Краснодар, 15 апреля – Юг Times, Аревик Тамразян. Первыми из живущих на Кубани христиан восточной традиции Светлое Христово воскресение в этом году отмечают армяне.
Венцом семинедельного поста в Армянской апостольской церкви неизменно является Святая Пасха (Сурб Затик). Праздник, напоминающий об избавлении Иисуса от земных мук и хаоса. Этой весной он приходится на 17 апреля (совпадает с католическим, православные отметят его неделей позже).
Русскоязычные христиане, как известно, приветствуют друг друга в день Пасхи словами «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Армяне акцентируют: «Христос арьяв и мерелоц», что в прямом переводе означает «Христос воскрес из мертвых». В ответ на весть следует говорить: «Благословенно Воскресение Христа» (Орняле арутюне Христоси). И это не единственные отличия празднования Пасхи между армянскими христианами, православными и католиками.
СВОЙ ПУТЬ В ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
О том, что христианство в качестве государственной религии первыми приняли армяне в 301 году, знают многие. Но то, сколько традиций сохранилось с тех пор, для большинства людей загадка. К примеру, Армянская апостольская церковь использует григорианский календарь. А в православной традиции все праздники синхронизированы с юлианским. Распространена версия, что переход был осуществлен на Халкидонском соборе в 451 году, в котором Армянская апостольская церковь не принимала участия, сославшись на войну с Персией. А также что именно с этого собора армянская церковь отмечает одним днем Рождество и Крещение как праздник Богоявления шестого января. Остальная часть христиан отмечает эти праздники два дня с большой разницей. На самом деле все несколько иначе.
- Разница между григорианским и юлианским календарем - 13 дней, - рассказал настоятель ААЦ Святого Иоанна Крестителя (г. Майкоп) Тер Мушег Хачатрян. - Отсчет дня Пасхи начинается со дня весеннего равноденствия, которое по григорианскому календарю отмечают 21 марта. На Халкидонском соборе вопрос календаря не рассматривался. Этот собор был созван византийским императором Маркианом по другому поводу. Он предложил епископам обсудить ересь, утверждающую, что Иисус Христос был только богом, но не человеком. Это ставило под сомнения всю догматику церкви, ведь следовать пути божества обычному человеку невозможно. В этот период армянский народ действительно был в сложной политической ситуации. Большая часть страны находилась под властью Персии, требовавшей от Армении отказаться от христианства в пользу зороастризма. Это было основным поводом Аварайрской битвы, которая шла в тот момент. Иными словами, пока шел Халкидонский собор, армянский народ вместе со священнослужителями на поле битвы отстаивал свое право быть христианами. Епископы на соборе приняли определение о двух природах в личности Христа - божественной и человеческой. Армянская апостольская церковь не участвовала в нем и позднее не признала этот догмат как еретический. Мы до сих пор основываемся на утверждении, что у Христа одна природа - богочеловеческая и две сущности: божественная и человеческая. Как видно, разница календарей не догматическая.
Чтобы узнать, на какой день приходится Пасха по григорианскому календарю, применяется сложная система расчетов на основе солнечного и лунного цикла. Обычно армянская Пасха приходится на период с 21 марта по 26 апреля. Совпадения с юлианским календарем случаются крайне редко, а иногда между ними и вовсе большой интервал - 5 недель.
Празднование Пасхи является для армянского народа особой традицией - частью более чем 1700-летней христианской культуры. Если не брать в расчет некоторые детали технического прогресса, то вполне можно сказать, что современный Затик не слишком отличается от того, который праздновали армяне 10-12 веков назад.
ПРЕДВОСХИЩАЯ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ
Подготовка к празднику начинается задолго. Армянские хозяйки с особым трепетом и перфекционизмом примерно за месяц (в зависимости от фронта работ) начинают уборку дома. К слову, эта традиция не имеет церковного подкрепления, но является устоявшейся у армян. Считается, что свое жилище и пространство вокруг нужно подготовить - очистить до блеска - к наступлению Светлого праздника. Кроме того, еще за месяц армянки проращивают зерно. Это символизирует идею воскрешения после смерти. В полученную таким способом траву кладут в Пасху крашеные яйца. В этом еще одно отличие армянской традиции от остального христианского мира. По сей день принято делать пасхальные яйца только красными или бордовыми, используя при этом натуральный краситель - луковую шелуху. Да, этот ингредиент также приходится заготавливать заранее. Армянские богословы писали, что пасхальные яйца символизируют мир: скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под ней - воздух, белок - воду, желток - землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа. Именно поэтому другие цвета армянскими хозяйками не используются.
СИМВОЛИЗМ И ТРАДИЦИИ
Съесть пасхальные яйца просто так не получится. Во всех армянских церквях вечером в Великую субботу накануне Пасхи служат литургию Сочельника. Совершается церемония зажжения лампад и свечей, после объявляется благая весть о Христовом Воскресении. Утром в воскресенье в армянских церквях - праздничное богослужение. В Первопрестольном Святом Эчмиадзине выносится одна из величайших святынь Армянской церкви - Животворящий крест Господень. В этот же день после службы освящаются крашеные яйца и гата. Сладость, которая готовится из четырех составляющих и является главной на пасхальном столе, - армянская альтернатива куличей.
После богослужений в домах накрывается праздничный стол. Открывается он, конечно, окрашенными яйцами. Но прежде чем съесть одно из них, нужно побороться. Яйца используют для игры - бьют друг о друга соотносимыми сторонами. Выигрывает тот, кто разбивает скорлупу у соперника, сохранив целой свою. Игра может длиться между членами семьи и друзьями бесконечно, ведь побежденный отдает сопернику трофей и берет новое яйцо. Едят его разными способами, но традиционным считается такой бутерброд: на лаваш укладывают разрезанное яйцо, оно посыпается солью, добавляются тархун, кинза, иногда брынза, и все это заворачивается. На праздничном столе обязательно присутствует рис с изюмом и сухофруктами - армянский вариант плова. Он олицетворяет землю, заселенную Богом людьми, а изюминки - это избранные, преодолевшие в своей душе сомнения и поверившие в Воскресение Христа. Еще один непременный атрибут - рыба. Это символ самого Христа. Именно рисуя на песке рыбу, древние христиане узнавали братьев по вере. В старину народные гулянья продолжались весь день. Сегодня, как и тогда, после обеда всеобщее празднество продолжается на природе с разнообразными играми, кострами и, конечно, танцами. В понедельник же у армян настает день поминовения, когда принято посещать могилы ушедших.
МНЕНИЕ
ТЕР ДАНИЭЛ КУКУЯН, священник армянской церкви Святых Саака и Месропа в Краснодаре.
- Великий пост в Армянской апостольской церкви очень строгий и длится 48 дней. Основная цель поста - помочь христианам очистить душу и тело перед Светлым праздником Пасхи. В еде и поведении есть ряд правил, которые должны непременно соблюдаться. Но главное все же не ограничения в питании. Традиции предполагают строгость в пище, сопровождающуюся каждодневной молитвой, милосердными делами, обращением к своему внутреннему миру и сосредоточением на его изменениях. Те, у кого есть медицинские противопоказания, могут не ограничивать себя в еде по всем правилам поста, Армянская церковь предусматривает для таких прихожан некоторые послабления, злоупотреблять которыми не принято. По истечении 40 дней поста, которые символизируют количество дней, когда Иисус молился в пустыне, армянами празднуется последнее воскресенье Великого поста - Цахказард («Украшенный цветами»), или Вербное воскресенье. Это день посвящен торжественному входу Господню в Иерусалим перед Пасхой.
Он знаменует начало недели страстей Господних, страданий Христа, которые Он претерпел, приняв их на Себя во искупление грехов человечества. Католикос всех армян Гарегин Второй провозгласил Цахказард Днем благословения детей в память о том, что во время въезда Иисуса в иерусалимский храм дети с ликованием восклицали: «Осанна сыну Давидову!» - об этом написано в послании апостола Матфея. В этот праздник можно позволить себе отойти от ограничений в еде, но прерывать пост не рекомендуется. Затем следует недельная Страстная седмица, в ходе которой армяне продолжают поститься.
В неделю перед Святой Пасхой совершаются утренние и вечерние богослужения, чин омовения ног, также сохранившаяся древняя традиция, воспоминание распятия и погребения Иисуса Христа, святые литургии с выносом плащаницы. Венчает дни строгой аскезы Светлый праздник Святой Пасхи. В Армянской апостольской церкви это главная дата - Воскрешение из мертвых Иисуса Христа.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»