Краснодар, 1 мая – Юг Times, Елена Иванова. Парламентарий рассказала, чем полезен коллективный договор и как можно доработать пенсионную систему.

Праздник 1 Мая напоминает, насколько важное место в развитии общества играет труд. Это стабильность для каждого отдельного гражданина и в целом всей экономики страны. Тем важнее, чтобы эта сфера была хорошо отрегулирована и в ней был найден баланс всех участников - тех, кто предоставляет рабочее место или поступает на него, тех, кто только выбирает будущую профессию либо уже выходит на заслуженный отдых. Какие инструменты защиты прав трудящихся сегодня существуют, что нужно сделать, чтобы обеспечить гражданам достойную старость, и как наполнить экономику востребованными кадрами, рассказала депутат Государственной думы ФС РФ от Краснодарского края, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, профсоюзный деятель Светлана Бессараб. 

-Светлана Викторовна, сегодня в нашей стране все еще сохраняется ситуация, когда пенсионеры экономят на продуктах питания. Другие при этом получают пенсии, равноценные зарплате руководящего сотрудника. Как сделать для всех одинаково достойную старость? 

- Если сравнивать не только размер пенсий, но, к примеру, и стоимость коммунальных услуг, жилья, продуктов питания, то можно отметить: в России делаются шаги к выравниванию благосостояния пенсионеров с такими же гражданами в других странах, в том числе европейских. 

Сегодня пенсия по старости для неработающих пожилых людей ощутимо превышает прожиточный минимум пенсионера. Но по социальным пенсиям картина достаточно печальная. Эта выплата в среднем составляет 14 тысяч рублей. Она предоставляется тем, кто не работал, не накопил достаточный стаж или получал зарплату по серым схемам, низкую зарплату. 

Чтобы у всех была хорошая пенсия, у граждан должна быть достойная заработная плата. Именно сумма ежемесячного вознаграждения сотрудника формирует его будущую пенсию. Сегодня сдвиги происходят, минимальный размер оплаты труда вырос только с 1 января этого года на 18,5% и достиг 19 242 рублей. К 2030 году МРОТ должен вырасти на 182% - до 35 тысяч рублей, значит, средняя зарплата станет больше, надеюсь, процентов на 60. 


Социальное обеспечение   

- Пенсионная реформа подходит к концу, скоро никто не выйдет на заслуженный отдых раньше 60 и 65 лет. Сегодня уже понятно, сработала ли реформа на улучшение благосостояния граждан? 

- Я не могу сказать, что изменений больше не будет, что мы на этом закончили формирование пенсионного пакета. Конечно, требуются и другие меры. Пока можно говорить о том, что с начала действия пенсионной реформы по настоящее время средний размер пенсии существенно увеличился. Мы планировали, что в 2024 году страховая пенсия по старости для неработающих пенсионеров составит 20 тысяч рублей, но достигли этого результата еще 2 года назад. Сегодня пенсия по старости для неработающих пенсионеров составляет более 24 тысяч рублей. Достаточно высокими темпами проводилась индексация страховых, социальных, военных пенсий. Но необходимо также думать о том, что экономика должна обеспечить бизнес, производство, работодателя сотрудниками. Из-за демографических ям прошлого сейчас лишь небольшое количество молодежи выходит на рынок труда. Вместе с тем у нас большой резерв пенсионеров, которые могут быть наставниками для них. И нужно привлечь их в экономику, чтобы старшие граждане передавали свой опыт. Однако ограничения, которые есть в пенсионной системе, работают против этого. 

Во-первых, отсутствие индексации пенсии работающих пенсионеров породило ряд недостатков, например, тот самый «Юрьев день», когда пенсионеры стараются уволиться, чтобы провести индексацию пенсии, а потом заново трудоустроиться. 

Во-вторых, многие уходят в неформальные секторы экономики, чтобы избежать прекращения индексаций. Нужно снимать заградительные барьеры. У нас сегодня есть проблемы по индексации пенсий сразу всем работающим пенсионерам. В связи с дефицитом бюджета на ближайшую трехлетку, скорее всего, не получится пересчитать выплаты всем таким гражданам. Но поэтапно снять ограничения вполне возможно. Нужно рассмотреть прежде всего снятие или смягчение правила, когда работающий пенсионер может заработать только три балла в год, в то время как другие трудящиеся - до 10 баллов. Фактически, согласно статистике, работающие пенсионеры могут заработать 4-5 баллов, и нужно дать им это право. Конечно, есть те, кто набирает только один или два балла, но возможность должна быть у всех. 

Затем необходимо увеличить те стимулы, которые сегодня существуют. Сейчас можно в течение 10 лет, дополнительно работая, не получая причитающуюся пенсию, получить повышенный коэффициент для фиксированной выплаты размером 2,11. Стоит подумать о том, чтобы сделать более прогрессивную шкалу. Например, дать возможность за 5 лет работы увеличить фиксированную выплату на определенный процент, а за последующие годы еще больше. Все это нужно подвергнуть расчету и анализу, но принимать меры необходимо уже сегодня, чтобы завтра в экономике появились работающие пенсионеры.

 - Что вы думаете об идее законодательно установить нижний порог пенсии на уровне двух прожиточных минимумов?

 - В свое время было предложение Счетной палаты обеспечить пенсии в размере полутора прожиточных минимумов каждому, кто работал в течение 35 лет и более, но имел низкую заработную плату и не накопил требуемых показателей. Не знаю, насколько это возможно, поскольку пенсии рассчитывают в зависимости от страховых взносов за каждого. Однако пенсионная система является солидарной. То есть отчисления по высокооплачиваемым сотрудникам, которые делает работодатель в виде страховых взносов, в размере 22% идут на лицевой счет этого специалиста, но зачисляется только 10 индивидуальных пенсионных баллов в год, а все, что сверху, идет в общий котел. В то время как низкооплачиваемый сотрудник, бывает, не набирает даже 2-3 баллов и при выходе на пенсию пользуется начислениями с общего счета. 

К 2028 году мы выйдем на систему, когда за 15 лет стажа нужно набрать 30 баллов, но многие не смогут сделать это, так как работодатели выдают серую зарплату. По исследованию компании HeadHunter, каждая десятая компания обманывает государство, недоплачивая страховые взносы в бюджет. Это колоссальная проблема, которую нужно решать. Именно поэтому пока предложение не реализовано, ведь непонятно, за чей счет. Сегодня в России получателей социальной пенсии почти 4 миллиона человек. Конечно, речь идет и о пенсиях по инвалидности, если не было страхового стажа, но также и о тех, кто не набрал достаточного количества баллов или не заработал страховой стаж. Для тех получателей, у кого пенсия ниже прожиточного минимума пенсионера, предусмотрены соответствующие социальные выплаты из федерального или регионального бюджета, в зависимости от того, на каком уровне МРОТ выше. 

Например, в Москве региональный уровень ПМП превышает федеральный, разницу доплачивает Москва. В большинстве регионов прожиточный минимум пенсионера меньше федерального, значит, доплаты осуществляются из федерального бюджета. Если говорить о рынке, возникает вопрос: какой сотрудник согласится отдать свои деньги тем, кто не работал или работал, но не платил за себя страховые взносы?  

- Может ли быть выходом идея докупать пенсионные баллы? 

- Этот инструмент работает, но он дорогостоящий, что объективно. Докупить баллы может только тот, кто достиг определенного законом возраста, но не заработал пенсионные баллы или стаж. Не каждый может себе это позволить. Кроме того, нельзя докупить больше половины стажа. Поэтому нужно работать «вбелую» - я еще раз подчеркну, что это главный инструмент формирования достойной пенсии. Необходимо контролировать свой расчетный счет на «Госуслугах», чтобы понимать, сколько лет еще трудиться, в каких компаниях лучше работать. 


Трудящийся имеет право 

- Какова сегодня роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений? 

- Профсоюзы принимали самое активное участие в доработке основного закона страны - Конституции. Именно благодаря профсоюзам включены социальные гарантии в части социального партнерства, а также новое понятие об уважении человека труда, позже высказано предложение о чествовании трудовых династий. Конечно, мы занимаемся и организацией отдыха, но все же большая часть работы связана с гарантиями для трудовых коллективов, работающих. 

Очень важный инструмент, который мы активно применяем на всех уровнях социального партнерства, - трехсторонние комиссии. Без них не вырабатывается ни один законопроект, касающийся трудовых отношений. Если комиссия не поддерживает новеллы, она выступает очень жестко относительно своих требований. Я абсолютно уверена, что соблюдение трудовых прав и гарантий работающих сегодня происходит благодаря профсоюзам. 

