Краснодар, 2 июня – Юг Times, Арина Антонова. Ценное курортное наследие тоже испытывает на себе политические перемены.
Имя врача Виктора Подгурского в Сочи всем хорошо известно. Именно он основал знаменитый сегодня бальнеологический комплекс в Мацесте. Хотя смена власти ставила под вопрос память о его достижениях, история хранит ее.
В 1897 году молодой Виктор Подгурский прибыл в уездный городок на Черноморском побережье после окончания Харьковского медицинского института. Как и многие представители русской интеллигенции, он был увлечен благородной идеей просвещения народа в провинции.
Миф подтвердила наука
Работая в Сочи земским врачом, Подгурский услышал легенды адыгов о целебной силе минеральной мацестинской воды. Заинтересовался этими сказаниями. Изучил химический состав жидкости родников Мацесты и пришел к выводу, что применение такой воды в виде теплых ванн должно помогать при лечении заболеваний суставов и сердечно-сосудистой системы. Построил в Мацестинской долине дощатый сарайчик, установил две деревянных ванны и котел для нагревания воды. 15 сентября 1902 года провел первый сеанс водолечения.
О том, как в дальнейшем здесь развивалась бальнеология, написаны целые книги. Одно ванное здание, другое, третье. Тысячи людей, приезжающих на лечение в Сочи. Затем, уже в 30-е годы ХХ века, в соответствии со сталинским планом создания образцового пролетарского курорта прошла коренная реконструкция комплекса «Мацеста», где было построено несколько настоящих дворцов здоровья.
Ну а как сложилась судьба самого основателя «Мацесты»? Где и как сейчас живут его потомки? Они смогли побывать в Сочи уже после развала Советского Союза по приглашению сотрудников музея истории города-курорта.
Вдали от родины
Из Парижа прилетел учитель географии Владимир Знаменский - внук Виктора Подгурского - со своей дочерью Кларой. Он оказался веселым, общительным человеком. Жил во Франции, в небольшом городке Ландерно, работал преподавателем географии в местном колледже. Дочь - медсестра в одном из госпиталей Парижа.
- Хотя сейчас мы уже не можем свободно говорить на русском языке, но все равно считаем себя русскими людьми, - признался Владимир Знаменский.
Сам Виктор Подгурский, будучи врачом, к политике не имел никакого отношения. Поэтому сообщения о национализации комплекса «Мацеста» он воспринял спокойно и продолжал заниматься своим делом, хотя получалось, что лишался состояния. Как рассказал внук, на самом деле у деда была возможность уехать за границу, денег хватало на иностранных счетах. Но он решил остаться на Родине, до последних дней трудился простым врачом в одной из московских больниц. Умер в 1927 году в Сочи, похоронен на старом кладбище. В семье было три дочери: Татьяна, Лиза и Анна. Все они в полной мере разделили участь русского народа. Татьяну сообщение о революции застало за границей, она училась в Берлине. Познакомилась здесь с сыном русских эмигрантов, инженером-химиком Николаем Знаменским. Это были отец и мать Владимира. Когда в Германии стал поднимать голову фашизм, перебрались во Францию, я родился в 1936 году. Лиза осталась жить в Советской России, она умерла от голода во время Ленинградской блокады. Третья сестра Анна также осталась на Родине, она вышла замуж за известного физика-ядерщика Георгия Флерова. Поскольку тот работал над созданием атомного оружия, по причине секретности запретил жене посылать письма за границу.
Что есть русское?
Оказавшимся за рубежом потомкам Подгурского хотелось сохранять свою национальную идентичность. Это давалось по-разному.
- Когда гитлеровцы оккупировали Париж, пришлось уехать подальше от беды, в глухую деревушку Питювье. Отлично помню, когда Красная армия разбила фашистов под Сталинградом, в наш дом стали приходить соседи, да и просто незнакомые люди со словами благодарности. Отец этим очень гордился. Однако в 50-е годы ХХ века, во время холодной войны, мне пришлось в университете выслушивать насмешки однокурсников.
Некоторые национальные традиции вынужденным мигрантам удалось сохранить даже лучше, чем в советской действительности, например, всегда отмечали Рождество и Пасху.
- Хотя бы по-французски, но мама заставляла нас читать книги Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова, - вспоминает Знаменский.
Нашли себя
Потомки знаменитого сочинского врача оказались очень разносторонними личностями.
- Все мои три дочери живут во Франции, в Париже. Учителями работают Магали и Лаура, а Клара - медсестра, - рассказал Владимир Знаменский. - Племянники и племянницы тоже во Франции: Галина - учительница, Татьяна - монтажер кино, Жорж - преподаватель гимназии в Лилле, Майя - педагог в Марселе, Диана - домохозяйка, тоже в Марселе. Клара больше всех интересуется историей нашей семьи, она уже летала в Москву и Санкт-Петербург, сейчас мы вместе приехали в Сочи.
Внук врача Подгурского не держит зла на Россию за то, что революция отняла у семьи плоды труда их деда, и говорит, что главное, чтобы теперь курорт был полезен людям. Ведь именно такую цель преследовал начинающий медик Подгурский, когда ехал из столичного Петербурга в провинциальный маленький Сочи.
В мае 2016 года на площади у главного здания комплекса «Мацеста» был открыт памятник Виктору Подгурскому. На торжественной церемонии было объявлено, что с момента открытия полезного источника здесь проведено более 220 миллионов целебных процедур.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»