Краснодар, 23 июня – Юг Times, Алла Михеенко. Оператор краснодарских аэропортов за последние три месяца был вынужден мобилизовать все силы на работу в условиях жесточайшей экономии и поиск решений по сохранению персонала, доходности и сокращению потерь.
О реализации на Кубани крупных инвестиционных проектов в сфере воздушного сообщения, возможной смене названия компании, управляющей аэропортами края, и о влиянии кризиса, связанном с пандемией коронавируса, - в интервью «Юг Times».
АЛЕКСЕЙ СТАРОСТИН, генеральный директор ООО «Базэл Аэро».
- Алексей Александрович, вы вступили в должность генерального директора ООО «Базэл Аэро» в июне прошлого года. Отличается ли специфика руководства компанией от управления Международным аэропортом Казань? В чем различия?
- Принципы управления аэропортовым комплексом остались прежние, независимо от того, каким аэропортом ты управляешь - Казани или Краснодара. Но сейчас в моем хозяйстве сразу три аэропорта, два из которых входят в первую десятку крупнейших аэропортов России: Сочи и Краснодар. Сочи пятый по числу обслуживаемых пассажиров после аэропортов Московского авиаузла и Пулково (Санкт-Петербург). Сочинский аэропорт после Олимпиады 2014 года стал одним из лучших как по числу обслуженных пассажиров, так и по уровню компетенции персонала, имеющего большой опыт работы в условиях пиковых нагрузок. Специфика или отличие от Казани - это более выраженная сезонность южных курортных аэропортов. Казань также является одним из ведущих туристических центров, только там нет моря, куда каждое лето стремится половина россиян. Все аэропорты со своей спецификой. Краснодар, аэропорт с амбициями на главный южный хаб и столицу Южного федерального округа, более близок Казани и по объемам производства, и по качеству пассажирского трафика. Анапа с большим потенциалом по росту туристического потока и развитием международного трафика. Сочи - всесезонный аэропорт курортной столицы России.
- С какими новыми вызовами как руководитель вы столкнулись?
- Краснодарский край - наиболее экономически развитый регион на юге, а также крупнейший туристический кластер в России. Здесь огромный потенциал роста как делового, так и рекреационного туризма. Этот потенциал и сегодня реализован далеко не полностью, несмотря на бурный рост последних лет. Главная проблема, которая сдерживает рост перевозок, - нехватка прямых рейсов и конкуренции между авиакомпаниями. Именно эту проблему мы активно продолжаем решать. И это в целом соответствует существующей государственной программе по развитию прямых межрегиональных рейсов. В прошлом году из наших аэропортов были открыты 19 новых региональных маршрутов. Еще 6 перешли из сезонных в круглогодичные.
Главным вызовом все-таки стала пандемия COVID-19. Фактически начав реализацию серии преобразований и новых проектов, мы с командой вынуждены были мобилизовать все силы на работу в условиях жесточайшей экономии и поиск решений по сохранению персонала, доходности и сокращению потерь.
НАСТИГШИЙ КРИЗИС
- Как ситуация, связанная с карантинными мерами по ограничению передвижения, отразилась на компании?
- Количество рейсов в аэропорты группы сократилось на 80%. В пассажирах мы потеряли более 90% трафика на фоне сокращения авиаперевозок в период развития пандемии коронавируса. Всего, по предварительным оценкам, при оптимистичном сценарии наши аэропорты могут потерять более 2 миллиардов рублей только за период с апреля по июнь. Восстановление пассажиропотока началось лишь с 1 июня. Количество пассажиров выросло почти в 2 раза по сравнению с апрельскими и майскими значениями. При этом карантин в Краснодарском крае действовал до 21 июня, как следствие, многие авиакомпании корректировали свое расписание, которое они запланировали на вторую половину июня, и аэропорты снова остались без выручки в июне. Соответственно, потери будут значительно больше.
- Насколько большие убытки? Как картина выглядит в сравнении с другими аэропортами?
- Наиболее сильные потери понес аэропорт Сочи в связи с тем, что численность персонала там самая большая, объем перевозок по сравнению с Краснодаром и Анапой тоже самый большой - это наиболее крупные потери (более 1,2 миллиарда рублей). По сравнению с другими аэропортами, возможно, теряем больше. Но, несмотря на ограниченный трафик, мы продолжаем работать. При этом сохраняем почти 100% персонала всех аэропортов за счет вывода на простой и сокращенной рабочей недели, а также используем возможность удаленной работы.
- Как вы перестроили бизнес-процессы в компании и будет ли привнесен какой-то опыт в дальнейшую деятельность?
- Мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы. Интеграция с партнерами-авиакомпаниями, арендаторами строится на системной основе. Совместно с ИТ-компаниями ведем разработки различных проектов. Так, в мае начали использовать новый программный продукт Avanpost IDM 6.0 (16+), который позволяет управлять доступом работников к ключевым информационным системам компании. Число пользователей системы превышает 1500 человек. Перед нами стояла задача не только создать единую систему управления доступом, но и повысить эффективность работы отделов IT и информационной безопасности. Аналогичную работу ведем в других направлениях. Например, в рамках качественного обслуживания пассажиров работаем над проектами самостоятельной сдачи багажа и электронного посадочного талона, по направлению маркетинга внедряем собственную программу лояльности. Также есть проекты обновления производственной системы.
- Это, пожалуй, третий кризис в опыте компании после 2008 и 2015 годов. Он сложнее предыдущих?
- Текущий кризис гораздо тяжелее переносится всеми участниками авиаотрасли - от авиакомпаний и аэропортов до арендаторов и сервисных компаний. В одночасье практически все авиакомпании приостановили большую часть полетов, некоторые и вовсе приземлили свой флот и приостановили деятельность. За короткий промежуток - с марта по июнь - аэропорты потеряли или недобрали выручку, необходимую для поддержания работы аэропортового комплекса, включая ремонт плоскостных сооружений (перроны, рулежки, взлетные полосы), зарплата сотрудников и обслуживание кредитов.
- В какой поддержке от государства нуждается отрасль сейчас, какими мерами вы планируете воспользоваться?
- Помимо прямой компенсации аэропортам на одного потерянного пассажира необходимы более системные и глубокие меры по поддержке отрасли. К ним относятся освобождение от некоторых налогов (на землю, имущество, освобождение от НДС), а также ряд отсрочек, которые позволят вывести работу аэропортов, а также вернуть все инвестиционные проекты в прежнее русло. Мы уже подали заявку на компенсацию затрат за апрель в Росавиацию, которые поступят в конце июня. Планируем аналогичные субсидии получить за май и июнь. Уже понятно, что июнь также будет провальным с финансовой точки зрения для большинства российских аэропортов и реальное восстановление рынка начнется только с июля.
ПАССАЖИРОПОТОК ЗАМЕР
- Насколько снизился пассажиропоток за последние два-три месяца в Краснодар, Сочи и Анапу и реально ли наверстать его к концу года? Сколько понадобится времени для восстановления прежних показателей?
- За три месяца (март-май) в аэропортах отменено почти 11 тысяч рейсов, число пассажиров сократилось на 93%. Для восстановления прежних показателей на внутренних перевозках потребуется минимум полгода. Мы рассчитываем, что к началу следующего года достигнем показателей 2019-го. По международным перевозкам ситуация будет восстанавливаться гораздо дольше - минимум год.
- Будут ли увеличивать российские авиакомпании число рейсов в июле, августе и в бархатный сезон? Подаются ли сейчас заявки и насколько они увеличены в процентном соотношении?
- Российские авиаперевозчики незначительно увеличили рейсы уже в июне, но после продления карантина на Кубани пересмотрели полетные программы. В июле мы ожидаем кратное увеличение рейсов в курортные аэропорты. Большинство регионов сняли ограничения, и россияне готовы к отдуху на курортах Краснодарского края. Сейчас уже поступают заявки на обслуживание чартерных рейсов и организованных групп детей в Анапу и Сочи.
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- Два из трех аэропортов компании являются воздушной гаванью курортных городов. Есть ли какая-то специфика (отличие от Краснодара) в распределении пассажиропотоков, выстраивании маршрутов в связи с этим?
- Сочи и Анапа являются крупнейшими черноморскими курортами России. Естественно, главный пассажир в этих аэропортах в отличие от Краснодара - это турист, отдыхающие с детьми, семейные пары. Маршрутную сеть авиакомпании выстраивают с учетом предпочтений туристов - прямые рейсы из регионов, минуя Москву. В Краснодаре это преимущественно деловой поток, жители краевого центра, Краснодарского края и соседних регионов - Ростовской области и Ставрополья, частично туристический поток, направляющийся потом на Черноморское побережье, в район Джубги и Туапсе.
- Если абстрагироваться от ситуации с коронавирусом, которая внесла свои коррективы в статистику, в целом какова динамика развития аэропортов? Какой из них показывает наибольший потенциал для дальнейшего развития? Какой демонстрирует наибольшую рентабельность? Какие цели ставит компания перед каждым аэропортом на будущее?
- Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Рассчитываем, что внутрироссийские перевозки вернутся к показателям прошлого году уже в декабре. Наибольшие перспективы у аэропорта Сочи, который является воздушными воротами всесезонного курорта. Помимо традиционного летнего отдыха практически до конца октября мы ожидаем россиян и зарубежных гостей на лыжный курорт горного кластера и в санатории прибрежного кластера. Конечно, самый большой и один из самых рентабельных аэропортов будет оставаться в Сочи. Он же и лучший аэропорт в Европе по качеству обслуживания в своей категории с пассажиропотоком от 5 до 10 миллионов человек в год. Перед каждым аэропортом стоят три основные задачи - повышение доходности, комфорта при обслуживании пассажиров и авиакомпаний и рост пассажиропотока. Эти задачи достигаются за счет расширения маршрутной сети, внедрения новых технологий и повышения уровня подготовки персонала.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
- Какие изменения произойдут в ближайшее время в сервисе аэропортов в связи с пандемией?
- Мы активно внедряем сервисы, которые направлены на снижение контактов между пассажирами и персоналом аэропортов. Так, на всех стойках по обслуживанию клиентов - регистрации, справочные, продажи авиабилетов - установлены прозрачные экраны. К таким сервисам относятся онлайни саморегистрация в терминале, самостоятельная сдача багажа и система электронных посадочных талонов.
- Будут ли отодвинуты сроки по строительству мультимодального комплекса на базе Краснодарского аэропорта? Если да, то насколько? На каком сейчас этапе реализация проекта?
- Строительство нового мультимодального транспортного узла на базе аэропорта Краснодар идет в целом по графику. Исключения составляли сложности, когда мы испытывали ограничения при передвижении наемной рабочей силы и техники. С момента разрешения работы строительной отрасли проект продолжился. Проектные работы по федеральным объектам и терминалу, общая стоимость которых 430 миллионов рублей, также идут в рабочем графике и финансируются за счет средств заказчика, то есть аэропорта Краснодар. Общий объем инвестиций в проект превысит 20 миллиардов рублей.
- Какие еще инвестиционные проекты планируются к реализации? Инвестиции в каком размере осуществит компания и в какие сроки рассчитывает их окупить?
- Мы активно ведем работы по международному терминалу аэропорта Анапа. Это еще одна точка активного роста туристического, делового и транзитного трафика. Компания реализовала проект по строительству нового терминала внутренних авиалиний на сумму 1,5 млрд рублей и в настоящий момент инвестировала в международный терминал более 500 миллионов рублей в рамках поддержки растущего международного трафика и обеспечения трансфера в соседние регионы. Но для синхронизации активностей инвестора и государства необходимы, с учетом прогнозного роста пассажиропотока, государственные инвестиции в размере 1,5 миллиардов рублей. Эти средства требуются для реконструкции и расширения перрона перед аэровокзальным комплексом, строительства новых рулежных дорожек, а также установки нового светосигнального оборудования. В следующем году планируем начать модернизацию привокзальной площади, инвестиции в которую могут составить около 400 миллионов рублей.
- Как складываются ваши отношения с государством в части осуществления крупных инвестиционных проектов?
- Федеральные и краевые власти понимают значение курортов Краснодарского края для туристической отрасли всей страны и необходимость развития транспортной инфраструктуры региона для развития въездного и внутреннего туризма. Мы видим поддержку губернатора края Вениамина Кондратьева в части реализации проектов Краснодара, Анапы и Сочи. Рассчитываем, что после выхода из кризиса Правительство РФ вернется к рассмотрению проектов развития магистральной инфраструктуры, включая ключевые на юге и региональные авиаузлы в Краснодаре и Анапе, и они получат необходимое государственное финансирование.
- Ранее некоторые СМИ писали, что «Базэл Аэро» задумался о переименовании, и в числе возможных вариантов наименования - ООО «Аэродинамика». Насколько реальна эта информация? И если будет переименование, то по каким причинам?
- Переименование компании назрело. Сегодня в холдинг входит уже четыре аэропорта. Кроме Сочи, Краснодара и Анапы в начале этого года вошел аэропорт Владивосток. Компания стоит на новом этапе развития, и я не исключаю, что наименование управляющей компании в будущем поменяется. Но пока этот вопрос не стоит на повестке. Сегодня важнее возобновить полноценную операционную деятельность отрасли после пандемии, активно вступить в летний сезон, который начнется фактически с 22 июня, и обеспечить максимальный комфорт в аэропортах гостям и жителям Краснодарского края.
ДОСЬЕ «ЮГ TIMES»
Алексей Старостин родился в Казани в 1975 году. Получил образование в Казанском государственном технологическом университете им. Кирова по специальности «Машины и аппараты пищевых производств». Также окончил Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «Менеджмент организации».
С 1998 года начал работать в структуре ОАО «Международный аэропорт «Казань». Прошел путь от специалиста по маркетингу до коммерческого директора. В 2008 году возглавил ОАО «Международный аэропорт «Казань».
В 2019 году назначен на должность генерального директора «Базэл Аэро».
За всеми важными новостями следите в «Одноклассниках» и на канале «Яндекс.Дзен»
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube