Краснодар, 9 апреля – Юг Times, Зухра Куб. Необходимо срочно чистить Краснодарское водохранилище, в котором скопилось 300 миллионов кубометров песка, а также русло реки Кубань.
Как рынок российских семян заполнил контрафакт, какие меры нужны для повышения эффективности Краснодарского водохранилища и прекратится ли поддержка отечественных селекционеров после возвращения зарубежных компаний, рассказал собеседник издания.
Игорь Лобач, председатель общеотраслевого союза НО «Националь ный семенной альянс», председатель Совета Ассоциации «Национальный рисовый союз».
- Игорь Александрович, как проходит внедрение ФГИС «Семеноводство», которая, по идее, должна бороться с «серыми» семеноводческими компаниями?
- Год назад появилась новая информационная система, куда вносить сведения обязаны производители семян, оптовые продавцы, фермерские хозяйства, агрохолдинги и другие организации, производящие, хранящие и продающие семена. Ее освоение требует от фермеров внимания и времени. Эта система появилась после ФГИС «Зерно», «Земли сельхозназначения» и «Цербер». ФГИС «Семеноводство» объединяет в себе информацию из этих систем, а также дополнительные сведения, которые должны вносить селекционеры и семеноводы. Все эти нестыковки, которые часто появляются при освоении нового программного продукта, часто вызывают большое количество вопросов.
В первую очередь нужно внести большой объем информации в систему, когда она еще плохо работает. Не которые детали разработчики не учли. Они носят технический характер и со временем, конечно, будут исправлены. В настоящее время из-за этого участники рынка семян несут трудовые, финансовые и временные издержки. Для малых хозяйств это действительно может стать ощутимой проблемой. Однако есть и другой момент. Существует фермерская льгота, которая в течение двух лет позволяет использовать купленные семена, чтобы вырастить свои и сеять их на территории собственного хозяйства без уплаты роялти. Некоторые недобросовестные участники рынка злоупотребляют этим правом: они выращивают семена не только для себя, но и на продажу знакомым фермерам. Такой «серый» рынок уже сформирован. Многие сельхозпроизводители ополчились против ФГИС «Семеноводство» как раз из-за этого. Система еще не отработана, однако она уже показала, что 40% площадей в России будут засеяны семенами неизвестного происхождения. О существовании такого явления знали все, однако никто не подозревал о его истинных масштабах.
- К каким последствиям приведет такой подход к семеноводству?
- В принципе есть два типа бизнесменов, которые принципиально различаются по своему подходу к семеноводству. Первые ориентированы на создание высокорентабельного хозяйства и конкуренцию через лучшую продукцию, не считаясь при этом с затратами. Эта психология ведет к росту технологий, производительности труда и способствует развитию отрасли вообще. Она предполагает рост товарного производства и отчисление роялти, которые позволяют селекционерам создавать новые сорта с улучшенными характеристиками. Второй тип бизнесменов пытается экономить на всем: вносит меньше удобрений, использует дешевую и устаревшую технику, покупает семена без документов у знакомых. Такого фермера через несколько лет ждет банкротство, поскольку он на определенном этапе не сможет состязаться с другими аграриями, которые развивали свое производство. А в государственном масштабе такой подход влечет деградацию отрасли и потерю конкурентных возможностей. Поэтому мы никак не можем согласиться с подходом, когда 30-40% площадей будут засеяны непроверенными семенами неизвестного происхождения. Через несколько лет это приведет к тому, что плохо будет всем.
- Как аграриям уберечь свои посевы от семян неизвестного происхождения?
- Рынок семян пшеницы сегодня перенасыщен. Речь идет не только о Краснодарском крае. Такая ситуация сложилась в других городах России и даже соседних странах. Уже второй год на 20-25 % пресыщен рынок семян кукурузы. Наблюдается избыток и на рынке подсолнечника.
Мы взяли хорошие темпы производства качественных семян отечественной селекции, стартовав с доли на рынке гибридов в 7%. Однако даже несмотря на это, по итогам года выйдем на уровень 70% семян отечественной селекции. Откуда тогда берется перенасыщение? Дело в том, что у нас активизировались подделки. Компании, которые на рынке уже практически не работают, распродают свои бренды гибридов, которые зарегистрированы в реестре. За тем под этими марками сюда завозят семена неизвестного происхождения. Российских производителей успокаивает только то, что эти семена не отечественной селекции. Хотя некоторые российские бренды тоже подделываются.
Мы отслеживаем сайты, которые продают контрафактный посадочный материал. Надо отдать должное Россельхознадзору: при обнаружении гибридов, которые не включены в реестр, подобные сайты закрываются. Узнать по низкой цене контрафакт не представляется возможным: его стоимость приличная, несмотря на то что затрат на производство таких семян практически нет. Появилось еще одно явление: в марте в Темрюкском районе мы обнаружили торговцев, которые на машине продавали семена подсолнечника за наличные. Производство и продажа поддельных семян носит массовый характер. Компетентные органы начали заниматься этими вопросами более активно: возбуждаются уголовные дела, некоторых преступников сажают за решетку. Но даже подобные меры не решают проблему кардинально. Если кто-то придумает другой путь приведения оборота семян в законное русло, кроме цифровизации, мы будем готовы поддержать и это направление. Но пока этого не случилось.
Проблемы рукотворного моря
- Как обстоит ситуация с обеспечением рисовых посевов водой?
- В этом году она очень напряженная. Речь идет не только о рисоводстве, но и об аграрном земледелии в целом. В разных зонах Краснодарского края сегодня минимум на 30% меньше влаги в ветровом слое, и пока я не вижу, за счет чего это может быть компенсировано.
Что касается посевов риса, пока мы не можем набрать воды в Краснодарское водохранилище в достаточном объеме: идем в графике 2020 года, который был засушливым. Когда появились первые предложения сократить в этом году посевы риса до 67 тысяч гектаров под предлогом того, что воды не хватает, Национальный рисовый союз не согласился. Мы договорились с краевым минсельхозом, что до 10 апреля посмотрим на развитие ситуации и после вернемся к этому вопросу. Рисовики настроены выполнить план в 117 тысяч гектаров риса, однако для этого в Краснодарское водохранилище необходимо набрать как минимум 1,5 миллиарда кубометров. На январь этого года в Кубанском море было 736 миллионов кубометров воды, в то время как годом ранее эта цифра равнялась 1,6 миллиарда. Но ситуация выправляется: на 28 марта водохранилище заполнено уже 1,41 миллиарда кубометров. Мы отстаем от графика на 80 миллионов кубических метров. Учитывая текущие тенденции, эксперты прогнозируют, что к 10 апреля объем водохранилища достигнет 1,7 миллиарда кубических метров, что создаст необходимые условия для успешного возделывания плановых площадей риса.
- Известно, что Краснодарское водохранилище заиливается, его полезная площадь год от года уменьшается. Разрабатываются ли меры, которые позволят увеличить эффективность рукотворного моря?
- В конце марта я выступал на заседании комитета по агропромышленному комплексу Совета Федерации и говорил, что нам нужна стратегия. Необходимая вода у региона есть: по Кубани ежегодно спускается 7 миллиардов кубометров. Согласно статистике, из них используется только половина - 3,5 миллиарда. Но эту цифру можно увеличить еще на миллиард: водная масса протекает мимо, потому что система водохранилища не способна ее уловить. Нам нужно менять правила эксплуатации ключевых водохранилищ Кубани.
Главное - надо чистить Краснодарское водохранилище, в котором скопилось 300 миллионов кубометров песка, и очищать русло реки Кубань. Еще один ключевой момент: мы сегодня не видим от Гидрометцентра серьезных прогнозов - только статистику того, что произошло в прошлом. Однако аграрии ждут информацию, когда и сколько выпадет осадков, когда получим приток воды в Краснодарское водохранилище и стоит ли накапливать влагу. Метеопрогноз должен быть достоверным и охватывать период не в 10 лет, а 15-30.
- Перед рисовиками Кубани поставлены амбициозные задачи. Насколько отрасль готова их выполнить?
- Потребители без риса не останутся. Я уверен, что мы выполним все планы по посевным площадям, что приведет к необходимому объему урожая. В любом случае рисовикам Кубани необходимо дать 22 миллиона тонн риса к 2030 году. В 2026 году начнет работу, пусть и в пусконаладочном режиме, вновь построенный Федоровский гидроузел, что существенно облегчит обеспечение водой. Переживать за урожай риса на данный момент рано.
Жесткие условия для возвращенцев
- Наблюдаете ли вы подготовку к возвращению зарубежных производителей на российский рынок, учитывая тот факт, что этого не исключил и президент?
- Члены нашего альянса уже задавали мне вопрос, когда ожидать возвращения иностранных компаний. Мое видение такое: большинство дочерних компаний зарубежного бизнеса из России не ушло. От работы с нашей страной отказались два, максимум три предприятия. Их возвращение будет не таким простым, поскольку они на сегодняшний день уже не нужны.
Однако место на рынке есть. Даже если российские семеноводы обеспечат выполнение критериев продовольственной безопасности, которые предполагают долю семян отечественной селекции по основным культурам не ниже 70%, все равно остается место для иностранной селекции. Повторюсь: зарубежных компаний и так много - они никуда не уходили с российского рынка. А для возвращения осталь ных предприятий нужно прописать жесточайшие условия. Мы не сильно нуждаемся в генетическом материале от тех компаний, которые ушли из России. Отечественным семеноводов есть с кем работать и создавать совместные предприятия. Мы очень активно набираем темпы. По некоторым культурам ситуация была сложной, однако она постепенно выправляется. Например, если бы в 2022 году иностранные производители прекратили завоз семян сахарной свеклы, страна оказалась в трудном положении.
Однако сегодня таких опасений нет: в рамках посевной этого года Россия может обеспечить себя почти половиной от необходимого объема. Берут, не берут - другое дело. Но семена уже есть.
Российские семеноводы начали более плотно заниматься овощными культурами, в первую очередь тепличными. Там есть свои сложности, однако ожидаем, что до 2030 года в этой отрасли появятся серьезные подвижки. Если отечественные компании будут активно наращивать объемы продукции, повышать ее качество, продвигать свои семена и даже выходить на экспорт, никто не станет создавать тепличных условий для желающих вернуться.
- На ваш взгляд, приведет ли возвращение иностранных компаний к сворачиванию программ поддержки отечественной селекции?
- Сегодня главный инструмент поддержки селекции и семеноводства реализуется в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы (ФНТП). Документ предусматривает не так много финансирования, однако предлагает хорошие условия, которые привлекают семеноводов. Государственным учреждениям, занимающимся селекцией, оказывается серьезная финансовая поддержка, которая, полагаю, будет сохраняться.
При всем уважении к частным компаниям, они не могут решить ряд проблем, например, подготовку будущих селекционеров. Поэтому поддерживать их надо. Нельзя потерять те достижения, которые частные семеноводы приобрели в этот сложнейший исторический период. Помимо ФНТП существуют меры поддержки при строительстве и реконструкции селекционно-семеноводческих центров. В основном государственное содействие бизнесу рассматривают с финансовой точки зрения. Однако далеко не всегда так происходит.
Сегодня мы создаем правовую базу, которая сможет защитить интересы селекционеров и семеноводов. Если решим проблему уплаты роялти, хотя бы на 70% от тех объемов, которые прописаны в Гражданском кодексе, то навсегда закроем вопрос недостаточного финансирования селекции.
- В последние годы увеличивается доля семян отечественной селекции, в том числе кукурузы. В то же время в прошлом году кукуруза показала снижение урожайности. Взаимосвязаны ли эти факторы?
- И в 2023, и в 2024 году доли отечественной и иностранной селекции по кукурузе находились в одинаковой пропорции - примерно по 50%. Однако урожайность упала только в 2024-м. Мы связываем это с климатическими условиями: прошлый год был засушливым. Это обстоятельство совершенно не связано с селекцией. Аграрии работают под открытым небом, в неконтролируемых условиях и сильно зависят от погоды. Однако в хозяйствах, где следуют технологиям, вовремя вносят удобрения, используют хорошие семена, падение урожайности происходит в меньшей степени даже в таких экстремальных условиях.
- Год от года жители Краснодара страдают от гари из-за того, что рисоводы сжигают рисовую солому. Существуют ли другие способы ее утилизации?
- На сегодняшний день нет другой технологии утилизации рисовой соломы, кроме сжигания. Ее жгут не только в России, но и во всех странах мира, однако делают это по правилам.
В Краснодарском крае приняты правила, разработанные Рисовым союзом, которые по большому счету заимствованы из Италии. Солому можно жечь одновременно на площади не больше 20% от общего размера чеков. Если соблюдать эти нормы, таких ситуаций не будет. Поэтому речь идет о наказании тех, кто нарушает правила, а не о запрете самого сжигания рисовой соломы.
- Сейчас среди фермеров разгорелись споры о репродуцировании семян. Как репродукция влияет на урожайность?
- По сути, репродуцирование сорта - это поддержание нормального состояния семян в ходе их пересева в течение нескольких лет. Однако многие понимают этот процесс упрощенно: «Сегодня у меня была первая репродукция, на следующий год я ее выращу, получу вторую, и это тоже семена». Иногда дело доходит до двенадцатой репродукции, после нее, по мнению некоторых, получается качественный посадочный материал. Сегодня в фермерских блогах действительно развернулась полемика, в ходе которой отдельные аграрии выдают свои ощущения за истину в последней инстанции. Самое неприятное, что за этими заявлениями мы не видим никакой исследовательской базы, уже не говорю о научной основе и сопоставимых данных. Это ощущение в лучшем случае основано на сравнении урожайности в разные годы. Например, фермер говорит, что у него в прошлом году были семена элиты, от которых он получил семена первой репродукции, давшие урожай на полцентнера больше, чем элитные. На первый взгляд все правильно. Однако он не уточняет, сколько было осадков в предыдущем году, на каком поле выращивал семена. Не исключено, что в тот год, когда аграрий сеял семена первой репродукции, выпало больше дождей.
Я, как фермер, глубоко убежден, что семена элиты всегда будут давать больше урожая, чем первая или вторая репродукция, если соблюдать технологии и создавать равные условия. Часто, не имея даже собственного опыта, сельхозпроизводители основываются на мнении знакомых. Я обратил внимание, что в таких полемиках повторяются слово в слово статьи иностранных селекционеров, которые заявляют о том, что можно в монокультуре воспроизводить 12 и более репродукций, причем семена в качестве якобы не потеряют. Но когда изучаешь биографию этого селекционера, оказывается, что его компания занимается выведением и продвижением гибридных сортов. Понятно, что чем хуже в глазах потребителей будут выглядеть сорта, тем лучшее мнение сложится о гибридах, хотя еще никто не смог доказать, что гибриды превышают сорта по урожайности.
Нередко эти рассуждения подпитываются семенным бизнесом, который работает по так называемой упрощенной технологии: как минимум не проводится даже сортовых прополок, не говоря уже об апробации - неотъемлемой процедуре для тех, кто занимается семеноводством. Мы относим подобные предприятия к разряду «серого» бизнеса. Когда государство с помощью законодательства наводит порядок в сфере семеноводства, это, естественно, мешает таким бизнесменам.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube