Погода
25 Января 2023
Интервью

Сергей Грабский: В туризме, АПК и строительстве нужны российские цифровые продукты

Источник фото: admkrai.krasnodar.ru

Краснодар, 25 января – Юг Times, Елена Иванова. Кубань может стать центром разработки качественных российских программных продуктов.

В 2022 году IT-специалисты стали одной из самых обсуждаемых профессий. Именно они наиболее активно отреагировали на политические изменения в стране, устремившись за рубеж, и тем самым заставили себя уважать. Сегодня Минцифры ищет способы вернуть ценные кадры на родину. Между тем в Краснодарском крае давно в планах стать российским центром развития цифровой среды. Для этого есть немало предпосылок. Так, на Красной Поляне уже сложилось комьюнити IT-предпринимателей и инвесторов, экспертов, менторов и стартап-команд, развивающих кластер информационных технологий. Профессионалов привлекли комфортные условия Черноморского побережья. Многие приезжают и остаются работать здесь. «Приземлиться» помогает федеральная программа специальной ипотеки. В 2022 году порядка 300 IT-специалистов воспользовались ей для покупки жилья в крае. Что нужно региону для привлечения лучших профессионалов и как прочно закрепить за собой статус цифрового центра, рассказал собеседник «Юг Times».

Сергей Грабский, председатель Ассоциации цифрового развития Кубани.




-Сергей Сергеевич, нужно ли, чтобы абсолютно все айтишники, работающие в отечественных компаниях, физически находились в России? 

- Совсем нет, айтишники - это одна из самых свободных профессий в мире. Релокация IT-специалистов началась задолго до мобилизации и даже до пандемии. Благодаря высокому заработку и специфике работы они могут себе позволить выбирать лучшие места для проживания. И в этом нет ничего отрицательного. 

- Насколько был ощутим в Краснодарском крае этот отток? 

- В среднем по ассоциации из компании в 50 человек уехало 3. Это касается фирм, которые работают только на внутреннем рынке. Если же говорить о филиалах зарубежных компаний, там отток был больше. Но в целом эта тема была сильно перегрета. Посчитали всех айтишников, которые уехали из России после 24 февраля. Но если углубиться в вопрос, окажется, что большая часть из них поехала за рубеж сделать банковскую карту для оплаты иностранных сервисов или перечисления заработка из международных офисов.

 - В какие страны в основном уезжали? 

- С Кубани уезжали в Армению, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд и на Бали. 

- Встречаются ли наши айтишники с какими-либо сложностями за рубежом и известно ли вам о возвращениях, связанных с этим фактором? 

- Любой человек за границей сталкивается с трудностями. Даже если это страна постсоветского пространства, все-таки другой уклад жизни, иные традиции. Именно поэтому, действительно, немало случаев возвращения. 


Пряник лучше кнута 

- Какие условия нужны IT-специалистам для возвращения в Россию или чтобы они в дальнейшем не уезжали? К примеру, сейчас рассматривается такой механизм как повышение ставки НДФЛ для уехавших айтишников. Стоит ли его применять? 

- Не стоит этого делать. Нет ничего плохого в том, чтобы русскоязычные люди расселялись по миру, при этом сохраняя гражданство, распространяя нашу культуру. Находясь за рубежом, они работают на благо нашей страны и на наш российский валовый продукт. Ухудшение условий подтолкнет их к смене гражданства. В таком случае они будут работать на развитие других стран, чужой экономики, платить там налоги, а это нам совсем невыгодно. После начала специальной военной операции некоторые государства, к примеру Армения, очень быстро приняли адресные программы для максимально легкой релокации российских кадров из сферы IT. И они очень успешно «приземляли» их в своей стране. За нашими специалистами буквально охотятся во всем мире, и создавать для них негативные условия в такой ситуации означает лишь добавлять причин окончательно порвать связи с родиной. 

Наоборот, надо создавать условия и давать льготы. Прежде всего закрепить отсрочку от мобилизации, потому что пока она предоставлена им на уровне слова министра цифрового развития и министра обороны РФ. Это успокаивает далеко не всех. Должен выйти четкий закон, который юридически зафиксирует невозможность призывать IT-специалистов. Это первый шаг, который сегодня необходим. Второе - создание максимально комфортных условий для работы. Я буду говорить только о нашем регионе. Считаю, что в Краснодарском крае должно появиться свое Сколково, наш регион должен привлекать IT-специалистов, в этом важная точка развития кубанской экономики. 

- О создании IT-кластера на Кубани уже немало говорили. Каким образом такой проект может быть воплощен в реальность? 

- Это должен быть федеральный проект, реализованный на территории Кубани. Наш регион должен конкурировать за IT-специалистов от лица страны со всем миром и получить поддержку на самом высоком уровне. Айтишники могут позволить себе лучшие локации и условия, первый фактор в нашем крае выполняется по умолчанию, нужно активно работать над вторым. 

При этом даже не придется придумывать ничего нового. У нас есть пример Кремниевой долины, которая сконцентрировала в себе лучших профессионалов и стала интеллектуальным центром для цифровой среды. Краю сегодня нужно в первую очередь поддержать местные вузы - именно они создадут научную базу, на которой закрепится кластер. У нас есть достаточно сильные профильные учебные заведения: КубГТУ, КубГУ, КубГАУ, училище им. Штеменко. Но им требуется развитие. 

- Чего не хватает образовательной сфере? 

- Я бы не стал говорить о недостатке чего-либо. Хотелось бы видеть принципиально новый подход к организации IT-образования, на острие самых передовых практик и наработок. Среда определяет сознание. Обстановка в наших в вузах не ассоциируется с чем-то инновационным. Даже сами здания, построенные в прошлом веке, зачастую не отвечают современным стандартам. Не везде сделан ремонт. Сложно представить себе специалистов высочайшей квалификации, увлеченно работающих в устаревших помещениях. Они должны проникаться высокими технологиями, не думая об обустройстве рабочего места, мыслить категориями будущего. 

Нужно увеличивать в вузах набор на IT-специальности, создавать новые корпуса, которые не уступят по своему оснащению офисам профильных компаний. Переделка помещений из старых не соответствует духу времени и духу этой специальности. Специалистов-практиков можно не только привлекать к оснащению классов, но и задействовать в учебном процессе. Сейчас мы пользуемся базой, созданной нашим математическим, физико-техническим образованием, которое в советское время было мощнейшим. Оно сделало наших айтишников самыми сильными в мире. Но это не значит, что некуда больше стремиться. Если мы не наложим на доставшуюся нам историческую базу новую инфраструктуру, современные подходы, в недалеком будущем потеряем позиции. 


Столица края объединит 

- Раз вузы являются важнейшей частью для IT-кластера, значит, местом его расположения все же должен быть Краснодар, а не Красная Поляна, которую чаще всего упоминают в этом контексте? 

- Да, это должен быть краевой центр. Именно он расположен в сердце региона, здесь наиболее развитая инфраструктура. В Красной Поляне сформировалось сообщество уже зрелых специалистов. Они сконцентрировались в очень комфортном месте, где можно поработать и отдохнуть. За последние годы туда приехали порядка двух тысяч опытных айтишников, сегодня их, наверное, немного меньше, так как произошел некоторый отток кадров. Таким образом, это место для уже состоявшихся профи. Но смысл кластера в воспитании и подготовке новых кадров. Для этого Красная Поляна не подходит. Когда вы живете в Сочи, у вас есть только Сочи. Развивать перекрестные связи оттуда с другими территориями сложно - слишком тупиковая локация. А когда вы живете в Краснодаре - у вас есть весь Краснодарский край. Сюда тянутся связи из всех районов. И, как я уже сказал, здесь вузы - необходимая интеллектуальная база для развития IT-сферы. 

Во всех приморских городах края: Сочи, Туапсе, Геленджике, Новороссийске, Анапе - должна быть растиражирована успешная практика краснодарского инновационного центра «Аквариум». В каждом из них должен появиться локальный IT-парк, и он будет звеном в общем кластере с центром в столице региона. Люди хотят жить и работать на море. Значит, надо создать такие условия, чтобы наши морские курорты конкурировали на равных с Бали и Таиландом, куда предпочитают отправляться многие российские айтишники. Конечно, наш климат несколько хуже. Но есть большой плюс: привычная обстановка, государственное устройство, отсутствие языкового и культурного барьеров, чего невозможно ожидать в других странах.

- Кто, по вашему мнению, должен вкладывать деньги в такой проект? 

- Необходимо трехстороннее сотрудничество. Главную нагрузку должен взять на себя федеральный бюджет. В меньшей степени - край, который предоставит землю и коммуникации. К государственному финансированию должны прибавить свои средства частные инвесторы. Проекты, реализованные без бизнеса, в итоге всегда становятся неэффективными, так как предприниматели лучше всего понимают рынок и знают, как извлекать выгоду, а не просто выполнять план. В кубанский IT-кластер должна вкладываться федерация еще и потому, что он принесет дивиденды не одному региону. Кластер поможет не столько Кубани конкурировать с другими регионами, сколько России - с другими странами в борьбе за русскоязычных специалистов. 

- Сейчас время для бизнеса инвестировать в IT? 

- К сожалению, ответ на этот вопрос отрицательный. На первый взгляд, самое время инвестировать в IT, так как сфера, безусловно, перспективная сама по себе и есть задачи импортозамещения. Но все эти факторы перекрываются нестабильностью обстановки. Бизнесу нужен горизонт планирования. Сегодня он не имеет его и, конечно, не будет делать крупных вложений. В прошлом году инвестиции в IT-стартапы в России сократились  на  57%. И это одна из причин, почему я выше говорил, что главным инвестором в IT-кластер в Краснодаре должен стать федеральный бюджет. 

Мы ожидаем накопленный отложенный спрос со стороны инвесторов в будущем. 

- Сыграла ли свою роль IT-ипотека, не нуждается ли эта программа в доработке? 

- По моему мнению, IT-ипотека - прекрасная программа, которая выполняет свою позитивную роль. Были проблемы с тем, что Минцифры допустил ошибку и использовал термин «регионы», хотя имели в виду города с населением более миллиона. Если городов-миллионников у нас не так много, то регионы почти все имеют население больше этой цифры. Получилось, что практически на всех распространилась высокая зарплатная планка. Но сейчас эта ошибка исправлена. 

Остается только добавить на региональном уровне дополнительные льготы. Пока ни в одном из регионов не смогли этого сделать, так как законы не позволяют. Если нормативные препоны устранят и в Краснодарском крае снизят процентную ставку за счет региональных средств, программа станет более эффективной. Мы все ждем, что это произойдет. 

К примеру, огромную пользу принес краевой закон о том, что компании, зарегистрированные у нас по соответствующим ОКВЭД и уплачивающие налог по УСН с дохода, могут платить вместо 6% только 1%, уплачивающие налог с дохода за вычетом расходов вместо 15% - 5%. При выручке в IT-сфере в 70% это существенная льгота. Закон сыграл позитивную роль. Он был принят в середине прошлого года, но имеет обратную силу. Если компания заплатила налоги за январь-июнь 2022 года по прежней ставке, она может пересчитать сумму и использовать образовавшуюся переплату как аванс за будущие периоды. Закон будет работать как минимум до 2024 года. 

- Кто главный цифровой конкурент Кубани? 

- Мы конкурируем с Ростовской областью, Казанью, Новосибирском, Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом. По уровню развития IT-сферы пока не дотягиваем до всех перечисленных регионов. В Ростовской области есть Таганрог - это исторически область развитой цифровой среды, в Новосибирске сильная научная база, и это тоже давний интеллектуальный и цифровой центр, еще с советских времен. Мы находимся в догоняющем положении, и нужно сделать все, чтобы сократить отставание. 


Достижения есть 

- В каких направлениях край наиболее силен? 

- Наша яркая сторона - информационная безопасность. У нас хорошие выпускающие кафедры по этой специальности. Также работает два центра мониторинга компьютерных инцидентов. Они оперативно отображают опасные события в цифровой среде и корректируют системы. 

- Какие специалисты нужны региону? 

- Нам нужны все. И разработчики, и аналитики, и даже специалисты по кибербезопасности, которые у нас представлены наиболее широко. К тому же на нашей территории работает много IT-компаний, которые на самом деле зарегистрированы в Москве. Они платят налоги не в краевой бюджет и вкладывают не в наш валовый продукт. С этим тоже нужно бороться, переманивать их административно в наш регион, тем более что географически они уже здесь.

 - В крае последнее время часто проводят различные акселераторы, хакатоны. Насколько они эффективны для развития IT-среды?

 - Я видел на хакатонах студенческие команды IT-стартапов, которые выигрывали у опытных крупных компаний. Порой начинающие айтишники или любители создают проекты сильнее, чем у состоявшихся профессионалов. Это говорит о том, что такие форматы работы очень эффективны и полезны. Они помогают как можно раньше выявить талантливых ребят, которые способны предложить уникальный прогрессивный продукт. А те, в свою очередь, прямо в процессе мероприятия могут определить для себя будущее место работы. 

- Студентам- айтишникам зачастую не хватает практики. Есть ли сотрудничество вузов и кубанских компаний по этой части? 

- Да, сегодня такое взаимодействие развивается. Кубанские компании охотно берут к себе на стажировки и практики студентов. Многие потом остаются там работать. Компании сами проводят олимпиады по спортивному программированию, уроки цифровой грамотности в школах и вузах. Сейчас стоит задача наладить другое направление этого сотрудничества. Я говорю о том, чтобы преподаватели-практики, то есть действующие сотрудники компаний, могли приходить в вузы и проводить занятия. Такие преподаватели могут заметно улучшить качество образования, приблизить его к современным реалиям. Пока вопрос о том, как это сделать, остается открытым. Программа вуза достаточно инертна, а изменения в IT-отрасли происходят молниеносно. Успевать за ними - сложная задача для университетов. 

- Сейчас все отрасли активно занимаются импортозамещением или по крайней мере обсуждают возможности участвовать в процессе. Как обстоят дела с этим в цифровой среде? 

- Операционные системы замещаются тяжело и медленно. С этим нашим айтишникам еще предстоит хорошо поработать. А небольшие прикладные программы быстро обрели российские аналоги. Компании, которые их разработали, получили кратное увеличение выручки. В органах власти офисные программы уже полностью заменили на отечественные продукты. Но этого требовало законодательство. С частным сектором сложнее. Здесь нужно занимать рынок в конкурентной среде. 

Сейчас практически у каждой кубанской компании есть проект, связанный с импортозамещением, часто - не один. Речь не только о разработке программ, нужна системная интеграция, сопровождение в процессе работы уже установленного ПО. И это все - тоже точки роста для местных компаний.

 - Будет ли у нас свой смартфон? 

- Нет, и я не вижу в этом смысла. Пока нас прекрасно обеспечивает смартфонами на данный момент дружественный Китай. Продукция такого рода требует большого рынка сбыта, порядка 300 миллионов покупателей. Это нужно, чтобы окупить все вложения, ведь высокотехнологичное изделие связано с большими затратами. В нашей стране проживает порядка 145 миллионов, и этого недостаточно для подобных проектов. Хочу отметить, что замещать импорт вообще всей IT-индустрии нецелесообразно. Это утопическая идея, она не имеет смысла. В 2022 году из края ушли многие зарубежные IT-компании, работавшие в сферах строительства, туризма, сельского хозяйства. Это ключевые отрасли для нашего региона. И вот здесь нам нужно срочно замещать импорт, разрабатывать качественные современные программные продукты.


За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»

Читайте также:

Александр Полиди: Миграция всегда была главным фактором роста экономики Кубани
15 Марта
Интервью

Александр Полиди: Миграция всегда была главным фактором роста экономики Кубани

Каждый российский регион в прошлом году столкнулся с беспрецедентным санкционным давлением.
Гюльнара Низамова: Я выросла за кулисами и впитала профессию с младых ногтей
08 Марта
Интервью

Гюльнара Низамова: Я выросла за кулисами и впитала профессию с младых ногтей

Заслуженная артистка Кубани в этом году отметит 20-летие своей творческой деятельности.
Наталья Данина: Изменения в экономике выводят на первый план новые профессии
01 Марта
Интервью

Наталья Данина: Изменения в экономике выводят на первый план новые профессии

Текущий год должен ясно показать, что же случилось с российской экономикой в рубежном 2022-м.
Виктор Маркелов: За время службы командиром полка я не наказал ни одного солдата
22 Февраля
Интервью

Виктор Маркелов: За время службы командиром полка я не наказал ни одного солдата

Праздник, который отмечают 23 февраля, берет свое начало во временах СССР.
Глеб Старков: По уровню содействия развитию конкуренции Кубань в десятке лидеров
15 Февраля
Интервью

Глеб Старков: По уровню содействия развитию конкуренции Кубань в десятке лидеров

Более 1,6 тыс. судебных заседаний с участием представителей ФАС России прошло в 2022 г.
Юрий Пустовит: Мораторий на проверки краевым бизнесом почти не ощущается
08 Февраля
Интервью

Юрий Пустовит: Мораторий на проверки краевым бизнесом почти не ощущается

Форум от «Право.ру» и соорганизаторов - Адвокатского бюро «Юг» стартует на этой неделе.
09:03 На Крымском мосту ускорят процедуру досмотра автомобилей 21:04 Путин и Си Цзиньпин подписали заявление о направлениях экономического сотрудничества 19:49 На Кубани сформировали 14 туристических маршрутов по местам воинской славы 19:44 Норма активной жизни 19:36 Saving Behaviour Pattern 19:13 ФАС разрешила «Объединенной чайной компании» приобрести активы производителя чая Lipton в России 18:01 Новым начальником УМВД России по Краснодару назначен Олег Казахов 17:28 Певец Стас Пьеха попал в больницу из-за коронавируса 17:02 Верховный суд разъяснил, при каких обстоятельствах сдача в плен будет преступлением 16:34 В России участники СВО и их семьи получат поддержку при трудоустройстве