Знаменитый кубанский врач Григорий Пенжоян помог появиться на свет тысячам малышей.
Его с полным правом можно назвать светилом медицины Краснодарского края. Регалии врача не оставляют сомнений - это мастер своего дела. Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Кубанского государственного медицинского университета, главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии департамента здравоохранения края.
Он - заслуженный врач РФ и отличник здравоохранения, награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени... На прошлой неделе Григорий Пенжоян отметил свой 60-летний юбилей. Накануне этого торжества он дал нашему изданию эксклюзивное интервью.
— Григорий Артемович, чем живет сегодняшняя медицина? Какие ключевые проблемы надо решать?
— Если сравнивать вчера и сегодня, современное здравоохранение имеет совершенно другой технологический уровень. Мы сейчас делаем то, чего раньше не могли себе представить. Научились применять последние достижения, при этом имея и материальную, и профессиональную возможности.
А о проблемах очень точно сказал президент страны, обращаясь к Федеральному собранию: задача номер один - доступность здравоохранения, развитие первичного звена помощи, чтобы даже в небольших населенных пунктах были хотя бы фельдшеры. И здесь нет противоречий между первичной и высокотехнологичной медицинской помощью. Развивая первую, мы не должны забывать о второй. Просто с точки зрения качества и скорости высокотехнологичная помощь будет на порядок выше.
ПРОБЛЕМЫ ПОМОГУТ РЕШИТЬ ТЕХНОЛОГИИ
— Государством поставлены определенные задачи демографического характера. Каковы в связи с этим приоритеты акушерства и гинекологии?
— Действительно, как и предсказывали демографы, сегодня наблюдаем спад рождаемости. Что мы, акушеры-гинекологи, можем сделать в данной ситуации? Качество медицинской помощи должно оставлять позитивный след в памяти каждой матери. Это значит, что она придет к нам завтра, послезавтра и не один раз. Наряду с социальными факторами должны работать и медицинские - и это наша зона ответственности. Плюс применение всех современных технологий, которые сегодня на нашем вооружении: внутриутробные операции, возможность родить тем, кто раньше не имел такого шанса, включение ЭКО в программу ОМС и так далее.
ТАКИМИ НАС СОТВОРИЛА ПРИРОДА
— Как вы относитесь к современной тенденции поздних родов?
— Негативно. Потому что давно доказано, что оптимальный промежуток для родов - 20-30 лет. Поздние роды - это когда я сначала делаю себя, а потом детей. Это неправильный подход, потому что природа создала человека, определив размножение его основной задачей. Если этого не будет, человечество закончится как вид. Поэтому мы должны сначала рожать детей, а потом делать карьеру. Или совмещать эти два процесса. Семья должна быть большая, детей должно быть много и их нужно любить.
— Как вы оцениваете ЭКО с морально-этической точки зрения?
— Не вижу здесь никаких проблем. ЭКО - это путь преодоления непреодолимых преград в деторождении. А вот если говорить о суррогатном материнстве, я категорически против.
У СТУДЕНТОВ ГОРЯТ ГЛАЗА
— Чему учите своих студентов? Каковы ваши приоритеты в качестве заведующего кафедрой? — Можно быть высококлассным профессионалом, но паршивым человеком. Я глубоко убежден, что профессионализму можно научить, а вот человеческие качества привить не сможем.
Великий русский терапевт Сергей Боткин когда-то сказал: «Плох тот врач, после общения с которым пациенту не стало легче». Это задача, которая стоит перед моими учениками. Ну и профессионализм, естественно. Я хотел бы отметить, что на Кубани особые студенты: у них глаза горят, они готовы учиться, впитывают знания. Это обоюдоинтересная работа.
— У вас есть ученики, которыми вы гордитесь?
— Конечно. Это люди, которые достигли больших высот в медицине. Когда говорят, что они мои ученики, я этому очень рад.
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ
— Не секрет, что при выезде за границу на постоянное место жительства, наши врачи вынуждены переучиваться и подтверждать диплом. При этом российских специалистов всегда ждут во всем мире. Нет ли здесь противоречия?
— Наши медики трудятся с самоотдачей, поэтому, наверное, за рубежом и востребованы. Если говорить о профессиональной подготовке, у нас очень хорошо готовят представителей клинических дисциплин, хотя есть некоторое непонимание обучающимися необходимости знания фундаментальных наук - биохимии, гистологии, патанатомии и так далее. И в дальнейшем, уже став врачами-клиницистами, они рассуждают о процессах развития болезней без знания основ и понимания сути происходящего.
А вообще очень хочется, чтобы от нас не уезжали, чтобы специалисты понимали, что здесь мы важнее и нужнее. Необходимо делать все, чтобы здравоохранения у нас было еще лучше. За рубеж нужно выезжать, но только для того, чтобы там учиться и потом привозить сюда новые знания.
УНИВЕРСИТЕТАМ НУЖНЫ КЛИНИКИ
— Наше современное медобразование лучше или хуже зарубежного?
— Этот вопрос вытекает из предыдущего. Как я уже сказал, мы недостаточно уделяем внимание основам фундаментальных наук. Нам вообще необходимо изменить систему образования. Стране нужно больше университетских клиник. Это позволит и медицинскую, и научную составляющие поднять на новый уровень.
— Чем современные выпускники медвузов отличаются от молодых специалистов прежних поколений?
— Нынешнее поколение более прагматично. Когда я заканчивал вуз, идея была первичной, а материальная составляющая - вторичной. Сегодня все наоборот. Я никого не осуждаю, просто констатирую факт. Не готов сказать, хорошо это или плохо. Но при адекватной материальной составляющей мы должны быть патриотами.
ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ И БЫТЬ ЧЕСТНЫМ
— Вы один из тех людей, кого называют трудоголиком. Поработав в различных должностях - от врача до министра, к каким профессиональным выводам пришли?
— Нужно быть честным с людьми. Любить коллег, пациентов - это самое главное, что необходимо любому врачу и руководителю. У нас очень непростая профессия. Придя в нее, нужно понимать, что ты должен жертвовать собой. Если этого не происходит, никогда не будешь полноценным специалистом.
— Что самое сложное в профессии врача?
— Любить людей, вне зависимости от того, какие они. Любовь излечивает от многих и физических, и душевных недугов.
Ольга Лыжник, Павел Салов