Краснодар, 27 февраля – Юг Times, Ирина Колесниченко. Субсидирование, поиск лекарств для пчел и популяризация ремесла... Как сохранить пчеловодство в крае?
Согласно данным Роскачества, основной объем мёда (около 94%) в России производят личные подсобные хозяйства, чаще всего распространяющие продукцию среди знакомых, родных и членов семьи. Всего в России зарегистрировано около 3 тысяч владельцев пасек.
Пасечники продают приблизительно 35% своего мёда оптовым торговцам и переработчикам. Оставшиеся объемы реализуются через места нестационарной розничной торговли, ярмарки, рынки, интернет-площадки.
По информации Росстата, 72% мёда произведено в 15 лидирующих регионах страны, среди которых Краснодарский край. Также туда входят Башкортостан и Татарстан, Алтайский край, Белгородская, Воронежская, Оренбургская и Орловская области.
По данным ВЦИОМ, чаще всего россияне приобретают мёд у знакомых и пчеловодов-любителей (54%), на рынках и специализированных ярмарках (21%), в магазинах (13%), получают в качестве подарка (12%) или у частных пчеловодческих хозяйств (10%).
Кочевой бизнес
Средняя продолжительность жизни пчелы в медоносный период - до 20 дней, в зимний сезон - до 6 месяцев. В течение зимнего времени количество пчел уменьшается в 10, а то и в 20 раз. С наступлением весны, с февраля по апрель, идет наращивание семей, пчел начинают откармливать и пробуждать, чтобы уже летом в полном объеме перевозить ульи и кочевать в поисках лучшего места. В весенний период пчелы приносят нектар, чтобы выкармливать потомство, замену себе. Именно эти месяцы - главный показатель развития семьи на основной взяток, т. е. период большого сбора мёда - с 6 июня до 25 июля. Сами пчелы предпочитают липовый мёд, богатый микроэлементами и белком. Каштановый пчелам брать тяжелее, ведь он низкокалорийный, удержать в хоботке его сложнее.
Пчеловодство на Кубани - это не просто профессия, а образ жизни, который часто передается из поколения в поколение. Семейные традиции, любовь к природе и стремление производить натуральный продукт делают это занятие привлекательным, несмотря на его сложности. Многие пчеловоды Кубани признаются, что пришли к этому занятию благодаря семейным обстоятельствам. Как рассказывает семья Егоренко, пасека стала частью их жизни благодаря наследству: дед передал свое дело сыну, а тот - внуку. В итоге супруги превратили пчеловодство в семейный досуг, проводя летние дни на природе и радуясь возможности создавать продукт, полезный для людей. Помимо этого, пчеловодов согревает мысль о служении людям, ведь чистый натуральный природный продукт, несомненно, приносит пользу. Лучшая гарантия качества мёда - это его покупка у знакомых, считает Андрей Егоренко. Пчеловоды признаются, что предугадать предпочтения покупателей и урожайность мёда сложно. По наблюдениям пасечников, каждый год вкусы клиентов разные. Если в 2023 году акациевый мёд оставался в наличии, то в 2024-м его разобрали первым.
- Скорее всего, тут складывается так, что клиенты взяли один сорт мёда и потом хотят попробовать другой. Не угадаешь и с природой - какого мёда будет больше в следующем году. Поэтому даже мы не можем заранее предсказать ситуацию будущего лета. Все зависит от осадков, дождя, засухи, - рассказывает пасечник.
На самый разный вкус
Разнообразие сортов мёда потрясает: цветочный, липовый, гречишный, акациевый, подсолнечный, кипрейный, чернокленовый, донниковый, кориандровый, луговой, лесной, горный и каштановый. Как отмечают многие пчеловоды Краснодарского края, в последние годы наблюдается печальная тенденция к высыханию каштанов. Вероятнее всего, был занесен клещ, который вызывает усыхание деревьев, убивая цветок каштана еще во время цветения и вегетации. Пчеловоды считают, что скоро каштановый мёд станет одним из самых редких. К тому же в регионе Красной Поляны и Медовеевки период цветения каштанов очень короткий - всего две недели. Если в это время идут дожди, пчелы ничего не принесут, рассказывают пчеловоды. Главная ценность такого мёда заключается в том, что он может храниться долгое время и оставаться в жидком состоянии, не засахариваясь. Указанное свойство постепенно становится причиной повышенного спроса на этот сорт и подорожания. В основном в Краснодарском крае, помимо каштанового, покупают липовый, разнотравный, гречишный и акациевый мёд.
Беда пришла, откуда не ждали
Огромным вызовом для пчеловодов Краснодарского края стали заболевания пчел. В данный момент наблюдается два вида клещей, которые оказывают губительное влияние на пасеки, что приводит к масштабному вымиранию пчел. Так, первый вид клеща, завезенный из Узбекистана, клещ «узбечка», отрицательно сказывается на здоровье и жизни пчелы. Как отмечают пчеловоды, им удается бороться с вредителем народными методами, но явные результаты покажут себя уже ближе к сезону, когда придет пора «выпускать пчел на свободу».
Также краснополянские пчеловоды пожаловались, что еще недавно другая разновидность клеща была сущим кошмаром только для зарубежных пчеловодов, однако теперь с ним приходится бороться на территории Краснодарского края. Речь идет о тропилелапсозе - болезни расплода, сопровождающейся его гибелью или рождением нежизнеспособных пчел и трутней. Клещ тропилелапс клареа, который раньше был замечен только на медоносных пчелах во Вьетнаме и Индии, а затем в Кении, год назад был обнаружен пчеловодами Красной Поляны. Заболевание, вызванное этим клещом, оказалось очень опасным, и его последствия значительнее, чем от узбекистанского вида. Клещ незаметен для глаза, проникает в гнездо пчелиной семьи на блуждающих пчелах или посредством пакетов пчел, перги из пораженных ульев. Личинка пчелы в это время недоступна для всего мира и даже пасечника. Будущая пчела запечатана в соте вместе со своим губителем, который начинает пожирать личинку одновременно с ее развитием. Вырастая, пчела оказывается без ножек или крыльев, полностью непригодной для работы. Этот клещ буквально косит пасеки. Весной 2024 года у пчеловодов до 100 семей погибало от него, рассказали собеседники издания. По-видимому, у краснодарской медоносной пчелы отсутствуют механизмы устойчивости к этому паразиту, в частности, взаимной очистки пчелами тела от него. Пока не разработано средство борьбы с этой разновидностью клеща и, кроме химических веществ, вредных для самих пчел, ничего не найдено.
Дело всей жизни
Не секрет, что пчеловодство - непостоянный источник дохода, а скорее, сезонный заработок. Тем более в нынешних условиях, когда основными трудностями стали заболевания насекомых и переменчивая погода. У многих пчеловодов есть основная работа. Татьяна Егоренко подчеркивает, что пчеловодство - бизнес, в котором никогда нет стабильности и предугадываемости. Непредсказуемость природы, болезни пчел и климатические особенности делают это занятие скорее увлечением. Тем не менее для многих семей на Кубани пасека остается источником вдохновения, отдыха и связи с природой. Однако семья пчеловодов Егоренко поделилась мнением, что при государственной поддержке была бы готова оставить основную занятость и уйти в поля, чтобы заниматься пчеловодством более расширенно. Собеседники добавляют, что было бы хорошо, если бы государство не препятствовало на уровне законодательства.
- Возникают такие требования, как чипирование ульев для кочевания, перекрытие дорог и отсутствие возможности проезда, - говорит Андрей Егоренко. - Сейчас любой пасечник не может приехать на участок для медосбора, ведь их количество ограничено, не хватает территории для сбора. Кроме того, не все частники разрешают разместить пасеку на своей земле. Приходится искать тех, с кем можно договориться. Наблюдается высокий рост количества пчеловодов и спрос на места для пасек. Пасечники ищут самостоятельно места и поля для размещения ульев. Но зачастую сталкиваются с тем, что сами владельцы полей преграждают въезд для пасеки на поле.
Каждому своя порода
Раньше на Кавказе активно занимались разведением серой кавказской пчелы для селекции. Эти пчелы, известные своей выносливостью и высокой продуктивностью, пользовались спросом в других регионах России. Они способны собирать мёд даже в туман или дождь, могут переключаться с одного вида медоносов на другой. Их активно продавали пчеловодам по всей стране и за рубеж, что делало Кавказ важным центром пчеловодческой селекции. Собирали целые фуры с пчелоконтейнерами, чтобы транспортировать трудолюбивое насекомое из края даже в Австралию. Сегодня акцент сместился с селекции на производство мёда. Пчеловоды заняты необходимостью адаптироваться к современным вызовам в пчеловодстве, таким как болезни пчел и климатические изменения. Хотя малочисленные заказы на отправку пчелопакетов еще поступают. Однако времена и условия транспортировки изменились - стало невыгодно покупать поодиночке пчелопакеты, так как стоимость доставки примерно будет равняться стоимости пчелиной семьи. К тому же доставка пчел - целая наука: их отправляют в специальной коробке, содержащей рамки не только с пчелами, но и с кормом (3-5 рамок), рассчитанным на 10-12 дней дороги. Весить такая конструкция может до 10 кг. Сейчас пчеловоды поддерживают связь друг с другом, чтобы оставаться в курсе происходящего в мире мёда, но наблюдается тенденция к выведению собственных пород пчел. Предпочитают не скрещивать насекомое с чужими, тем более в «карантинных» условиях, и не рискуют заражать своих пчел новым видом клеща.
Продолжить в поколениях
С каждым годом все тяжелее содержать пчел. Культура пчеловодства рискует стать вымирающей. Молодежь, которая должна была бы перенять это занятие, не заинтересована в продолжении дела своих дедов и не стремится снова возвращаться в сельскую местность. Большинство коалиций пасечников состоит из довольно возрастных предпринимателей. Молодые люди разъезжаются по крупным городам и не желают заниматься малоприбыльным делом. «Пчелы сами не живут», - говорят старые пасечники. Ими нужно заниматься круглый год. Каждый день в сезон медосбора хозяин не отходит от них, сегодня посмотрел одну семью пчел, завтра - другую, и так весь сезон. Когда наступает зима, осмотр проходит раз в месяц, но в это время нужно подготавливать рамки, прицепы и технику на следующий сезон.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube