Краснодар, 14 февраля – Юг Times, Елена Иванова. Качество оказания медицинской помощи в небольших городах стало одним из особенно актуальных вопросов, волнующих жителей Кубани. Ряд случаев, потребовавших вмешательства правоохранительной и судебной систем, широко обсуждаемых с начала года, снова напомнил о важности стабильной работы здравоохранения. По данным пресс-службы краевой прокуратуры, ведомство ежегодно выявляет более 4 тысяч различных нарушений в этой сфере.

На минувшей неделе Первомайский районный суд Краснодара рассматривал иск жителя Славянска-на-Кубани к больнице, в которой он обслуживался по месту прописки. Мужчина потерял руку и считает, что это произошло из-за ненадлежаще оказанной ему медицинской помощи. 


Получил инвалидность

История началась в 2022 году. 29 марта кубанец получил поверхностный порез мизинца. Вскоре стало ясно, что травма нешуточная, палец начал отекать и краснеть, в момент обращения в приемный покой больницы, согласно данным искового заявления (имеется в распоряжении редакции), боли уже распространились на область кисти и нижней трети предплечья, температура у пациента превысила 38 градусов, появились участки некроза кожи. Несмотря на то что медики провели определенные манипуляции, через несколько часов состояние мужчины ухудшилось, отек стал нарастать, жар усилился. Он снова обратился в приемное отделение больницы, откуда в тяжелом состоянии был госпитализирован в хирургию. Ему назначили лечение. После четвертого дня пребывания в больнице врачи оценивали состояние пациента как стабильное без отрицательной динамики и 13 апреля провели еще несколько видов оперативных вмешательств. Затем они увидели позитивную динамику и 19 числа выписали пациента. Однако мужчина чувствовал себя плохо, а рука выглядела далеко не так, чтобы оставаться спокойным. По сути, она разлагалась. Фотографии, которые имеются в распоряжении редакции, подтверждают крайне нездоровое состояние руки, публиковать их не представляется возможным, они выглядят шокирующе. Пациент обратился в краевую больницу, врачи которой сообщили о необходимости срочно ампутировать всю конечность. В результате кубанец остался инвалидом третьей группы. Житель Славянска-на-Кубани и его дочь, которая выступила с ним вторым истцом, считают, что потери руки можно было избежать. Адвокат потерпевшего, врач анестезилог-реаниматолог, руководитель общественной организации «Право на здоровье» Николай Чернышук поддерживает такую позицию, по его мнению, была допущена медицинская ошибка. Среди претензий, который выставлены в иске к медикам, но на данный момент не подтверждены судом, недооценка степени тяжести состояния подзащитного, выписка больного с острым гнойным процессом. 

Как рассказал изданию адвокат, на состоявшемся в минувший четверг судебном заседании судья Довженко истребовал дополнительные документы: экспертизу качества медицинской помощи из страховой компании и дисциплинарное взыскание врачу за нарушение при оказании медицинской помощи. 

- Дело в том, что врачу районной больницы вынесли выговор, но мы еще не видели этот документ и не знаем, кому именно, - рассказал юрист. - Считаю, что врачи в Славянске-на-Кубани, увидев, что начались гнойные процессы, должны были ампутировать палец. Тогда удалось бы сохранить руку. Но они, по моему убеждению, неверно повели лечебный процесс. 


Что произошло? 

Еще один случай, когда родственники имеют претензии к качеству оказания медицинской помощи, будет расследоваться СУ СКР по Краснодарскому краю и взят под контроль московским офисом ведомства. Речь идет о смерти 27-летней женщины в больнице Геленджика. Жительница Новгорода в январе находилась на Кубани. В больницу курорта ее доставили в карете скорой помощи, которую семья вызвала из-за резко возникшей сильной температуры и рвоты. Там ей назначили лечение против острой респираторной вирусной инфекции и выписали с назначениями врача. Однако уже ночью молодая женщина почувствовала себя хуже, добавились новые тяжелые симптомы, опять потребовалась неотложная помощь. В дальнейшем женщину снова не стали госпитализировать, после проведения исследований отправили домой, где состояние больной стремительно ухудшалось, она практически не приходила в себя. Реанимация не помогла. В свидетельстве о смерти констатирована ее кончина утром 31 января текущего года. В заключении врача-патологоанатома в качестве состояния, непосредственно приведшего к смерти, указан отек головного мозга, который произошел из-за внутримозгового внутрижелудочкового кровоизлияния. У женщины остался пятилетний сын. Супруг, который присутствовал при всех визитах в больницу и общался с врачами, пытаясь повлиять на ситуацию, решил обращаться к следователям. На минувшей неделе пресс-служба СК России сообщила, что председатель федерального ведомства Александр Бастрыкин запросил доклад от руководителя краевого управления Андрея Маслова о ходе работы по этому случаю. 

Как рассказали изданию в пресс-службе СУ СКР по Краснодарскому краю, в данный момент уже допрошены врачи геленджикской больницы. В ближайшее время будет также допрошен супруг женщины, он не находился в городе в связи с похоронами. Назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза. 


Препарат-убийца 

Недавно одно из судебных дел, возбужденных в сфере ненадлежащего оказания медицинской помощи, получило свое окончание. В конце января Темрюкский районный суд вынес приговор медсестре местной районной больницы Алевтине Чаловой. Молодая женщина признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Сама Алевтина Чалова вину не признает, и дело еще может получить продолжение в апелляционной инстанции. 

Как следует из приговора суда, 25-летняя подсудимая с апреля 2021 года работала в должности палатной медицинской сестры в отделении анестезиологии-реанимации в ГБУЗ «Темрюкская ЦРБ». 12 февраля 2022 года в больницу с термическим ожогом была госпитализирована 10-месячная девочка, которой назначили соответствующее лечение. 

- Подсудимая отсоединила систему для вливания инфузионных растворов от катетера, установленного в вене ребенка, после чего промыла катетер раствором, в который, небрежно выполняя свои обязанности, по ошибке вместо препарата «Гепарин» добавила тиопентал натрия, - сообщает объединенная пресс-служба судов Краснодарского края. - Состояние ребенка резко ухудшилось, и, несмотря на неотложные меры, предпринятые реанимационной бригадой, девочка умерла. 

Назначить Чаловой наказание в виде ограничения свободы на срок 2 года попросил государственный обвинитель. Суд согласился с такой позицией. Также подсудимую лишили права заниматься медицинской деятельностью в течение 2 лет. Девушка не сможет покидать место постоянного проживания с одиннадцати вечера до шести часов утра, а также посещать увеселительные заведения, места проведения развлекательных мероприятий и участвовать в них. Все это время она должна находиться в Краснодарском крае, один раз в месяц отмечаться в контрольных органах, трудиться на одном и том же месте работы или постоянно учиться. По мнению медицинского юриста Николая Чернышука, в данной ситуации важны организационные выводы. Он отмечает, что некоторые клиники уже начали применять иностранную практику, когда все шприцы с разведенными растворами в медицинском учреждении подписываются. В таком случае перепутать даже одинаковые на вид растворы невозможно, и один сотрудник может без рисков взять препарат, приготовленный в его отсутствие. 

- Возможно, спасти жизнь девочки удалось бы, если бы врачи сразу определили, что у нее остановилось дыхание, и заинтубировали ребенка, - отмечает Николай Чернышук. Однако, по-видимому, медики в первые минуты не понимали, что именно происходило в организме маленькой пациентки, а ухудшение развивалось стремительно.


Жизненно важные кадры

Одним из ключевых факторов качества оказания медицинской помощи является обеспеченность учреждений кадрами, в особенности это касается узких специалистов. В истории с гибелью 27-летней нижегородки в Геленджике в том числе вставал и этот вопрос. 

В пресс-службе краевой прокуратуры рассказали о показателях обеспеченности медицинских учреждений Кубани кадрами. Согласно приведенным цифрам, в настоящее время укомплектованность медицинских организаций составляет 76%. При этом ситуация по муниципальным образованиям края отличается в зависимости от специфики территории. В настоящее время сохраняется дефицит обеспеченности кадрами в крупных городах и в Азово-Черноморской зоне, представленной 8 муниципальными образованиями с численностью населения более 1,6 миллиона человек.



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube