Краснодар, 17 июня – Юг Times, Игорь Ярмизин. В краевом центре и в текущем году все пляжи продолжают оставаться закрытыми.
Когда-то давно, по свидетельству очевидца, наш край представлял собою неначатый запас естественных богатств, которыми можно было пользоваться при помощи скромных затрат труда и капитала. Благоприятный климат, полноводные реки и плодородная земля сулили материальное довольство.
Сегодня, спустя более двух веков, на первый взгляд все стало даже еще лучше. Так, если нашим предкам приходилось вести настоящую борьбу с разливами рек и затоплением огромных территорий, то в 1960-70-х годах была построена система водохранилищ, зарегулировавшая стоки, побеждена малярия, угроза эпидемии которой постоянно исходила со стороны реки Карасун. О былой величине водоема, ныне ставшего цепью прудов, можно судить хотя бы по тому факту, что когда-то казаки утопили в нем турецкий военный корабль. Но и помимо него и, разумеется, реки Кубани, буквально опоясывающей Краснодар по южной границе, в городе всегда было множество водоемов. Они здорово выручали жителей, особенно летом, в жару. Тем более что, согласно статистике, в Краснодаре всего 53 пасмурных дня в году. То есть в среднем - один в неделю.
Но с 2016 года на любые купания был введен официальный запрет. С полагающимся штрафом. Стало быть, в этом году можно отметить его пятилетний юбилей. Разумеется, запрет введен не просто так, а для блага человека или во избежание опасностей речных водоворотов, ям, а также бактерий. Что касается последних, то недавно независимые эксперты при техническом содействии официальной лаборатории краснодарского «Водоканала» провели анализ воды. Ее взяли в пяти важнейших (с точки зрения размещения пляжей) точках: в районе Тургеневского моста, на Затоне, у Юбилейного, на «Солнечном острове», а также в районе дамбы у пока еще не застроенной части Гидростроя, Так вот, по мнению специалистов, в воде из банки № 5 (т. е. взятой у дамбы) можно не только купаться. Даже выпив ее, человек не рискует здоровьем. Правда, купание здесь все равно запретили. Что же касается остальных четырех упомянутых мест, грязь и бактерии в них превосходят все мыслимые концентрации. Взглянув на карту, делаем однозначный вывод: вода в город приходит относительно чистой, т. е. незараженной. Опасной она становится только лишь из-за воздействия местных источников загрязнения.
Обычная, формальная логика, известная еще со времен Аристотеля, подсказывает, что выход - в устранении этих источников, строительстве очистных сооружений и выполнении других технических мероприятий, перечень которых специалистам хорошо известен. Но это, очевидно, не наш путь. И не только в Краснодаре. Доклад регионального министерства природных ресурсов сухо констатирует: «За последние 15-20 лет в крае практически прекратились строительство и ввод в эксплуатацию новых очистных сооружений». За исключением, понятно, Сочи, да и то - к Олимпиаде.
ВОДА, ПЛЯЖИ И ГРЯЗЬ
Конечно, говорит директор Научно-исследовательского института прикладной и экспериментальной экологии Леонид Ярмак, воды в нашем крае всегда было достаточно. Но и проблем хватало. Поэтому в советское время была принята и реализована грандиозная комплексная программа по очистке рек Азово-Черноморского бассейна. Разумеется, она касалась не только Кубани, но и многих других регионов. Сейчас нужен такой же документ, охватывающий несколько субъектов России. Это неизбежно, поскольку реки не признают административных границ, и та же Кубань течет по территории не только нашего края, но и Республики Адыгея, Ставрополья и Кабардино-Балкарии.
- Поймите правильно: проблема только кажется локальной, как локален каждый пляж, - говорит собеседник издания. - Но ее можно решить лишь в комплексе, параллельно с множеством других. Например, с ликвидацией несанкционированных свалок; модернизацией и строительством объектов хозяйственно-бытовой и ливневой канализации. Каждый знает на своем опыте: ливневка не справляется, после любого сильного ливня на улицах, особенно в центре города, потоп. Он несет не только неудобства людям, но и огромное количество опасных веществ в реку. Например, гниющую органику со свалок, - основного поставщика возбудителей опасных болезней. Или нефтепродукты. Хотя, согласно требованиям, ливневые стоки должны быть исключительно чистые, чтобы не загрязнять реку. На практике, конечно, с ними время от времени несется вся таблица Менделеева. Поэтому, чтобы добиться нормального, соответствующего нормативам сброса, надо привести в порядок всю территорию водосбора. Только тогда после дождей яд и опасные бактерии перестанут попадать в водоемы. Конечно, за последние десятилетия в проектах приведения в порядок водоемов и реконструкции водно-канализационного хозяйства Краснодара недостатка не было. Говорили и о трансформации Карасунов в единый водоем, и о строительстве огромных канализационных тоннелей под городом, и о превращении Затона в единый бассейн. В настоящий момент для меня очевидно, что спасти ситуацию может лишь принятие и реализация федеральной комплексной программы по очистке и приведению к существующим нормативным требованиям рек Азово-Черноморского бассейна, и в первую очередь Кубани. Иначе даже не рискну предположить, когда наконец краснодарцы смогут вернуться на пляжи своего города.
В КАЧЕСТВЕ ПЛАЦЕБО
Но пока возвращение на пляжи под вопросом, горожанам вместо них предложен странный паллиатив - бассейн. Открытые общедоступные бассейны появились в Краснодаре еще во времена позднего СССР. К примеру, такой искусственный водоем тогда поставили в микрорайоне Фестивальном. От нынешних его отличали два момента: во-первых, он был раз в десять больше, а во-вторых, нигде в округе никаких рек и озер не было, как, впрочем, и сейчас. Разумная альтернатива.
Сегодня же в паре десятков метров от прекрасного (хотя подчас и порядком загрязненного) песчаного берега реки, давшей название целому региону, построено несколько «бассейнов», а по сути, ванн размером со среднюю комнату, в которых барахтается множество людей - детей и взрослых. Резервация для полноты ощущений, разумеется, снабжена самым необходимым атрибутом, - забором. Пока еще, правда, из сетки. Но суть отгораживания ясна: река - это не для вас. Хотя, на вкус некоторых, отставших от современного стиля жизни людей, самое главное в отдыхе на природе - это сама природа, возможность окунуться в первозданные воды реки, озера или моря. Только так, они считают, можно отдохнуть по-настоящему, расслабившись и душой, и телом.
- Решение о закрытии всех краснодарских пляжей для нас было ожидаемым. Давно ожидаемым. Слишком уж долго после 1991 года не уделялось внимание экологии. Дошло до того, что со стороны Адыгеи воды Кубани даже размыли скотомогильник. А это - угроза настоящей катастрофы. От повторения подобного и сегодня никто не застрахован, - говорит общественница Елена Шувалова. - В прошлом году мы объединились с рядом общественных организаций, чтобы поработать над водной составляющей кубанской столицы: реками, другими водоемами, пляжами. Мы, во-первых, настаиваем на тщательной экспертизе каждого из них, во-вторых, на заседании общественного совета в мэрии выдвинули инициативу создания водно-экологического каркаса города, а в-третьих, рассчитываем на формирование межрегиональной программы по очистке реки Кубань, которую финансировали и курировали бы на федеральном уровне. И, по нашим сведениям, такой документ уже близок к подписанию. По крайней мере мы на него очень надеемся.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ КРАСНОДАРА
Проблема загрязненности прибрежных вод касается, конечно, не только краевой столицы. Хотя здесь она стоит наиболее остро. Но и в приморских городах и поселках канализация стекает прямо в море и время от времени цветут водоросли в уютных бухтах. Но если в Краснодаре можно закрыть пляжи, то на побережье после подобных мер рухнет экономика. Поэтому пока остается довольствоваться регулярными сообщениями о том, что «на сегодняшний день все проверки показали полное соответствие воды на кубанских курортах всем гигиеническим нормам».
А в мае в районе поселка Ясенская Переправа и других населенных пунктов на Азовском море отмечался падеж животных, рыб и птиц.
В феврале и марте жители прибрежных районов Черного и Азовского морей говорили о небывалом море, который постиг птичек чомга. Загадочные случаи массовой гибели пернатых, редких краснокнижных дельфинов и других представителей фауны все чаще происходят возле наших берегов. Причины обычно никто не находит.
В то же время берега покрываются все более плотным слоем мусора, из-под которого полноводными потоками текут пропитанные вредоносными соединениями стоки. Зато сразу 33 сочинских пляжа получили международную экологическую награду «Голубой флаг». Представляется все же, что первым шагом к восстановлению нарушенного, если уже не разрушенного, экологического баланса на пляжах Краснодара, побережья, да и в любом другом месте должно стать отделение мух от котлет, маркетинговых достижений - от суровой реальности.
Ведь без признания правды о том, во что мы превратили природу, невозможна никакая программа по ее восстановлению, а значит, и возвращение краснодарцев на их любимые пляжи.
За всеми важными новостями следите в Telegram и Twitter