Отмечу, 98% исков, подаваемых нами в защиту сотрудников, рассматриваются в пользу работающих. Нигде в России нет таких профессиональных юристов, которые могли бы защищать работников в части нарушения трудового права, как в профсоюзах. Еще один эффективный инструмент - заключение коллективных договоров с работодателем. В Краснодарском крае мы в этом году лишь по охране труда сработали на 7 миллиардов рублей. Это гарантии, которые профсоюзы закрепили в соглашениях для своих участников. 

- Что входит в эту сумму? 

- Специальная одежда и обувь, средства защиты, санаторно-курортное лечение, оплата стоимости содержания детей в дошкольных учреждениях, различного рода социальных гарантий по лечению, всевозможные поездки, мероприятия, проведение кампаний и различных акций в пользу работающего. И все это помимо гарантий, отраженных в Трудовом кодексе. Работа касается всех отраслей. 

На Кубани действует 44 отраслевых соглашения, здесь газовики, связисты, промышленники, педагоги и работники здравоохранения, то есть как бюджетная сфера, так и реальный сектор. Если на самом предприятии есть профсоюз, он может заключить коллективный договор отдельно по нему. По своему опыту скажу: там, где есть профсоюз, практически не бывает несчастных случаев с летальным исходом. Конечно, остается человеческий фактор, от которого никуда не уйдешь, но защищенность работников высокая. Мы стараемся в каждой отрасли заключить коллективный договор. Вместе с тем его заключение не обязательно там, где не организован профсоюз. Например, в сетевых компаниях специально выживают профсоюзы, чтобы не заключать такие договоры, и мы с этим регулярно сталкиваемся.   

- Что является предметом исков юристов от профсоюзов? 

- Претензии связаны с невыплатой каких-либо денежных премий стимулирующего характера, необоснованными наказаниями, в том числе не предусмотренными Трудовым кодексом, незаконными увольнениями. Мы выигрывали иски даже к большим компаниям, в том числе были ситуации, когда работающий уволен по вполне объективным основаниям, но с нарушением самой процедуры, и суд восстанавливал сотрудника. 

- Могут ли профсоюзы помочь в обелении зарплаты? 

- Безусловно, и они этим занимаются. Мы состоим в соответствующих межведомственных комиссиях по неформальной занятости во всех сорока четырех муниципальных образованиях края. Когда начинали работать, даже получали нарекания от прокуратуры, что не имеем права зайти на предприятие и проверить его. По закону профсоюз имеет право зайти на предприятие там, где он есть, но мы стараемся помочь и там, где не организована такая структура. 

- Защищают ли профсоюзы интересы мигрантов? 

- У нас нет профсоюзов трудовых мигрантов, потому что это не предусмотрено законом Российской Федерации. Но могу сказать, что в Краснодарском крае есть гарантия, которую поддержали на самом высоком уровне - это трехстороннее соглашение между работодателем, иностранным работником и органом исполнительной власти. Трудовому мигранту заработная плата должна выплачиваться не ниже средней по отрасли. И мы не об иностранных гражданах заботились, когда включали эту норму, а о наших жителях. Когда мигрантов берут на зарплату ниже, это значит, в отрасли обесценивают стоимость труда в данной сфере, и наши люди туда просто не пойдут. В итоге они теряют возможности профессионального развития. Получилось, что мы сами вырастили целое поколение трудовых мигрантов, которые сегодня высокооплачиваемы, - это каменщики, плиточники, штукатуры. Сейчас в этих сферах почти нет россиян, а было бы здорово, чтобы они могли получить работу. 

В то же время, напомню, сегодня стало модно на ура-патриотизме говорить: «Давайте избавимся от мигрантов». Но это неправильно. Нужно подходить ко всему взвешенно и ответственно. Если мы не пригласим мигрантов в промышленность или сельское хозяйство, у нас не будут развиваться эти отрасли. Не думаю, что очень патриотично - не взять мигрантов на сбор урожая и оставить его гнить в поле. Нужно просто выполнять закон: брать тех, кто говорит на русском, разделяет ценности. Также нужно контролировать работодателя: он должен принимать тех сотрудников, которых запросил, чтобы никто бесконтрольно не перемещался из одной компании в другую и из одного региона в другой. 


Сила для экономики 

- В стране рекордно низкая безработица, что говорит о критической нехватке кадров. Это замедляет российскую экономику. Как в такой ситуации решать проблему дефицита специалистов? 

- Действительно, у нас критически низкие показатели безработицы, и это, наверное, исторический минимум для России. В целом по стране она составляет 2,9%, по краю - 2%, а по Краснодару, по итогам первого квартала текущего года, - 0,3%. При этом на 8 тысяч вакансий всего 2 тысячи подавших заявление о поиске работы, то есть наблюдается еще и дисбаланс предложения и спроса. 

Очень большой дефицит работников на селе, так как у соискателей и работодателей не совпадают ожидания по заработной плате. К тому же огромные проблемы с высококвалифицированными кадрами. Что делать? Думаю, должны сработать те меры, которые сейчас принимаются по переобучению на профессии, востребованные на рынке труда. 

Сегодня через центр занятости человек может подобрать новую работу, причем бесплатно, с получением пособия по безработице во время обучения, и найти себя в другой сфере. Кроме того, существует целевая подготовка специалистов, она выполняется за счет государства и компании. При этом, как правило, для работника предусматриваются дополнительные гарантии, например, повышенная стипендия, оплата общежития или найма квартиры на период обучения. Заключаются трехсторонние договоры, которые в 80% случаев выполняются. Исключением обычно бывает беременность и роды студентки, но здесь вопросов у работодателя не возникает, а в остальных случаях необходимо отработать определенный срок. Кроме того, целевая подготовка идет прямо через госресурс «Работа России». Если раньше на высокооплачиваемые специальности зачастую брали своих детей, то теперь любой студент может претендовать на основе оценок на будущую высокооплачиваемую работу в конкретной компании. Важно, что формирование списка востребованных профессий происходит при участии работодателей: центры занятости опрашивают, кто нужен сегодня и кто будет нужен через 4-5 лет, чтобы формировать кадры на будущее. Такой механизм хорошо проявил себя в Краснодарском крае, когда заходит новый инвестор и сразу дает понять, кто ему понадобится, когда объект будет построен. В результате есть время на подготовку необходимого количества кадров с определенными компетенциями. Когда предприятия и государство проводят совместно такую работу, разрыва в потребностях не возникает. Работодатели должны быть готовы вкладываться в будущих сотрудников, растить их для себя. 

Однако нужно не только готовить кадры, но и повышать производительность, потому что многие задачи можно решать более эффективно. Один работающий может выполнять больше работы не за счет интенсификации труда, а благодаря оптимизации процессов, модернизации, перевооружению, улучшению эргономики труда. И конечно, нам нужна трудовая миграция, без нее экономика сегодня не может существовать. 


Коммунальная история 

- В регионе участились случаи выхода из строя лифтов в высотных домах. Как навести порядок в этом и, главное, обеспечить безопасность граждан? 

- На одном из последних заседаний мы приняли соответствующее обращение к министерству ТЭК и ЖКХ, чтобы ведомство отчиталось перед Госдумой по ситуации с лифтовым хозяйством и вообще - с коммунальной инфраструктурой. Ведь у нас проблемы не только с лифтами, но и, например, с газовыми котлами. Периодически мы слышим о несчастных случаях, взрывах, которые уносят жизни людей. 

На сегодняшний день не выполняется тот распорядок, который предполагал замену лифтового оборудования в течение определенного срока эксплуатации. Причем я не думаю, что это связано только с санкциями, так как у нас есть собственные производители. 

- Как депутаты помогают краю в решении острой проблемы экологии, когда стоками загрязняются Кубань и Черное море? 

- В этом вопросе чувствуется определенное сопротивление со стороны соответствующих федеральных органов власти. Я в свое время подавала предложение по значительному увеличению штрафов за самовольное подключение стоков в наши реки. У Кубани уже третий уровень загрязнения, в ней нельзя купаться. Сейчас сложилась странная ситуация, когда организовать незаконный слив и заплатить штраф дешевле, чем получить технические условия по канализации воды и выполнить их. 

Думаю, здесь должен работать такой же механизм, как в программе догазификации. Никто не проводил газ, когда до магистрали были километры. Теперь, когда газопровод близко к домам, да еще и предусмотрена компенсация расходов, люди активно подают заявки. Подключение к канализации многим просто не осилить, и нужно помочь в этом. Если не стимулировать потребителей, вопрос с незаконными сливами не будет решен никогда. 



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube