Погода
10 Сентября 2017
Общество

Кирилл Стрежнев: «Меня всю жизнь привлекает в театре одно – человек»

Источник фото: muzkom.net
Источник фото: muzkom.net

Краснодар, 10 сентября — ЮГ Times, Анастасия Громовикова. О театре, профессии и премьере спектакля «Кубанские казаки» («Веселая ярмарка») мы поговорили с режиссером Кириллом Стрежневым.

- В первую очередь хотелось бы узнать, что Вас вдохновляет. Не только на идеи постановок, а вообще? Откуда черпаете вдохновение?

- Мне много раз задавали этот вопрос, но, на самом деле, конкретного ответа у меня нет. Я думаю, извините за высокопарность, что вдохновение какой-либо идеей – высшее предназначение. Я должен ходить и фантазировать, придумывать… Великий оперный режиссер Борис Александрович Покровский мне когда-то сказал, что режиссер должен работать двадцать четыре часа в сутки. Я тогда был совсем молодой и подумал, что он мне говорит о нереальных вещах: когда же спать?? А теперь я понимаю, что именно он имел в виду. Это называется «сознание не отключается». Поэтому я считаю, что если заниматься делом, которое тебе нравится – а мне очень нравится то, чем я занимаюсь, –  то не по расписанию – с двух до пяти – а безостановочно, целые сутки. Эта некая обреченность – счастливая! – моя жизнь.

- Скажите, Кирилл Савельевич, какая концепция искусства Вас больше всего привлекает? Искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитывающий или образовательный инструмент?

- Я считаю, что в искусстве нельзя ориентироваться на что-то одно, потому что драматургия и музыка настолько многообразны, а каждый спектакль требует специфических средств выражения: где-то нужны, грубо говоря, эффекты и эпатаж, а где-то нужно тихое пространство и концентрация только на смысле.

- Что касается новшеств и тенденций в театре. Какие из них Вам нравятся больше? Есть ли конкретный режиссерский «набор», который Вы стараетесь использовать в своих спектаклях?

- Меня всю жизнь привлекает в театре одно – человек. Живой человек с его чувствами, мыслями, переживаниями. Все остальное – «гарнир», который может быть любым: опять-таки эпатажным, сверкающим, с использованием видео… Но для меня крайне важно, чтобы в центре театрального проекта всегда стоял человек или человеческие отношения. Думаю, именно этим театр и отличается от других видов искусства – изучением человека и его связью с миром.

 - Что касается профессии режиссера. Как Вы считаете, необходим  режиссеру свой, скажем так, фирменный стиль, от которого он не должен отступать? Или он все-таки должен экспериментировать и пробовать?

- Думаю, что здесь две градации. Первая – когда режиссер склонен к философскому осмыслению жизни или который занимается развлекательным искусством. Есть более универсальный подход – режиссер должен уметь работать и в психологическом театре, и в развлекательном, и любом другом. Это, на мой взгляд, вопрос профессии… Да, можно сказать, мол, такой-то режиссер склонен к психологическому театру; но дело в том, что даже ставя развлекательную постановку, он отталкивается от психологического аспекта. И за какую-бы пьесу он бы не взялся, мы понимаем, что он не уступит неким своим устоям и предпочтениям в работе над спектаклем. Все это исходит только от идеи и мироощущения того или иного режиссера. А все, что мы видим на сцене – уже профессия. Каждый спектакль создается разными средствами.

- Исходя из сказанного, хочется узнать, какая у Вас, как у режиссера, идейность? Ваше мировоззрение?

- Мне интересен человек, мне интересна психология. Я в некоторых интервью уже рассказывал, что у меня был выбор: поступать на режиссуру или психологию. Меня захватывало и то, и другое. Проникать в коридоры сознания человеческой личности и исследовать – мне нравится. Опять-таки не важно, какой спектакль я ставлю. Любую свою работу начинаю с изучения, погружения во внутренние «лабиринты» пьесы, ролей…

- Есть ли идея спектакля, осуществить которую пока что еще не было возможности, но очень хотелось бы?

- Таких идей очень много. Зачастую просто не хватает времени реализовывать все. Я не буду о них рассказывать, но есть, например, четыре-пять замыслов, которые я многие годы вынашиваю в голове, мечтаю и фантазирую о них. Создание большого музыкального спектакля – это два-два с половиной года работы. Хочется, конечно, чтоб все задуманное осуществилось.

- Давайте перейдем непосредственно к Вашей постановке в театре драмы – «Кубанские казаки» («Веселая ярмарка»). Вам уже, насколько я знаю, много раз задавали вопрос, касательно Ваших прошлых постановок в Краснодаре. Скажите, чем принципиально будет отличаться эта премьера?

- Внешнее принципиальное отличие – разница в театрах: музыкальный и драматический. А если серьезно, в этом спектакле («Кубанские казаки») совершенно другой способ работы, потому что артист музыкального театра воспринимает все через музыку, а артист драмы – через слово. Разговор о построении спектакля идет на другом языке. Это не означает, что одно хорошо, а другое плохо, это просто две разные вещи. В театре драмы я ставлю все-таки драматический спектакль, слово в нем впереди музыкальных включений. В этом и есть характерная отличительная черта – разные по восприятию и работе с материалом театры.

- Стоит ли перед Вами задача – отразить кубанский колорит? В какой мере?

- На мой взгляд, без кубанского колорита этот спектакль не получится. Это не та история, которую можно воспроизвести в черном кабинете в мрачных тонах осовремененных костюмов… Не выдержит ни пьеса, ни музыка Дунаевского. Здесь все должно быть по-честному. Моя задача не автоматически отразить дух казачества. Мы не должны утрачивать связь времен. Моя главная задача – напомнить, как важно ценить ту жизненную нить, которая тянется из середины 20 века к нам сегодняшним в 21 век, важно, чтоб она не прерывалась… то солнце, которое светило тогда над Кубанью, светит и сегодня. А лучезарность, которая присуща этому краю, она есть и сегодня, и жизненно важно ее сохранить.

- Важная составляющая любого спектакля – музыка. Расскажите, какая она будет в «Кубанских казаках»?

- В основе постановки лежит музыка кинофильма (прим. «Кубанские казаки» киностудия «Мосфильм», реж. Пырьев), то есть музыка Исаака Осиповича Дунаевского, вы услышите всем знакомые песни. Что касается фоновой музыки – это будут звуки, несущиеся из репродукторов, те, которые сопровождают мир персонажей. Это не обязательно Дунаевский, скорее какая-то необходимая для настроения определенной сцены музыка.

- Что, на данном этапе работы, в работе над этим спектаклем было для Вас самым трудным и самым интересным?

- Самое трудное было – придумать, потому что материал очень непростой. А самое интересное началось, когда я придумал! Пока придумывал, испытывал мучения – творческие муки, знаете ли (смеется). Как только придумал, подключилась фантазия, и стало невероятно интересно.

- Мы уже знаем, что Ваша премьерная постановка приурочена к празднованию 80-летия образования Краснодарского края. Пожелаете что-нибудь в честь этого праздника?

- От моих прошлых постановок в Краснодаре до нынешней прошло около 12 лет, хочу сказать, что город потрясающе преобразился и продолжает расти и процветать. Здорово! Если честно, поймал себя на мысли, будто я в Каталонии, где-то под Барселоной… Дело не только в очень похожем климате, просто все настолько прекрасно вокруг, потрясающе! Нам же сегодня этой простой радости и не хватает, мы становимся все жёстче и агрессивнее… а здесь удивительно сохраняется что-то прекрасное, витающее в воздухе, что трудно описать словами. Нужно делать эту жизнь лучше… не только для себя, но и для всех окружающих. Ради этого, собственно говоря, эта постановка.

Сочинять какой-то помпезный спектакль дежурно – не наш вариант. Мы сразу договорились с руководством театра и актерами, что ставим человеческий, теплый, лучезарный  спектакль. В истории это настолько светлые, наивные, чистые люди, у которых нам пора уже, видимо, чему-то поучиться. Мне хотелось бы, чтобы артисты на сцене создали образы персонажей, которым бы люди нынешнего 21 века по-доброму позавидовали! 

Читайте также:

На Кубани после новогодних каникул число заболевших COVID-19 выросло в 3 раза
25 Января
Общество

На Кубани после новогодних каникул число заболевших COVID-19 выросло в 3 раза

В регионе уже подтвердили 7 случаев заражения штаммом «Омикрон».
Размер специальной молодёжной стипендии главы Краснодара увеличат почти в 2 раза
25 Января
Общество

Размер специальной молодёжной стипендии главы Краснодара увеличат почти в 2 раза

С нового учебного года она увеличится до 4 тыс. рублей.
На Кубани заключили первое соглашение о строительстве электрозарядных станций
25 Января
Общество

На Кубани заключили первое соглашение о строительстве электрозарядных станций

Планируется, что всего на Кубани в 2022 году построят 85 быстрых зарядных станций.
Грузовой поезд насмерть сбил 58-летнюю женщину в Каневском районе
25 Января
Общество

Грузовой поезд насмерть сбил 58-летнюю женщину в Каневском районе

На место происшествия выезжала следственно-оперативная группа.
В Горячем Ключе за трое суток выпало около 113 см снега
25 Января
Общество

В Горячем Ключе за трое суток выпало около 113 см снега

Экстренные и коммунальные службы работают круглосуточно.
Кондратьев поздравил молодежь Кубани с Днем российского студенчества
25 Января
Общество

Кондратьев поздравил молодежь Кубани с Днем российского студенчества

Он встретился с представителями молодежного актива региона.
20:51 На Кубани после новогодних каникул число заболевших COVID-19 выросло в 3 раза 20:29 Размер специальной молодёжной стипендии главы Краснодара увеличат почти в 2 раза 19:18 На Кубани заключили первое соглашение о строительстве электрозарядных станций 19:04 Евгений Титов: «Сбер даёт зарплату выше рынка и помогает «донастроиться» до лучшей версии себя» 18:40 Грузовой поезд насмерть сбил 58-летнюю женщину в Каневском районе 18:17 В Горячем Ключе за трое суток выпало около 113 см снега 18:03 Кондратьев поздравил молодежь Кубани с Днем российского студенчества 17:25 Более 100 управляющих компаний Краснодара оштрафуют за плохую уборку снега 16:51 На Кубани и в Адыгее восстановили электроснабжение после непогоды 16:34 В Краснодаре оштрафовали семерых сотрудников больницы «РЖД» за смерть пенсионерки
Обмен трафиком СМИ2