Краснодар, 19 июля – Юг Times. Что актуально для уже заключенных залоговых договоров и тех, которые только прорабатываются сторонами?

Залог является одним из самых предпочтительных способов обеспечения обязательств в нашей стране. Поэтому защита прав участников залоговых отношений остается в фокусе внимания как бизнес-сообщества, так и практикующих юристов. На многие вопросы отвечает утвержденное в конце июня постановление пленума Верховного суда «О применении судами правил о залоге вещей». О том, какие новеллы будут особо интересны бизнесу, рассказал руководитель «Юридической компании «Мастер права» Сергей Клушин.

- Сергей Владимирович, говорят, что высшая инстанция во многом «пересказала» положения Гражданского кодекса. Каково ваше мнение? 

- Самое важное в постановлении пленума Верховного суда России по правилам о залоге вещей в том, что особое внимание уделено неочевидным положениям действующего гражданского законодательства. Таким образом, для юристов судебно-арбитражной практики сразу снимается масса вопросов. Ведь за последние годы произошла существенная корректировка положений ГК РФ о залоге. И это остро требовало принятия новых разъяснений вместо тех, что давал Высший арбитражный суд еще в 2011 году. Подобные документы направлены на обеспечение единообразного рассмотрения дел. Для судебной практики дополнительное напоминание о том, как правильно, точно не будет лишним. 


Понятия уточнили 

- Что принципиально нового привнесено в части защиты прав участников залоговых отношений? 

- Новые разъяснения - документ объемный, и там охвачены практически все вопросы, связанные с залогом вещей: от момента заключения договора до этапа обращения взыскания и реализации предмета залога. Очень внятно сказано про взыскание. Эта стадия по понятным причинам часто обостряется из-за противоречий в позициях сторон, складывающихся жизненных обстоятельств. Один из пунктов, в частности, описывает процедуру защиты интересов залогодателя и залогодержателя на случай истечения исковой давности по требованию об обращении взыскания на предмет залога. И он, на мой взгляд, особо ценен для достаточно распространенной на практике ситуации. Суд превентивно обозначил провальные способы защиты права, которые могут стать причиной отказа в иске. Также высшая инстанция запретила претендовать на недвижимость залогодателя при отсутствии с его стороны существенной просрочки по ежемесячным платежам - разбирательства не должны возникать при скромных финансовых недоразумениях. 

- Разъясняются ли критерии незначительности нарушения и несоразмерности требований?

 - Да, наконец вводятся четкие и понятные формулы, на которых будет строиться судебная практика. Пока не доказано иное, незначительность нарушения и несоразмерность требований залогодержателя стоимости предмета залога предполагаются, если сумма неисполненного обязательства составляет менее пяти процентов от стоимости заложенной вещи. А период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного залогом, меньше трех месяцев. При этом стороны могут изначально ставить другие критерии, конечно, фиксируя их в документах. 


Обращение с имуществом 

- Появились ли какие-то гарантии защиты для добросовестного залогодержателя? 

- Более четко обозначены преимущества залогодержателя перед другими кредиторами. Кроме того, очевидно стремление высшей инстанции минимизировать все основания для так называемого шантажа. К примеру, именно на собственника перекладываются все риски, связанные с проявлением должной заботливости и осмотрительности по отношению к своему имуществу. Иначе говоря, действия хозяина, способные привести к уменьшению стоимости залога, его повреждению или утрате, могут обернуться дополнительными требованиями. В частности, о досрочном возврате долга. Также мы получили разъяснения правил отсрочки продажи заложенного имущества, стала однозначной спорная позиция о сроках действия залога, когда меняется срок по основному обязательству. 

- Часто ли предприниматели южных регионов прибегают к оформлению залогов? 

- В силу того, что сельхозпроизводство является одной из ключевых специализаций местной экономики, залоговые отношения сохраняют свою специфику. Аграрии, слишком зависимые от внешних обстоятельств и погодных форс-мажоров, порой вынуждены отдавать в залог не только недвижимость, транспорт и оборудование, но и урожай. Иногда даже будущий. В таком случае на особые риски идут обе стороны. Сколько случаев, когда кредитор обнаруживал несоразмерность залога и своих потерь! И как часто из-за пренебрежения к детальному юридическому оформлению договоренностей сельхозпредприятия вынуждены отдавать кредитору намного больше, чем изначально рассчитывали. А ведь на самом деле обезопасить мог качественно проработанный договор залога. 


Реклама. Материал предоставлен www.master-prava.ru

За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»