Краснодар, 31 января – Юг Times, Валерий Каменский. На минувшей неделе одним из самых резонансных событий в жизни страны стало обсуждение «газовой амнистии» для жителей Чечни.
Республиканская прокуратура подала иск о списании с населения 9,33 миллиарда рублей долга, а Заводской районный суд Грозного это требование удовлетворил. Подобное решение вызвало резонанс во всех уголках страны. Причем представители региональных властей и простые граждане проявили редкую солидарность и выразили единодушное возмущение происшедшим. Смысл звучащих из разных концов страны претензий можно свести к одному простому вопросу: «Чем Чечня лучше других субъектов?» Ответа нет.
«Особый статус» республики - тема острая и болезненная. С тех пор, как в регионе закончилась война, федеральный центр уделяет Чечне повышенное внимание. Прежде всего это заметно по многомиллиардным финансовым вливаниям госказны.
Сначала деньги шли на восстановление разрушенной территории, в первую очередь - непосредственно Грозного, превратившегося сейчас в красивый и современный город. Теперь бюджет платит за достижение и поддержание более-менее приемлемого уровня жизни местного населения.
Такая политика Москвы у многих вызывала и продолжает вызывать раздражение - масштабная помощь нужна и другим субъектам Федерации.
И вот - новый повод обратить внимание на происходящее в республике и ее «особость».
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
16 января прокуратура Чечни сообщила, что надзорный орган провел проверку ООО «Газпром межрегионгаз Грозный». Было установлено, что компания «вопреки требованиям законодательства» не составляла документы, необходимые для списания дебиторской задолженности жителей республики за период с 1 января 2007 года по 30 сентября 2015-го. Эти материалы должны были показать долги населения, взыскание которых «в силу истечения сроков исковой давности стало безнадежным».
Прокуратура ЧР вчинила иск компании. Заводской районный суд Грозного удовлетворил требование и обязал ответчика списать более чем 9-миллиардную задолженность.
Совпадение это или нет, но январские события выглядят логичным продолжением недавнего заявления главы республики Рамзана Кадырова.
— В Грозном достаточно остро стоит вопрос погашения задолженности за газ и электричество отдельной категорией граждан, и, казалось бы, самый простой путь воздействия - отключение потребителей от сетей, — сказал он в октябре 2018 года, словно предвосхищая дальнейшее развитие событий. — Но этого недостаточно, и не будет желаемого эффекта, если у определенной части населения нет средств для платы за энергоносители.
И вот теперь проблемы нет. Она решена. Жителям республики просто взяли и простили огромные долги за природный газ.
НЕМИЛОСЕРДНО, ЗАТО ЭФФЕКТИВНО
Как решают похожие проблемы в других регионах? Самым жестким образом. Нет оплаты - нет газа. Не хочешь погашать долги - мерзни. Как сообщила в декабре 2018 года пресс-служба «Газпром межрегионгаз Краснодар», в крае насчитывается свыше 142 тысяч должников с просроченной оплатой - каждый десятый абонент компании.
Суммарная задолженность составляет 627 миллионов рублей. Это, по оценкам организации, очень высокий показатель (пусть он и в разы ниже чеченского). Однако объем долгов стремится вниз. Актуальная цифра ниже прошлогодних показателей января-ноября на 234 миллиона (на 37%). Как думаете, почему?
Правильно. Потому что «Газпром межрегионгаз Краснодар» использует самое радикальное средство борьбы с хроническими неплатежами - отключение абонентов. Сейчас на Кубани число отключенных от газа абонентов уже превысило 10,2 тысячи.
Тактика компании вынуждает неплательщиков возвращать долги. Да, подчас это выглядит не очень-то деликатно и милосердно. Зато эффективно.
РЕЦЕПТ ОДИН: РАБОТАТЬ
В прокуратуре ЧР объясняют, что если бы «Газпром межрегионгаз Грозный» начал массово предъявлять жителям требования об оплате задолженности, это создало бы «в обществе социальную напряженность и могло повлечь протестные выступления».
Отлично, теперь в республике одним потенциальным очагом напряженности стало меньше. Зато напряглись в других регионах - причем и простые люди, и власти. Все хотят «газовой амнистии».
Правда, в числе субъектов, желающих повторения чеченской «газовой амнистии», нет Краснодарского края. Но это не значит, что у Кубани нет своих сложностей. Достаточно еще раз привести официальную цифру: более 10% абонентов ходят по лезвию ножа и в один «прекрасный момент» могут лишиться газа.
И еще пара цифр, наглядно демонстрирующих, почему «победа человеколюбия» в Чечне может сильно раздражать регионы.
Краснодарский край является одним из лидеров российского антирейтинга по объему внутреннего госдолга. Как сообщает Минфин РФ, этот показатель, по данным на 1 декабря 2018 года, составляет 124,8 миллиарда. Во многом огромная сумма - наследие олимпийского праздника жизни и вложений в инфраструктуру для автогонок в классе «Формула-1». И что же, Кубань пытается избавиться от этого бремени через суд? Нет. Край работает, постепенно погашая задолженность. В 2018-м сумма снизилась на 9 миллиардов, в этом, как на днях заявил вице-губернатор Игорь Галась, показатель уменьшится еще на 10 миллиардов.
Для сравнения: внутренний госдолг Чеченской Республики составляет 4,68 миллиарда рублей. Как-то маловато. И все потому, что, как правило, этому северокавказскому региону если дают, то не за проценты и не в долг, а так - за спасибо.
Как же здесь не нервничать и не завидовать, вновь и вновь вспоминая об «особом статусе» Чечни?..
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ГАРАНТА
Впрочем, точка в этой истории пока не поставлена.
22 января Генеральная прокуратура России сочла необоснованным иск прокуратуры Чеченской Республики о списании долгов населения за газ. Резко реагируют в «Газпроме». В компании заявили, что решение суда о списании долгов за газ противоречит нормам права и, кроме того, может быть воспринято добросовестными плательщиками как несправедливость по отношению к ним.
Это два важных момента, но ясно, что они далеко не решающие. Все будет решаться на самом верху - том самом, который единственно имеет влияние на происходящее в Чечне.
Сам гарант пока молчит. За него говорит пресссекретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, вопрос списания долгов Чечни является «чрезвычайно сложным» и официальная позиция пока не сформулирована. Значит, в Москве еще будут думать. И думать крепко. Потому что, приняв решение в пользу Чечни, федеральная власть вынуждена будет объяснять другим регионам, почему где-то можно не платить, а где-то - нельзя.
МНЕНИЕ
Александр Топалов, политтехнолог, руководитель Центра политических исследований и технологий.
— Делать какие-то конкретные выводы из истории со списанием «газовых долгов» в Чечне еще рано. Ситуация развивается несколько непредсказуемо: на данный момент «Газпром» может встать в позу и отказаться исполнять решение Заводского районного суда Грозного. Скорее всего, будут пытаться оспорить его за пределами СКФО - доведут дело до Верховного суда и, с высокой вероятностью, смогут отменить решения нижестоящих инстанций.
Тем не менее, нужно прояснить один важный момент: решение конкретного районного суда в Чечне не имеет юридической силы в других субъектах РФ. В нашей правовой системе судебный прецедент не является источником права. Такое решение не будет работать автоматически для других регионов РФ.
При этом нельзя отрицать, что последние годы все же есть тенденция к усилению позиций судебной практики - несмотря на то, что для обоснования решения суды не могут общим образом ссылаться на судебную практику, зачастую суды фактически руководствуются не самими нормами законодательства, а именно сложившейся судебной практикой. В том случае, когда они признают нормы судебной практики применимыми в данном деле, они их используют в качестве источника права. В целом сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как действительно сложную. Для «Газпрома» это огромная проблема, которую попытаются решить любым (кроме списания долгов) путем. Иначе будет очень сложно справиться с вопросами, которые неизбежно возникнут в других регионах.