Краснодар, 27 марта – Юг Times, Зухра Куб. Новый год по-адыгски. Как древние черкесы отмечали вступление в сельскохозяйственный сезон.
На минувшей неделе, 21 марта, адыги отметили черкесский Новый год. Здесь елку заменяет боярышник, новогодние игрушки - адыгейский сыр, а зимнюю стужу - весеннее тепло. Но так же, как и привычный всем россиянам праздник, это торжество проводят вместе с семьей и друзьями, дарят подарки, веселятся и танцуют до утра. Неслучайно интерес к нему возродился в последние годы. Как древние адыги встречали Новый год и другие праздники, когда ждали возвращения нарта Саусэрыко на землю и причем тут тайные помещения в курганах, рассказал собеседник «Юг Times».
Аслан Тов, археолог, старший научный сотрудник Национального музея Адыгеи -Аслан Ахмедович, расскажите, что знаменовал собой для черкесов такой праздник, как Новый год.
- Древние адыги - это крестьянский народ, скотоводы и земледельцы. Их жизненный уклад зависел от явлений природы, возвращения тепла и начала сельскохозяйственных работ. Поэтому в день весеннего равноденствия, 21 марта, адыги отмечали черкесский Новый год. Праздновали три дня. Первый день - в кругу семьи, второй - всем аулом, а третий - день поздравлений, его отмечали вместе с друзьями, родственниками и соседями.
Куст боярышника вместо елки
- Какие традиции соблюдались в каждый из дней?
- Накануне новогодней ночи любая адыгская семья делала жертвоприношение. Это было прошение огню, на котором хозяйка готовит еду. Надо сказать, что очаг - сакральное место в доме адыгов. Он горел всегда за исключением случаев, когда умирал кто-либо из членов семьи. Когда хозяйка варила мясо жертвенного животного, она снимала жир и капала масло в огонь. Это был дар очагу. И, конечно, как принято у адыгов, все домочадцы совместно готовили вкусную и разнообразную еду. В новогоднюю ночь эти яства выставляли в отдельную комнату на адыгских круглых столиках - iанэ (адыг. - «анэ»). Это был единственный случай, когда в одной комнате собиралась вся семья. Дело в том, что у адыгов есть обычай избегания: невестка не могла разговаривать со свекром до рождения четвертого ребенка. Это было возможно потому, что обычно разные поколения семьи жили в отдельных домах, но в одном дворе. В новогоднюю ночь эти запреты снимались. Но женщины все равно сидели отдельно от мужчин. Звучали молитвы и пожелания. Было принято не спать всю ночь. Маленьких детей развлекали играми, чтобы они бодрствовали до утра. До восхода солнца мальчиков-подростков отправляли купаться в реке. Считалось, что тогда они будут целый год здоровы.
- Какие обычаи соблюдали во второй день празднования?
- В первый день наступившего нового года старейшина выводил народ из аула навстречу солнцу. Рядом с ним - два старца, а по обеим сторонам от них - мальчик и девочка. Предводитель держал в правой руке сосуд с адыгским пивом бахсым, в левой - три пирога с разными начинками. И как только солнце появлялось, он возносил молитву с просьбой об устойчивой погоде, чтобы урожай и трава на лугах родились хорошими. Затем отпивал глоток бахсын, отламывал кусочек пирога и передавал старикам. И далее яства шли по кругу. Угощались все присутствующие. Затем весь аул готовился к общему торжеству и большому застолью. Любая семья к новогоднему празднеству наряжала деревце с семью ветками. Как правило, это были боярышник или груша. Для аульского торжества тоже украшали дерево лоскутами ткани, различными красивыми вещами и обязательно адыгским сыром. Детям в этот день раздавали подарки.
С каждого двора на общий стол
- У адыгов был новогодний обычай, схожий с традицией колядок русского народа. Расскажите об этом.
- В первый день нового года молодежь наряжалась в шкуры животных. Вожак надевал на себя козлиную маску, и они по дворам обходили аул. Семьи одаривали гостей продуктами для общего застолья. Бывало, заходили в богатый дом, а хозяин окажется жадным и скажет: «Я вам индюка дам». Это мелочь, конечно. В таком случае предводитель притворялся мертвым и ложился на крыльцо. А девушки и юноши выражали свое горе, что их верховод лежит бездыханным. Хозяин после этого говорил: «Ну ладно, я вам барана дам». Для такого богатого человека это тоже несущественно. Предводитель не шевелился. В конце концов хозяин дома сдавался и выделял для общего застолья бычка. Тогда «мертвец» оживал, и процессия продолжала свой путь.
- Второй день празднества был богат на события. Что еще происходило в этот день?
- На деньги, собранные аулом в складчину, закупали крупное животное для жертвоприношения. Был целый обряд. Старейшине аула вручали новый, хорошо наточенный нож. В другую руку ему давали чашу с бузой - адыгским пивом. Он капал на лоб этого животного бузу и прикасался лезвием ножа. Затем присутствующие слева направо передавали друг другу сакральный нож. И таким образом все мужчины, от старцев до юношей, становились причастны к этому действу. Жертвоприношение совершал специально отобранный старейшина ми человек. Кровь животного собирали в сосуд. Присутствующие женщины макали в нее лоскуты ткани, которые хранили круглый год. Они считались оберегом для всех членов семьи. Мужчины макали уголок черкески в эту сакральную кровь. Это должно было хранить их от бед. Женщины сообща готовили разные вкусности. Если несколько аулов располагались близко друг к другу, они совместно могли совершить празднество. Застолье начиналось с молитвы обо всем народе, которую возносил старейшина. Затем начиналась трапеза. После были соревнования молодежи: различные игры, скачки, борьба и стрельба. Парни показывали свою сноровку и удаль. Адыгский мужчина в старину - одновременно крестьянин и воин. У нашего народа не было регулярной армии, поэтому все мужчины обязательно владели оружием. Победителей состязаний одаривали дорогими вещами. Затем начинался хоровод. Народ брался за руки и ходил вокруг наряженного деревца справа налево. Так официально открывали танцы - адыгэ джэгу. Народ веселился, звучали шутки-прибаутки. Если какой-то путник проезжал мимо, его тоже приглашали. Завершался праздник молитвами.
Народная взаимопомощь
- Вы упомянули про три дня. Чем отличался последний день встречи Нового года?
- На следующий день поздравляли друзей, родственников, соседей. Но особым образом. Допустим, семья в чем-то нуждается. И гость просил у хозяина то, чего у него нет. Например: «Я бы хотел взять у вас вашу повозку с быками». Это чтобы в течение года у семьи появилось средство для передвижения. В этот день совершали еще один интересный обряд. Старшие члены семьи, дедушка и бабушка, заходили в сад и обухом топора постукивали по фруктовым деревьям. При этом дед приговаривал: «Это дерево уже не такое хорошее, давай его вырубим». Пугали таким образом, чтобы оно плодоносило. Потом возвращались с внуками, постукивали палками и желали хорошего урожая.
- Какое место занимал Новый год в ряду других народных праздников древних адыгов? Был ли он самым значимым?
- Это был один из наиболее важных праздников. Но самое большое торжество проводили осенью, когда весь урожай был собран. Праздник назывался Тхашхо Гохаж, или Возвращение к большому Богу. У народа, который работал в поле и возился со скотом, не было возможности совершать все обряды в полной мере. Поэтому по завершении сельскохозяйственного цикла несколько аулов кооперировались и организовывали пышное празднество. Там тоже присутствовали спортивные соревнования и культурная программа. Или еще один праздник - Ночь Созереша, или День зимнего солнцеворота. Он знаменовал возвращение от холода к теплу и отмечался в ночь с 22 на 23 декабря. Считалось, что в эту ночь на землю возвращается великий нарт Саусэрыко, который снова даровал людям огонь. Каждая семья готовила разнообразную еду. Для нарта выставляли тот самый круглый столик с вкусностями. А для его коня Тхожия в качестве угощения готовили сено и ведро воды.
Есть еще одна интересная традиция, связанная с этим праздником. Археологические исследования выявили подземные святилища адыгов-язычников. Одно из них недавно было найдено в ауле Уляп под курганом на глубине четырех метров. Внизу мы обнаружили лабиринты и много чего интересного. Такой же курган был раскопан в 1980-х годах в горах Туапсинского района Мадином Тешевым и Владимиром Марковиным. Шестиметровое сооружение, разделенное на 12 секторов по поверхности камнями. И под ним пустой дольмен. С юго-западного склона был лаз под курган, через который можно было добраться до святилища. Жрец заползал туда и совершал обряды, связанные с днем зимнего солнцеворота. Шапсуги считали, что молодое солнце рождается в этом дольмене. Жрецы выводили светило и запускали на небо. С этого времени начиналось возвращение тепла. И многие святилища выполняли роль обсерваторий для наших предков. Жрецы оттуда наблюдали за перемещением созвездий. Астрономические знания уже были известны в древности. Они устно передавались из поколения в поколение.
Возвращение к истокам
- Долгое время адыгский Новый год не отмечался. Интерес к этому празднику появился лишь в последние годы. Как вы думаете, с чем это связано?
- Дело в том, что в последнее время многие народы возвращаются к своим корням. Конечно, молодежи нужно прививать характерные для нации ценности, мировоззрение, отношение к окружающему миру. Адыги живут на прекрасной земле - Западном Кавказе с таким великолепным климатом. Поэтому наш народ всегда считал окружающий мир одушевленным. По адыгскому мировоззрению, в природе нет ничего мертвого. Поэтому отношение к ней было очень бережным. Охота длилась только два месяца: ноябрь и декабрь. Остальные 10 месяцев - никакого убийства. Наши предки не трогали вожаков стаи, зверей и птиц, ожидающих потомства. Каждый адыг любого сословия имел право взять от природы нужное ему животное. Но просто так не убивали. То же самое и со стройматериалами. Хотя и были князья, но они владели не природой, а своим аулом. А лес, болота, реки были общими для всех людей, независимо от сословий.
Преемственность культуры
- Адыги сегодня в большинстве своем исповедуют ислам. Традиции встречи Нового года, которые вы описали, все же в основном относятся к язычеству. Нет ли в этом противоречия?
- Многие народы в своей истории прошли через язычество. Адыгские праздники, которые сейчас возрождаются, не противоречат никакой религии. Это народные обычаи, которые должны знать все, в том числе молодежь. Хотя многие представители и старшего поколения об этом до недавнего времени вообще не слышали. Очень хорошо, что возрождаются традиции и люди больше узнают, как в древности жили наши предки.
Возрождают традиции
На территории Адыгеи и Кубани живет несколько тысяч шапсугов. Сегодня этот субэтнос официально является малым народом России, но когда-то шапсуги входили в число крупнейших адыгских племен. Их поселения есть в самой национальной республике, а в Краснодарском крае - преимущественно в Туапсинском районе и Сочи. Современные адыги-шапсуги тоже активно интересуются своими древними обычаями. - Адыгский Новый год давно не отмечался причерноморскими шапсугами, - рассказала старший научный сотрудник музея истории города-курорта Сочи Амнета Хушт. - Но в прошлом году первый раз молодежь аула Большой Кичмай стихийно устроила торжество в честь этого события. На моей памяти это впервые. Были адыгэ джэгу, фейерверк, накрытые столы. Ребята играли на национальных инструментах и танцевали. Все получилось красочно и очень празднично. По примеру молодежи аула Большой Кичмай отмечали и жители аулов Хаджико и Калеж. В этом году 21 марта дети кичмайской школы поехали в лес. Согласно древней адыгской традиции, прививали диким деревцам ветки культурных сортов. Адыгский Новый год - это пора весеннего обновления, поэтому они решили отметить праздник таким образом. Причем интерес к нему возник не потому, что отмечать начали в Адыгее. Шапсугская молодежь самодостаточная. Ей невозможно ничего навязать. Запрос на возвращение к древним традициям предков возник у самого молодого поколения.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube