Краснодар, 7 августа – Юг Times, Зухра Куб. С какими проблемами сталкивается агропромышленная отрасль в новых экономических условиях и как их решать.
На Кубани завершилась уборка ранних зерновых культур. Качество урожая в этом году снизилось из-за неблагоприятных погодных условий. При этом из общего объема зерна порядка 87% относится к продовольственному классу. Куда направится урожай этого года и как повлияли санкции на экспорт кубанской пшеницы? Почему в крае подорожали сезонные овощи и фрукты? Где сегодня закупают сельхозтехнику, которая работает на полях региона? На эти и другие вопросы ответил вице-губернатор Краснодарского края, курирующий АПК, Андрей Коробка.
- Андрей Николаевич, каковы итоги уборки ранних зерновых культур в Краснодарском крае?
- Для аграриев Кубани сбор урожая начался на две недели раньше, чем обычно. Тем не менее результат считаю довольно хорошим: собрали 11,9 миллиона тонн. Из них 10,2 миллиона тонн - пшеница. Конечно, мы не дотянули до рекордов прошлых лет, но этот итог превышает показатели 2023 года. Появились новые сорта кубанской селекции, чей потенциал выше предыдущих. Некоторые из них дали урожай 90- 100 центнеров с гектара. Это подтверждает, что отечественная селекция движется в правильном направлении.
Показатели определила природа
- Работам не помешала погода?
- В последний месяц складывались непростые условия: температура превышала 40 градусов и отсутствовали осадки. Дожди начались только на прошлой неделе. Поэтому мы корректируем задачи по уборке будущего урожая пропашных культур и заготовке кормов. К счастью, было не так много пожаров, только кое-где горела стерня. Наши аграрии, особенно в центральной части Краснодарского края, провели уборку за пять, максимум за десять дней. Конечно, в северных районах сбор урожая прошел значительно позже. На это повлияли поздняя вегетация и выпавшие осадки.
Тем не менее потери на уборочной страде были минимальны. Фермеры задействовали все комбайны, которые у них имеются, а их более 8 тысяч. В некоторых случаях на поля выходило свыше 7 тысяч комбайнов одновременно. Это рекорд для Краснодарского края. Отрадно, что мы провели уборку очень быстро.
- Как складывалась ситуация с топливом?
- Не было опасений, что дизеля не хватит. Мы обеспечены им в полном объеме. Сегодня у сельхозтоваропроизводителей достаточно ГСМ, чтобы вести работы. Единственное опасение связано с ростом цены. В сравнении с прошлым годом дизельное топливо выросло на 20%. Это отразится на себестоимости зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Мы озвучили эту проблему на федеральном уровне. Далее началась работа Министерства сельского хозяйства РФ.
- Какие рекорды в этом году поставили кубанские аграрии?
- В Тбилисском районе был установлен рекорд России: сорта селекции Кубанского национального центра зерна дали урожайность более 108 центнеров с гектара. Такой результат получился благодаря сотрудничеству АО им. Т. Г. Шевченко с российской компанией по производству средств защиты растений. Лидерами центральной зоны Кубани стали Тбилисский, Кореновский, Приморско-Ахтарский, Усть-Лабинский и другие районы, которые получили по зерновым культурам свыше 70 центнеров с гектара.
Переходный период
- Перед началом сезона в Национальном семенном альянсе заявили, что 80 процентов компаний, которые получили квоты на ввоз подсолнечника и кукурузы, не имеют отношения ни к семеноводству, ни к селекции и обозначили определенные риски: если эти компании сорвут поставки, может сложиться непростая ситуация. Возникли ли проблемы в этом направлении?
- Сегодня мы уже готовимся собирать урожай этих культур. Подобные опасения звучали в конце зимы - начале весны. Семеноводческие предприятия Краснодарского края способны в полной мере обеспечить посадочным материалом аграрные предприятия Кубани и соседних регионов - Ставропольского края и Ростовской области. С этим проблем нет. Единственная культура, в связи с которой возникают вопросы, это сахарная свекла. В целом же мы вырастили много собственных семян, которые по качеству не хуже импортных. Поэтому все опасения в прошлом. В следующем году наши сельхозтоваропроизводители будут делать акцент на отечественную селекцию.
Приведу простой пример. Краснодарский край занимает второе место в России по объему производства сои. 70-80% семян этой культуры относится к кубанской селекции. В качестве эксперимента в нашем регионе засеивают поля импортной соей. Мы видим, что сорта от наших селекционеров гораздо устойчивее и потенциально могут дать урожай, который вдвое превышает показатели иностранной селекции. Семена зарубежных производителей не приспособлены к непростым условиям Кубани. Идентичная ситуация и по другим культурам. Поэтому в отношении подсолнечника и кукурузы нет переживаний. Мы уверены, что наши селекционеры с учетом заданного тренда ведут обновление своих сортов и гибридов. На мой взгляд, проблем с этим не возникнет и впредь.
- Пролейте свет на будущее урожая. Сколько останется на Кубани и в России, сколько отправится в другие государства?
- В этом году снова имеются трудности с экспортом. Никто не отменял санкций. Страны Европейского союза запретили покупку российской пшеницы, Турция также ввела аналогичные ограничения. Конечно, эти шаги (и особенно решение соседней страны) сказались на экспорте. Тем не менее за первое полугодие 2024 года мы экспортировали 3 миллиона тонн зерновых культур. Это довольно неплохой результат. Мы понимаем, что потребность в российской пшенице в мире сохраняется.
Да, сегодня есть трудности, но завтра все равно найдутся каналы поставки и наше зерно будет реализовано тем странам, которые его традиционно покупают. Однако нашим партнерам следует учитывать, что урожай не везде в Российской Федерации хороший, поэтому приоритетом станет насыщение внутреннего рынка. Мы традиционно оставляем в Краснодарском крае около 5 миллионов тонн зерна. Этот объем после переработки расходится по региону и стране. Все остальное экспортируем.
Издержки аграриев увеличились
- С чем связан заметный рост цен на сезонные овощи и фрукты на Кубани? Фермеры жалуются, что причина в дефиците трудовых ресурсов, который возник на фоне ограничений на работу для иностранных граждан.
- Первой причиной стали погодные условия. Один из наших фермеров, который на 70 гектарах выращивает малину, рассказывал мне, что все ягоды, которые он не успел накрыть навесом, сгорели. Осталось только 2-3 гектара. То же самое и с овощами на открытом грунте. Вторая причина - нехватка трудовых рук. Сегодня регион переживает переходный период. Мы вырабатываем концепцию дальнейших действий. В этом вопросе сотрудничают министерство образования и министерство сельского хозяйства. В Советском Союзе существовали студенческие отряды. Мы почему-то прекратили развивать это направление и решили урегулировать проблему дефицита кадров с помощью мигрантов. Между тем только в Краснодарском крае существует 26 колледжей, которые обучают сельскохозяйственным специальностям. У них 11 тысяч студентов. Это целая армия. Сегодня мы должны привлечь их на практику на фермы, чтобы получить специалистов, которые могут производить обрезку садов и виноградников, закладку насаждений и другие технологические манипуляции. От студентов требуется только желание.
Немаловажно, чтобы сельхозтоваропроизводители пошли навстречу. Труд ребят тоже должен оплачиваться. С сентября этого года краевое министерство образования увеличит количество мест на специальности сельскохозяйственного направления. В этот переходный период мы поддержим наших производителей. К примеру, если фермер выращивал овощи и был вынужден сократить территорию вдвое, рассмотрим возможность компенсации части расходов.
В некоторых случаях аграрии понесли издержки, потому что им пришлось повысить плату работникам, которые собирали урожай. Кстати, это тоже сказалось на стоимости продукции. Мы поддержим их в этой ситуации, потому что иного выхода нет - нам надо перестроиться на другие рельсы.
Белорусская поддержка
- Почему падает поголовье крупного рогатого скота?
- Что касается мясного направления, оно у нас растет. Снижение в этом году произошло в молочном. Это связано с выбраковкой непродуктивного поголовья. На 1 июня в регионе поголовье крупного рогатого скота составило 561 тысячу, что ниже уровня предыдущего года на 2 тысячи. Уверен, к концу года эта цифра выровняется за счет введения нового поголовья. Сокращение численности связано в первую очередь с тем, что предприятию экономически невыгодно держать низкопродуктивную корову. Пять лет назад надой в семь тысяч килограммов молока с одной коровы в год считался хорошим. Сейчас это минимальный порог. Если надои коровы ниже, от нее избавляются. Сегодня вы можете видеть рост производства молока в крае. Таков результат как у наших фермеров, так и на предприятиях. Тут все взаимосвязано. Мы и дальше будем двигаться в этом направлении. Сегодня идет выбраковка не только низкопродуктивного, но и лейкозного поголовья. Специалисты ветеринарной службы находят предприятия, которые могут заместить эту корову хозяйствам. Животное отправляется на мясокомбинат, который платит за него деньги. А фермеры на эти средства покупают новую корову. Таких примеров уже набралось несколько тысяч. Избавление от лейкозного поголовья - важная задача.
Сегодня поголовье КРС гораздо больше, чем было в 2015-2016 годах. Мы очень активно шли к этим цифрам последние 4 года, прибавляя каждый год по 5, 7, иногда и 10 тысяч голов. Но предприятия больше не хотят держать неэффективных животных, если есть возможность купить более продуктивных.
- Откуда сегодня поставляется сельхозтехника? Как обстоит ситуация с иностранными запчастями?
- Был период, когда мы покупали «джондиры», «клаасы», «ньюхоланды», «кейсы». Наверное, наш регион был самым желанным рынком для любой иностранной компании. Не могу сказать, что после санкций ее совсем не стало. Но появились большие ограничения. Сегодня кубанские предприятия используют технику разных производителей. В сегменте тяжелых тракторов аграрии начинают переходить на отечественную технику производства Петербургского тракторного завода. Конечно, это не идеальный вариант, но трактора выполняют все поставленные задачи. Замещение идет по одной простой причине: приобрести запасные части на западное оборудование проблематично. Они присутствуют на рынке, но стоят невероятно дорого. Поэтому многие фермеры дорабатывают ресурс существующей техники, реализуют ее на запчасти и покупают машины отечественного производства. Кстати, немецкая компания CLAAS оставит здесь производство по сборке комбайнов, но не в таком объеме, как это было ранее. Кубанские фермеры сегодня покупают комбайны от российской компании «Ростсельмаш» или белорусского «Гомсельмаша».
На территории края уже налажена сборка белорусских комбайнов. Они не сильно уступают импортной технике, к которой все привыкли. И главное - их производитель очень гибок. На Кубани строятся цеха по локализации этого производства. Что касается тракторов малой мощности, и в этом сегменте белорусы активно зашли на рынок. Существует аналогичная техника и китайского производства. Но аграрии прекрасно понимают, что лучше синица в руках, чем журавль в небе: ресурсов китайских тракторов пока еще никто не знает. В Краснодарском крае и России в целом нет технических центров, которые их обслуживают. Запчастей тоже нет. В лучшем случае есть масло и фильтр. Если трактор поломается, сельхозтоваропроизводитель потеряет гораздо больше, чем приобретет.
Пока мы не видим на территории края ни одного крупного центра, который мог бы обеспечить обслуживание и своевременную поставку запасных частей. Что касается опрыскивателей и остальной прицепной техники, многие из них выпускаются на территории Краснодарского края.
- Существуют ли сложности с узкоспециализированной сельхозтехникой?
- В большей степени проблема с горохоуборочными комбайнами. Консервная отрасль - одна из самых крупных в Российской Федерации. К сожалению, здесь комбайны импортные, и большинству из них уже много лет. Вторая проблема связана со свеклоуборочными комбайнами. Они тоже иностранные. Мы купили много комбайнов и насытили ими отрасль. Сейчас будем дорабатывать их ресурс и ждать аналогов от отечественных машиностроителей. Поэтому в будущем появятся проблемы. Пока еще сохраняется стабильная ситуация: мы обеспечены комбайнами для уборки сахарной свеклы и их запчастями.
Кубанский хлопок и хмель
- В крае появились новые культуры. Какие объемы урожая уже собрали?- В рамках импортозамещения посадили хмель в Северском районе. Крупные пивоваренные компании, которые в большинстве своем были зарубежными, и маленькие заводы использовали хмель иностранного происхождения. Санкции сделали актуальным переход на собственное сырье. Но его в таком объеме нет. Предприятия при Чувашском научно-исследовательском институте сельского хозяйства выращивают в лучшем случае 1% от российского потребления. В Северском районе сельхозтоваропроизводители заложили порядка 80 гектаров хмеля, которые потом увеличили до 140. В прошлом году собрали урожай. Понятно, что пока нет правильных технологических решений по выращиванию этой культуры на территории Краснодарского края.
В центральной полосе России, где находится Чувашия, все эти методы отработаны и могут использоваться в промышленных масштабах. В нашем же регионе этот процесс налаживается методом проб и ошибок. Сегодня у нас появляются маленькие фермерские хозяйства, которые закладывают хмельники. Пока это идет в рамках научно-практического эксперимента. Но я думаю, что в случае с хмелем мы точно выйдем на производственные мощности.
- Как складывается ситуация с кубанским хлопком?
- Из прошлого у нас сложился стереотип, что хлопок - это культура, требующая обильного полива, и она сильно закисляет почву. Однако современные гибриды, которые произрастают в Азии, уже имеют совершенно другие требования. Потребность в выращивании этой культуры появилась после того, как страны постсоветского пространства, откуда мы ввозили хлопок, решили сами перерабатывать его. Примерно в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века такие закладки были. Но советское руководство приняло решение остановить выбор на Узбекистане, Таджикистане и Казахстане, потому что волокно выращенного там хлопка было длиннее кубанского за счет долготы светового дня и температурного режима. В этом году мы провели несколько экспериментов: сеяли его в разные периоды весны и летом. Поздний сев в итоге дал хорошие всходы. Для него чем выше температура - тем лучше.
И, конечно, важен полив. Сейчас как раз начинается цветение кубанского хлопка. Результаты пока сообщить не могу, но растения сформированы.
В прошлом месяце мы заложили в Темрюкском районе еще 5 гектаров экспериментального посева. Современная технология выращивания хлопка практически ничем не отличается от выращивания сои. Посмотрим, что получится. А наши перерабатывающие предприятия скажут, устроит ли их кубанский хлопок.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube