Краснодар, 7 октября - ЮГ Times, Владимир Приходько. Гуманитарные знания помогают ориентироваться в реалиях современного мира. Так, история позволяет делать прогнозы, обществознание — изучать реалии, в которых мы существуем.

Собеседник «Юг Times» — кандидат исторических наук и доцент Вадим Кумпан — считает, что эти дисциплины в кубанских школах преподают очень профессионально. Педагоги края готовы отреагировать на любые реформы и нововведения максимально оперативно.

Кубанский историк — о «политических пятиминутках», профессиональных учителях и следующем экономическом кризисе

 

— Вадим Александрович, позвольте поздравить вас с Днем учителя. Эту профессию в нашей стране традиционно принято считать женской, но все же вы ее выбрали. Расскажите нашим читателям, почему решили стать педагогом.

— Строго говоря, я профессиональный историк, мой выбор был именно таким. Педагогика — необходимое условие для моего увлечения. Ведь в нашей стране мало специализированных институтов, в которых можно было бы заниматься исключительно наукой, не отвлекаясь на уроки, лекции и семинары. Но я получаю настоящее удовольствие от процесса преподавания. Плюсом для меня стало то, что в современной школе с конца 90-х появилось обществознание. История не дает ответа на вопрос, зачем нужно учиться в вузе, но рассказывает, как получали знания Карамзин или Пушкин, и объясняет, почему Лермонтов писал именно такие стихи. На уроках же обществознания ребенок узнает многое о современном мире: изучает законы спроса и предложения, политическую систему страны, представляет, как выглядит нынешнее образование и каковы его задачи… Иными словами, я нашел свое место в жизни на стыке педагогики и науки.

 

УЧИТЕЛЯ В КРАЕ — БОЛЬШИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ

— Как вы оцениваете уровень знаний абитуриентов по итогам приемной кампании 2017 года?

— Наверное, качество подготовки студентов оценивать пора, но выводы делать рановато. Пока мы только преподносим материал, чтобы на ближайшей сессии выяснить, как он усвоен. Итогом школьного образования сегодня является Единый государственный экзамен. Выпускные испытания по истории и обществознанию кубанские школьники проходят лучше, чем их сверстники в стране. За это стоит благодарить наших учителей, которые в непростых реалиях системы отечественного образования успешно конкурируют с коллегами из других регионов и добиваются блестящих результатов.

Правда, Краснодарский край в результате ЕГЭ лишается сильнейших абитуриентов. Лучшие предпочитают учиться в Москве и Санкт-Петербурге. У нас остаются «хорошисты».

Что касается самой приемной кампании, то в ее ходе не оценивается уровень знаний. Собственные вступительные испытания есть только в нескольких вузах страны — Московском государственном университете имени Ломоносова, Московском государственном институте международных отношений и Санкт-Петербургском госуниверситете. Скажу, что кубанские выпускники успешно поступают в эти учебные заведения.

Вадим Кумпан: «История не только дает ответы, но и учит, как жить дальше»

ИСТОРИЯ ФОРМИРУЕТ НАВЫК

— Есть ли какие-то различия между школьной программой по истории и вузовским преподаванием предмета? Что бы вы изменили?

— Вузовское образование учит мыслить, школьное выполняет ту же задачу.

Современная версия истории устоялась. Есть система подтверждения фактов. Кардинальных изменений в дисциплине не происходит. Профессионально каждый из коллег занимается узкой проблематикой, отдельным периодом, исследует документы, артефакты, открывает что-то новое.

Для чего мы вообще изучаем историю? Чтобы знать, когда родился и умер Иван Грозный? Ну хорошо, знаем. А что дальше? В некоторых случаях знания помогают общаться с представителями других профессий. Например, юрист мне рассказывает о некоем деле, которое невозможно осуществить, потому что есть определенный закон. Я в таких случаях обычно говорю: «Вы, как профессионал, должны сделать так, чтобы это было возможно и получить результат».

История может помочь приобрести подобные навыки, используя так называемые прогностические методы. То или иное событие оценивается с нарушением одного очень важного закона, который у нас называется «запретом сослагательного наклонения». В западной науке такая форма исследования давно разрешена. Там уже очень много работ, которые связаны с вариантами развития истории. Например, что было бы, если бы Соединенные Штаты Америки не прокладывали железные дороги, а строили бы каналы?.. Задаваясь подобными вопросами, мы можем понять, как функционирует современный мир. Но пока это направление у нас только начинает развиваться.

 

КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ?

— Тут же вам возражу: как только наши ученые начнут использовать подобные методы, появятся работы типа «Что было бы, если бы Гитлер в 1941 году занял Москву?». Разве не так?

— Далеко не так. Но все-таки попытаюсь ответить на этот вопрос: мы все были бы мертвы. Нас бы просто уничтожили. Для русских, поляков и евреев это стало бы колоссальной трагедией. Есть повороты в истории, которые не терпят сослагательного наклонения. И каждый школьник должен об этом знать. В этом отношении мне запомнился рассказ одного из коллег о диспуте с историком из Германии. Сравнивались две системы образования: наша и немецкая. Западный ученый предложил открыть капоты немецкого и отечественного автомобилей. Комментарии, думаю, не нужны. Вот и вся разница, с его точки зрения.

Я бы в подобной ситуации сравнивал германский танк с советским образца 1945 года. Очевидно превосходство СССР. С этой точки зрения мы начинаем понимать, что в истории чудес не бывает. А также получаем ответ на вопрос, какую систему образования необходимо строить. Победа в Великой Отечественной войне — это во многом результат исторического образования того времени.

Наша наука не только дает какие-то ответы на вопросы, но и учит, как жить дальше. Самый важный вопрос: сколько мы хотим прожить именно «здесь и сейчас», на этой земле в тех же условиях? Лично я мечтаю, чтобы мои потомки жили в Краснодарском крае столь же долго, как мои предки, как минимум лет двести. В таком позитивном ключе мыслю и стараюсь жить.

 

ПИРАМИДЫ РАЗРУШИЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

— Гуманитарные науки, по крайней мере в нашей стране, в разные периоды отечественной истории преподаются по-разному. Как вы это объясните?

— Обществознание дает четкий ответ на этот вопрос. Все обусловлено теми реалиями, которые окружают нас «здесь» и «сейчас». Это нормально, историческое образование подвержено переменам.

Вообще, изучая жизнь предков, мы стараемся понять, как нам жить сегодня. Надо ли брать пример с политиков прошлого? Стоит ли подобным образом выстраивать экономическую систему? В любом историческом периоде обнаруживаем различные закономерности. Гуманитарное знание помогает человеку гораздо лучше ориентироваться в современных реалиях. Нужны подтверждения? Пожалуйста. Самый яркий пример неэффективного использования рабочей силы — египетские пирамиды. В результате их строительства цивилизация пришла в упадок. Людей можно было задействовать в сельском хозяйстве, традиционном для этой страны, но их отправляли на возведение гробниц. Может ли подобное повториться? Безусловно. Когда я вижу какое-то предприятие, которое аккумулирует все силы для чего-то бесполезного, понимаю, что оно через какое-то время не выдержит перенапряжения и разрушится.

 

ЭТО ИДЕЯ ЧИНОВНИКОВ

— Краевое министерство образования и науки в нынешнем году ввело «политические пятиминутки». Со второй четверти школьники будут обсуждать новости по темам «Слава России», «История говорит», «Новостная неделя» и «На Кубани мы живем». Насколько, по-вашему, хороша эта новелла?

— Честно говоря, я не участвовал в подготовке к внедрению этой идеи в учебный процесс. Но если исходить из ее духа, она наверняка не рождена в педагогической среде. Тот, кто находится внутри образовательного процесса, такого не придумает. Это похоже на воспоминания человека, который учился в советской школе, ежедневно бывал на политинформации. Это прямая аналогия с той эпохой. Детям было необходимо объяснять, что происходит в стране и мире. Сейчас такой нужды нет. Сегодня каждый ребенок и так постоянно получает огромное количество информации отовсюду. Слава России не формируется в рамках пяти минут. Нужно было бы хорошо взвесить и оценить все последствия такого нововведения.

Современные дети черпают информацию из различных источников. Но могут ли подобные сообщения вызвать какие-то положительные эмоции, тронуть за душу? Не обязательно.

Кто будет проводить на уроке пресловутую «политическую пятиминутку»? Открою страшную тайну. Скорее всего, классный руководитель, который является узким специалистом: учителем химии, физики, математики, биологии, физкультуры, технологии, в идеальном случае — историком... Результат может оказаться не тем, к которому стремимся. Это все равно, что обратиться к медику-любителю, а не профессионалу.

В любом случае я верю в кубанских учителей. Они смогут сделать «пятиминутки» полезными, раз уж такое задание получено.

Вадим Кумпан: «История не только дает ответы, но и учит, как жить дальше»

ОБРАЗОВАНИЕ КОНСЕРВАТИВНО

— В феврале 2017 года министр образования РФ сообщила, что история будет обязательным предметом на ЕГЭ. Прокомментируйте эту инициативу. Насколько она необходима?

— Если бы наш министр образования была не историком, а физиком, это прозвучало бы удивительно. Но Ольга Васильева профессионал. Для меня очевидно, что она очень сильно радеет о своем предмете. Видимо, глава федерального ведомства считает, что приближение к ее уровню было бы весьма полезным для детей. Однако есть объективные данные. ЕГЭ по истории есть и сейчас, но его выбирают мало учеников. Гораздо больше выпускников предпочитают обществознание. Наверное, чиновникам в образовании необходимо взвесить, что важнее: чтобы дети хорошо знали историю древнерусского государства или все-таки современную политическую либо экономическую систему России и впоследствии были активными гражданами?

Сегодня учитель готов ко всем переменам. Но, с моей точки зрения, школа — не та отрасль, которая должна реформироваться. Главная цель образования — передача опыта прошлых поколений. Если система устоявшаяся, стабильная, то она будет развиваться в рамках традиционных ценностей, что особенно важно для истории.

Может быть, введение ЕГЭ по истории как обязательного и принесет положительные плоды, но через некоторое время. Пока мы можем получить непрогнозируемый результат. Соответственно, если хотим поступательного развития общества, нововведения в гуманитарной сфере следует вводить весьма ограниченно.

— Сейчас в интернете огромное количество роликов и текстовой информации в жанре «альтернативная история». Как относиться к этому явлению?

— Это чаще всего фальсификация, вольная или невольная. Но все же я позитивно расцениваю нынешний интерес к данному явлению. Если у человека хорошая теоретическая подготовка, он способен отличить правду от вымысла. Кстати, в школе сейчас есть даже отдельные уроки, которые посвящены противодействию фальсификации истории.

Учебное заведение должно подготовить человека так, чтобы он смог оценить то или иное явление объективно.

 

КАЗАКИ — ЭТО НАРОД

— Дает ли знание истории приоритет при попытке прогнозировать будущее? Приведите пример из вашего опыта, если таковой имеется.

— Глобальные прогнозы — вещь неблагодарная. Ответить на вопрос, каким образом будет развиваться мир, очень сложно. Но есть некоторые моменты, которые предсказать достаточно просто. Ведь история развивается циклически, как доказал Николай Кондратьев. Например, он с точностью до года предсказал Великую депрессию в США. Экономисты, продолжая его исследования, определяют последовательность экономических кризисов. Как это сделать? Вот смотрите. Один из кризисов наступил в 1998 году, второй — в 2008-м, значит, нетрудно предположить, что очередной будет в 2018-м. Обязательно? Посмотрим. Аналогичная методика используется для анализа системы международных отношений.

Если говорить о Краснодарском крае, мы можем попытаться выстроить какую-то общую логику развития региона. Но очень многое будет зависеть от внешних факторов. Этим вопросом я специально не занимался. Но можно сделать прогноз в отношении кубанского казачества, потому как тема мне достаточно близка как казаку. Для меня казачество — это народ, который находится в стадии этнического формирования. Почему я так считаю? Для этого есть причины. После Октябрьской революции в нашей стране не стало сословного деления. Исчезли дворяне, мещане, крестьяне… Однако 1941 год показал, что казачество — это не сословие. Ведь в составе Красной армии оказались казачьи полки, в то время как ни дворянских, ни мещанских не было. С тех пор прошло 70 лет. Все эти годы с казачеством боролись, его искореняли. Но в 1990-х начался процесс его возрождения. И сейчас казачество продолжает развиваться как народ. И будет это делать в дальнейшем.

 

ДОСЬЕ «ЮГ TIMES»

Вадим Александрович Кумпан родился 16 мая 1975 года в станице Холмской Абинского района.

Окончил Кубанский государственный университет, исторический факультет.

В 1997-2001 годы обучался в аспирантуре КубГУ.

С 2002 года — доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета.

За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube