&С Стандарт»?
- Мы гордимся тем, что тот состав, который работал с нами, когда мы открывались, до сегодняшнего дня в нашей команде. И, наверное, главное, что можно отметить, это устойчивость бизнеса. За 20 лет существования мы пережили множество экономически сложных периодов и прочих трудностей, но смогли сохранить бизнес, качество оказания услуг и даже развиваться. На сегодняшний день в Краснодаре кроме нас есть только одна студия, которая работает два десятка лет.
ДРУЖЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- Как получилось, что юрист и экономист по образованию Елена Есаян стала вашим главным партнером по бизнесу?
- На мой взгляд, именно наши совершенно разные профессиональные компетенции стали залогом эффективного тандема. Мы начали совместную деятельность в 2000 году и с тех пор практически не расставались. Вплоть до 2017 года, когда Елены из-за тяжелой болезни не стало. Не покидает ощущение, что часть меня ушла вместе с ней. Мы были не просто партнерами, а настоящими друзьями, семьей, всегда дополняли друг друга. Бывало, созваниваемся утром, и тут она предлагает мне какую-то идею, о которой я накануне уже размышлял. Мы учились друг у друга ведению бизнеса и просто жизненным принципам. Да, Елена не была стилистом, но она лучше многих разбиралась в способах окрашивания, выборе цвета и других тонкостях нашего дела. Она внесла неоценимый вклад в развитие бизнеса. Действительно сложно как-то вычленить и измерить, сколько всего было сделано Еленой на благо сети. Даже одна из наших фирменных укладок была разработана для нее. Елена не любила ощущение каких-то средств для стайлинга на волосах. И, учитывая это пожелание, мы научились делать долговременную укладку без муссов и других материалов. Она стала в какой-то мере одной из визитных карточек салона.

- Ваш бизнес прошел непростые времена, несколько кризисов. Какой период был самым сложным и за счет чего удалось удержаться? -
Чтобы дело росло и развивалось, нужен, во-первых, профессионализм тех людей, которые стоят у руля проекта. При этом успех зависит от всей команды: от тех, кто стоит у кресла, до тех, кто занимается документооборотом. В нашем сегменте очень большая конкуренция. Кроме того, постоянно происходят какие-либо кризисы. Все это стимулирует находить какие-то детали, которые могут привлечь посетителей. Мы приняли решение, что главное в любой обстановке - предложить им качественную услугу. Но есть и некий плюс у нашей сферы. Когда в стране и мире происходят какие-то кризисы, общая обстановка напряженная, то девушки, наши основные клиентки, начинают гораздо острее ощущать необходимость уделить внимание себе, посетить студию красоты, чтобы прикоснуться к чему-то прекрасному и отключиться от печальных новостей. По сути, в период кризиса студии красоты превращаются в зону, где можно получить положительные эмоции, которые помогают перестать видеть все в сером цвете. Помню август 1998 года. Стояла жара, но, несмотря на погоду, пробегали мурашки по телу, будто холодно было на душе из-за всего происходящего. Я ехал на работу и думал, что, скорее всего, весь день мы проведем в пустом салоне, никто не придет. Но нет, наоборот. Нас ожидал ажиотаж. Тогда я понял, что к нам приходят не просто изменить стрижку или покрасить волосы. Посетители рассчитывают на маленькое волшебство.
КОМАНДА ДЛЯ УСПЕХА
- Чем, на ваш взгляд, «Е&С Стандарт» выделяется среди конкурентов?
- Возможно, кадровой политикой. В начале запуска бизнеса, когда разрабатывали концепцию, мы понимали, что какой бы ни была, она разрушится, если люди в твоей команде не разделяют основных принципов организации. Поэтому для нас на первом месте - квалифицированные кадры, которых обучаем целенаправленно для работы в нашей сети. Мы стремимся к тому, чтобы даже если клиент сам является мастером и знает тонкости процесса покраски, он не нашел повода для замечаний и остался доволен. Гордимся тем, что даже в Москве есть наши клиенты, которые прилетают краситься у нас. Они не раз рассказывали, что когда их там спрашивают коллеги, где они обслуживаются, и слышат в ответ «Е&С Стандарт» в Краснодаре, то выясняется, что они тоже уже знают нашу сеть. Был еще случай, когда наша клиентка переехала во Флориду и там обратилась к мастерам. Они не могли понять, как был подобран цвет. И в результате клиентка писала нам на вотсап, просила выслать ей формулу. Мы отправили данные, чтобы на их основе мастера Флориды сделали ей покраску волос.
Все это результат постоянного обучения команды. Оно начинается с самого первого этапа сотрудничества и далее регулярно. Когда мир был более открытым и доступным, мы постоянно организовывали выезды персонала на повышение квалификации в разные страны, приглашали к себе топовых мастеров, представителей брендов, с которыми работаем. Сейчас тоже процесс продолжается, но сотрудничество с иностранными коллегами из-за пандемии не столь активное. А онлайн-мастер-классы мы принципиально не практикуем, дистанционно невозможно ничему научить в нашем сегменте.
- На что в первую очередь обращаете внимание при приеме мастера на работу в вашу команду?
- Главное, пожалуй, желание. Научить человека чему-то насильно невозможно ни в одной сфере, а в сфере красоты - тем более. Поэтому главное, чтобы мастер хотел стать частью нашей команды. К счастью, среди моих сотрудников есть очень много тех, кто работает уже 20 лет с нами, с самого первого филиала. И я очень горжусь этим.
- Что важно при общении с клиентом и подбора услуги для него?
- Всегда используем индивидуальный подход. Как правило, если человека приходит к нашим мастерам в первый раз, сначала они какое-то время беседуют. Важно понять, какой образ жизни у клиента, что ему будет комфортнее: короткая стрижка, не требующая длительной укладки, или, например, длинные волосы для ежедневных причесок. С постоянными клиентами уже не обсуждаем ничего, между ними и мастерами есть доверие. Я сам стараюсь подбирать образ так, чтобы человек мог сам потом воссоздать укладку, не прилагая усилий. -
Бывают ли ситуации, когда клиента приходится отговаривать от выбранного ими стиля?
- До последнего я всегда переубеждаю девушек с длинными волосами, которые приходят и просят подстричь максимально коротко. Чаще всего они руководствуются эмоциями. Если вижу, что у клиентки здоровые длинные волосы и ей идет такая стрижка, советую отказаться от резких изменений. И если клиентка просит поэкспериментировать с цветом, а до этого еще ни разу не красила волосы, и у нее нет седины, то в таком случае я тоже буду до последнего отговаривать. Подобрать образ лучше, чем природа, возможно не всегда. Поэтому я стараюсь пояснить клиенткам, что чем дольше получится ходить со своим родным цветом, тем лучше.
СЕКРЕТЫ КРАСИВОГО БИЗНЕСА
- Чтобы добиться успеха, достаточно ли в вашей профессии быть талантливым мастером или нужны предпринимательские способности?
- Талант определяет, какой ты мастер. Но он не является единственной составляющей успешного стилиста. В подтверждение этого распространенная практика, когда профессионал с большой буквы работает в небольшой студии, и стоимость его услуг весьма средняя. Это один из способов развития, и он имеет право на жизнь. Но если у мастера есть амбиции и желание идти дальше, добиваться новых целей, то, безусловно, тогда ему нужны предпринимательские способности. Хотя бы видение своего бизнеса на начальном этапе. Только при таких условиях можно начинать открывать свое дело в индустрии красоты.
- А с чего начинать, если уже точно решил открывать собственный салон?
- В данном случае огромную роль играет упорство человека, насколько он готов непреклонно идти к исполнению своего желания. Зачастую успеха добиваются не те, кто талантлив в своей отрасли, а те, у кого есть бизнес-цель, и его не сбить с пути, не отговорить. Это очень важно на начальном этапе. Дальше, когда уже есть своя студия, нужно делать упор на рекламу и создавать на всех информационных площадках уникальный контент, который бы выделялся из общего потока данных ленты и мог завоевать внимание пользователя.
- Как выбирается бренд, с которым работает «Е&С Стандарт»? Вы предпочитаете проверенные средства или обращаете внимание на тренды сезона?
- Некоторые производители нас устраивают, и мы используем их продукцию годами. Но это не значит, что игнорируем другие средства. Мы всегда с интересом следим за новинками на рынке. Более того, как только видим, что эксклюзивная продукция становится массовой, доступной, начинаем отходить от нее и искать для наших клиенток новые уникальные средства. Например, сейчас появилась новая лечебная линейка, и мы были первыми в России, кто пригласил представителей бренда для обучения работы с этими продуктами и начал использовать его в уходовых процедурах. Недавно договорились о поставке еще одного нового бренда, который специализируется на лечебной косметике. Патент был зарегистрирован под номером «001», то есть мы первые в стране, кто использует его в работе.
- Что ждет «Е&С Стандарт» в будущем? Планируете ли вы расширение сети филиалов или открытие новых направлений деятельности?
- У нас очень много амбициозных планов, но говорить о том, какие из них будут реализованы, из-за пандемии пока невозможно. Мы задумали развивать направление обучения персонала, но когда будет дан старт проекту и в каком формате, пока неизвестно. Кроме того, планируется открыть косметологическое направление в филиалах. Сейчас мы делаем все, что возможно в современных реалиях, чтобы продолжить повышать качество оказания услуг в сети «Е&С Стандарт» и развиваться в разных направлениях индустрии красоты.
ДОСЬЕ «ЮГ TIMES»
Евгений Владимирович Сурсанов в профессии с 1992 года. Окончив профессиональные курсы, с 1993 года работал в салонах Краснодара: «Шарм Клео», салон «Натали» Натальи Кравченко. С 1997 года и по настоящее время проходил курсы повышения в школах и академиях в Великобритании, США: Vidal Sassoon, Toni&Guy, Saco, Hob Academy, Redken. С 2001 г. является совладельцем салонов красоты «E&C Стандарт». С 2005 и по настоящее время - гендиректор этой сети.
За всеми важными новостями следите в Telegram и Twitter