Краснодар, 27 ноября – Юг Times, Елена Иванова. Превосходная физическая подготовка, мастерство, дисциплина и сплоченная работа всадника и лошади. Что нужно для победы на дистанции с препятствиями в конном спорте?

В Краснодарском крае в последнее время развивают такие олимпийские дисциплины конного спорта, как конкур, выездка и троеборье. Почти в двадцати муниципалитетах региона складываются своя школа, традиции, тренерский состав, появляются талантливые спортсмены. Но для многих такие слова, как «конкур», еще остаются незнакомыми или малопонятными, хотя это полноправный олимпийский вид еще со вторых международных Игр, которые прошли в Париже 124 года назад. Чем определяется интерес к состязаниям на лошадях и что нужно, чтобы эта сфера развивалась и выходила на более достойный уровень, рассказал собеседник «Юг Times».

Оганес Амалян, мастер спорта по конкуру, член сборной и помощник главного тренера сборной Краснодарского края по конкуру 

- Оганес Мнацаканович, чем принципиально отличается конкур от скачек, которые более знакомы широкой публике? 

- Я бы сказал, что конкур от скачек отличается как бег от футбола. И там и там бегают, но в первом случае важна скорость бега, а во втором - это лишь средство игры, сам по себе он не имеет никакого значения. В скачках определяется лучшая чистокровная лошадь, и это не относится к спорту. Это история про разведение племенных лошадей, которых демонстрируют зрителям, собравшимся хорошо провести время на ипподроме. Скорее это сельскохозяйственная область. Конкур - соревнование спортсменов на скорость и выполнение нормативов. Это олимпийский вид уже более века, впервые он был добавлен в программу еще в 1900 году. 

- У спортсмена в конкуре постоянная лошадь? 

- Есть постоянная, и в то же время есть лошади, которые часто меняются. От животного во многом зависит, как развивается спортсмен и какие результаты он показывает. Имеют значение порода, родословная, экстерьер - то, как она сложена. 

- В таком случае спортсмен сам выбирает себе коня? 

- Если есть возможность выбрать животное, это настоящий бонус. Чаще всего нужно скакать на тех, которые тебе попались. Хотя ротации, конечно, происходят. Бывает, тренер четко видит: лошадь и спортсмен совершенно не сработались, не подходят друг другу психологически. Тогда он пересаживает воспитанника на другую лошадь. 

Также случается, что спортсмен не может достигнуть никаких результатов с одной лошадью, но, пересев на другое животное, стремительно идет вперед. Я сталкиваюсь с таким явлением очень часто. Стоит пересадить всадника на другого коня, и его траектория развития резко меняется. Но это справедливо в отношении взрослого наездника. Детей не пересаживают, им дают уже опытных, хорошо подготовленных лошадей. И если ребенок не успевает, он должен работать в первую очередь над собой. 

- Спортсмены принимают участие в уходе за животными? 

- Да, спортсмены помогают, но в основном этим занимаются коноводы, которые работают на конноспортивных заводах или в частных конюшнях. 

- Когда вы принимаете участие в турнирах за пределами края, везете животных с собой? 

- Да, не только по всей стране, но и по всему миру лошади ездят вместе с нами. И также в составе группы обязательно едут коноводы, которые ухаживают за животными. 


Племенная работа важна 

- Есть ли специальные породы, которые хороши именно для конкура? 

- За время развития конкура вывели немало таких пород. Среди них много немецких: вестфальская, голштинская, ганноверская. Есть французский сель, голландские теплокровные, бельгийские. Это породы ведущей селекции мира, и сказать, какие из них наиболее хороши, невозможно. Они разводятся специально для конкура и показывают в этом спорте лучшие результаты. В Голландии, Бельгии, Германии и Франции селекция лошадей для конкура развивается очень давно и, очевидно, наиболее плодотворно, чем в других странах. Хотя они не единственные в Европе, кто развивал этот спорт, но им удалось стать ведущими. В Советском Союзе была очень неплохая селекция по спортивным лошадям, да и по скаковым тоже. Но в девяностые годы конезаводы пришли в упадок, были развалены, и сегодня нам нужно это все возрождать. В Европе же этот процесс продолжался постоянно с давних времен. 

- Идет ли процесс возрождения? 

- Он только начался. Например, у нас на Кубани, в Лабинске, начали развивать конезавод. Сейчас там разводят лошадей специально для конкура, которых в первую очередь раздают в спортшколы и филиалы Краснодарского края. Работа идет всего несколько лет, и мы все в ожидании хороших лошадей. По России тоже уже появились заводы, они маленькие по сравнению с европейскими, но все же приятно, что люди в частном порядке начали заниматься этим делом. Хочу отметить, что Лабинский конный завод - единственный в России государственный завод. Мы возлагаем на него большие надежды. Но чтобы ощутить результат для отрасли, конечно, нужно, чтобы он поработал больше времени. 

- Есть ли вокруг конкура сообщество увлеченных спонсоров, которые готовы вкладываться, как это наблюдается, например, в сфере мотогонок или в футболе? 

- Они есть, но, думаю, каждый спортсмен разделит мое мнение, что нужно намного больше. В европейских странах потому и успех конкура так велик, что инвестируют по-крупному. У нас спонсор, как правило, человек, который при каких-то обстоятельствах полюбил лошадей, располагает определенными деньгами и из личного интереса вкладывает средства в эту сферу. Но чтобы конкур развивался на мировом уровне и чтобы мы не отставали от ведущих стран, спонсоры в нем должны быть такие же, как в футболе или хоккее. Заметьте, в этих видах работают крупные корпорации из очень прибыльной нефтегазовой отрасли, которые обладают большим финансовым ресурсом. О таком масштабе в конкуре можно только мечтать. 


Территория с перспективами

 - Кубань исторически имеет тесную связь с коневодством. Рядом Кавказ, а казаки не обходились без коней ни в хозяйстве, ни во время армейской службы. Отражается ли это на развитии конкура и помогает ли ему? 

- Да, нужно отметить, что наследие казачества, Кавказа чувствуется. Здесь всегда были лошади, причем в большом количестве. Во-первых, способствует теплый климат, в котором легче содержать скакунов, во-вторых, аграрная специализация предполагала широкое использование лошадей для работы. На Кавказе коней использовали для своих целей, в том числе для выездки по горам. Но нужно понимать, что это неспортивная составляющая. Спортивных лошадей в регионе не было, так как здесь нужна серьезная селекция. Так сложилось, что все основные конноспортивные заводы в Советском Союзе были сконцентрированы в Ростовской области. На Кубани работала масса небольших хозяйств, ферм, колхозов, которые давали много коней, но спортивных - только в небольшом количестве, и они были готовы к соревнованиям лишь на местном или окружном уровнях. 

- Набирает ли конкур сегодня популярность в Краснодарском крае? И что нужно, чтобы этот спорт привлекал больше интереса? 

- Можно сказать, что в последние годы конкур становится популярнее. По моим ощущениям, интерес к нему набирает обороты маленькими шажочками. Конечно, появление заводов способствует этому, потому что селекция - основа. Проблема в том, что пока о конном спорте знают очень мало. На самом деле это очень красивый вид. Популярность начинается со зрителей, когда спорт постоянно на слуху и на виду, когда люди посещают соревнования, тогда начинают приводить своих детей. Сегодня ситуация такова, что больше половины кубанцев в принципе не знает, что есть конкур. Они, возможно, и были бы рады привести детей в секции, но не подозревают об их существовании, и я очень часто с этим сталкиваюсь. Чем больше детей будет приходить в спорт, тем больше появится талантливых спортсменов. В нашем крае конкур пока - малопопулярный вид. 

- Где на Кубани сформировались центры развития конкура? 

- В районе Краснодара сконцентрировано несколько площадок, здесь находятся центральные школы. Также есть инфраструктура в станице Пластуновской, на хуторе Ленина, в Крымске и Новороссийске, в Тихорецке и Красноармейском районе - достаточно большие школы. Еще один хороший центр развития конкура сложился в Сочи - там по этому направлению работает несколько учреждений. Это основные локации, где уже организованы спортивные школы, которые работают не один год, тренеры, группы, лошади, базы - в общем, все для полноценных тренировок ребенка. 


Попробовать силы может каждый 

- Какие требования по здоровью предъявляются к кандидату в этот спорт и с какого возраста им можно заниматься? 

- Сейчас нововведения позволяют приходить в конкур уже с 9 лет. Но в частном порядке детей берут в секции и раньше: в 3-4 года их катают на пони. Таких небольших конюшен у нас в крае сегодня немало, и родители вполне могут начать с них, постепенно вырастив из ребенка профессионального спортсмена. 

- Насколько этот спорт травмоопасен и требует ли он особых физических качеств? 

- Для конкура подходят дети любой комплекции, роста, веса, возраста и во многом даже характера. У нас нет необходимости быть очень прыгучим, как батутисты, или гибким, как гимнасты. Нет потребности в узких технико-тактических, координационных особенностях, этим конкур и хорош. Кроме того, это «долгожительский» спорт. У нас люди в 50 и в 60 лет еще участвуют в соревнованиях на самом высоком уровне. 

- Тренируются и спортсмен, и животное? 

- Действительно, сложность спорта в том, что надо тренировать и всадника, и коня. Таким образом, у нас три участника процесса (добавляем еще тренера), и один из них, к сожалению, не разговаривает. Он не может сказать, что ему нравится, а что нет, где у него болит. Поэтому искусство тренера и спортсмена состоит в том, чтобы понять состояние лошади, не сделать ей хуже на тренировках.

 - От чего зависит, сложатся ли у спортсмена отношения с определенной лошадью? 

- Лошадь - живое существо, и, конечно, это надо учитывать. Спортсменов целенаправленно учат, как обращаться с конем. Отношения с животным начинаются с того, как человек заходит в конюшню, как подходит к нему, как садится на него, а не только как управляет. Лошади не любят резких движений, импульсивности, они лучше понимают спокойное обращение. Поэтому человек должен быть максимально хладнокровный, уравновешенный, ни в коем случае не вспыльчивый. Не случайно европейские народы лучше развиваются в этом виде спорта, ведь генетически им эти качества присущи. Мы же более эмоциональный народ, особенно здесь, на юге, поэтому нужно учиться обращению с животным, контролировать себя. Порой можно ощутить и «зов предков». Если человек из семьи, где не в первом поколении занимаются лошадьми, у него, скорее всего, сложатся отличные отношения с животным без особого старания. Конь чувствует такого всадника уже при первом подходе. 


Общие старания создают культуру 

- В чем отличие в организации конкура в Европе и у нас? 

- Частное развитие конкура в России началось только в девяностых годах. А в Европе исторически эта сфера всегда держалась на инициативе людей. Я не слышал, чтобы там были государственные конезаводы и вообще какое-либо вмешательство со стороны власти. В этом плане мы пока в роли догоняющего. 

- И как в этой гонке смотрится Кубань, если говорить о результатах? 

- Кубань всегда лидировала в России среди детей, юношей, и мы сохраняем эти позиции. Добиваемся хороших результатов за счет специфики воспитания, которая характерна для нашего региона. В Краснодарском крае более традиционные подходы, больше дисциплины. К тому же наши дети неизбалованные по сравнению, допустим, с детьми из Москвы или Санкт-Петербурга. Поэтому они более трудолюбивы, усердны. 

Что касается взрослых всадников из Краснодарского края, то в этой категории выступают единицы. Они имеют достойных лошадей, соответствующих уровню чемпионатов России. Конечно, таких людей немного. 

- Сколько экипировки требует конкур и всем ли она по карману?

 - Невероятно много всего требуется. Всаднику - сапоги, бриджи, каска. Атрибутика включает вещи, не только продиктованные соображениями безопасности, но и подчеркивающие аристократичность спорта. На спортсмене должны быть перчатки, галстук, он обязан надевать редингот, а использовать вместо него плащ можно только в очень дождливую погоду по решению судей турнира. На лошадь надевают ногавки (защита для ног), седло и подседельный комплекс, уздечку, а также различные украшения - попоны, вальтрапы, ушки и так далее. Изготовление всей этой атрибутики, особенно сложной, как, например, седло, - настоящее искусство. Им владеют далеко не везде. У нас в стране, к сожалению, большую часть необходимых вещей для экипировки не производят. А то, что производят, не достигает того уровня качества, который нужен для соревнований, и подходит разве что для тренировок. Ведущими странами по этому обмундированию стали Франция, Италия и Германия. 

- Значит, местные спортсмены закупают все необходимое за рубежом? 

- Исключительно. Хорошо, что сегодня работает немало магазинов, как физических, так и онлайн, которые привозят такие товары. Все можно купить, были бы деньги. 

- В стране немало народностей, издавна занимающихся коневодством, почему не сложилось производство тех же самых седел? 

- На территории России совсем другая история и культура отношений с лошадьми, о какой народности РФ мы бы ни говорили: кавказской, алтайской, уральской, степной. Это хозяйственно-бытовые отношения. Конкур - дорогой вид спорта, который сложился в среде аристократов. Много ли на Кавказе столь же богатых людей, как в Европе или Америке, которые могут позволить себе что-то подобное? Их не просто единицы, а практически нет даже среди тех, кто по местным меркам считается богачом. 


Встреча не прошла бесследно 

- Как вы лично пришли в конкур?

 - Впервые столкнулся с лошадьми, когда мне было 13 лет. Я жил в поселке в Туапсинском районе на побережье Черного моря. Мой будущий тренер привозил туда лошадей на реабилитацию. Я увидел этих животных, и они очень понравились. Захотелось прокатиться, мне пошли навстречу, с этого все и началось. Тренер заинтересовался мной и постепенно сумел затянуть меня в этот спорт. Если бы не этот случай, наверное, я даже не узнал бы о существовании конного спорта. Тот тренер стал моим первым и основным наставником, это был Сергей Панов. С ним я начал развитие в конкуре и выиграл все свои главные турниры. Но, перейдя во взрослую категорию, ненадолго сменил тренера. 

- Сегодня вы и сам тренируете. Кто обычно приходит в конкур? 

- В основном девочки. Мальчиков гораздо меньше, хотя они с большей гарантией добиваются высоких результатов. Это особенность нашего региона. На Кубани мальчика отдадут скорее в силовой спорт, на бокс, самбо. Пока в нашем крае конкур не считается по-настоящему серьезным видом спорта. Однако я верю, что при правильном подходе к развитию этого спорта и определенных усилиях эта ситуация изменится.



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube