Краснодар, 17 августа — Юг Times, Сергей Плиев. В конце мая анимационный фильм «Марапацуца», созданный по мотивам картин кубанского художника, вошел в программу Short Film Corner («Уголок короткого метра») Каннского кинофестиваля. Лента заслужила очень высокие оценки критиков. А в середине июля и краснодарцы получили возможность увидеть это и другие творения кубанских авторов. О работе с проектом «Юг Times» рассказал режиссер и продюсер Алексей Двоеглазов.

— История мультфильма началась с того момента, как известный художник Сергей Воржев решил выпустить альбом со своими картинами. Верстать это издание доверили дизайнеру и замечательному аниматору Игорю Гаркушенко, у которого во время работы созрел сюжет ленты. Он предложил Воржеву создать мультфильм, и Сергей Дмитриевич дал добро.

Что означает странное слово «марапацуца»?

— Это такой воздушный корабль, который работает, как объясняет Воржев, в 98% случаев на самогоне и 2% — на чистом спирте. Переводит же художник слово «марапацуца» так — мой небесный корабль.

Внешне он, скорее, похож на дирижабль, но очень странной конструкции. Кувшин, невероятных размеров тыква или ржавый примус — все это необычным образом превращается в сюрреалистическое средство передвижения, на котором казак может полететь в соседнюю станицу к любимой девушке.



ПАРТНЕРОВ СВЕЛ КОРОЛЬ УЖАСОВ

Раньше у Игоря Гаркушенко был опыт создания мультипликационных или кинофильмов?

— До «Марапацуцы» он создал несколько анимационных и игровых картин.

В нашем городе живет достаточно много энтузиастов кино. Я и мои единомышленники давно занимаемся этой темой. С разных сторон пытаемся подойти к кинематографу. Эксперименты освещаем на страницах ресурса StrangeFilm.org. Пишем про кино, снимаем, продвигаем фильмы на фестивалях. К слову сказать, я автор 6-го эпизода полнометражной картины «Игры в темноте».

С Игорем же мы знакомы давно и поначалу даже были конкурентами.

То есть?..

— В 2009 году в Краснодаре проходил конкурс «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». Там мы с Игорем, еще не зная друг друга лично, представляли свои фильмы по произведениям Короля ужасов. Игорь оказался победителем. Мой фильм тоже выиграл, но на других конкурсах и позже.

Как вы решились продюсировать фильм своего творческого соперника?

— Теперь он соратник, а не конкурент. Игорь — талантливый и самобытный автор, поэтому глупо ограничивать себя напускным творческим противостоянием, гораздо продуктивнее стать партнерами и начинать вместе делать что-то большее.

После завершения работы над «Марапацуцей» Игорь хотел выложить ее в открытый доступ. Но я его отговорил. Считаю, что для разных фильмов необходимы разные каналы продвижения. Для «Марапацуцы» — это фестивальная история. А, например, для видео, в котором Никиту Джигурду называют Чубакой, фестивали не нужны, его сразу надо размещать на YouTube.

«Марапацуца»: кино «на коленке» и без бюджета



КИНО «НА КОЛЕНКЕ» И БЕЗ БЮДЖЕТА

Когда вы начинали продвигать «Марапацуцу», думали ли, что дело дойдет до Каннского фестиваля?

— Сразу создалось ощущение, что фильм этого достоин, но с уверенностью говорить о том, что он туда попадет, было нельзя.

Нам повезло. Побывать на самом престижном кинофестивале мира для начинающего автора - очень важно. Тем более если этот автор едет туда не в качестве туриста, а как режиссер короткометражки, которая навсегда останется в фильмотеке Каннского смотра. Как бы ни ухмылялись критики, для фильма, созданного «на коленке» и без бюджета, если не считать съеденных бутербродов, мы добились серьезного успеха.

Вы тратите на продвижение личные средства. Когда эти инвестиции принесут отдачу?

— Пока мы получили в качестве прибыли лишь некоторую узнаваемость. Наивно полагать, что короткометражный фильм может сразу принести деньги. Это работа на перспективу — показать свои возможности, привлечь внимание студий и людей, которые отвечают за финансы в кино.

Значит, план по захвату кинематографического мира у вас уже готов?

— Вообще все, что мы делаем, — это маленькая модель большого бизнеса, в котором есть место и продакшну, и прокату, пусть и несколько специфически.

После «Марапацуцы» мы с Игорем Гаркушенко уже успели создать еще один анимационный фильм по сценарию Сергея Левина, название — Bullend. Эта картина сильно отличается от «Марапацуцы» и является двухминутной притчей в стиле нуар о трагической судьбе быка.



МЕЧТЫ ЭНТУЗИАСТОВ

Вы говорили, что пытаетесь войти в кино разными путями. Есть какие-то оригинальные идеи по поводу заработка в этой сфере?

— Мне кажется, давно назрела необходимость создать альтернативу мультиплексам.

Я не хочу сказать, что многозальные кинотеатры, показывающие прокатные ленты, плохи. Просто у нас нет возможности смотреть на большом экране что-то не из мейнстрима. А ведь существует очень много интересных вещей, по которым зритель изголодался.

Могу об этом говорить с уверенностью, так как сам регулярно провожу кинопоказы на разных площадках города. В связи с тем, что у нас нет пока своего зала, мы называем себя кочевым кинотеатром StrangeFilm. Надеемся, что когда-нибудь станем оседлыми. Считаю, здесь есть возможности для монетизации киноэкспериментов, о которых можно предметно говорить только со стратегическими партнерами.

Также мне было бы интересно развить идею кинотуризма, которую я начал в своей книге «Кинопоход: Краснодар». Есть мысли и о том, как создать мобильное приложение, которое бы преломляло городское пространство сквозь призму кинематографа.

Идеи имеются. Хочу верить, что вскоре они будут реализованы.

«Марапацуца»: кино «на коленке» и без бюджета

За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube