Краснодар, 4 января - ЮГ Times. Сенатор от Крыма Ольга Ковитиди предлагает установить в России новую памятную дату - День верности воинской присяге - для того, чтобы увековечить подвиг моряков-черноморцев, которые 4 января 1992 года отказались присягнуть на верность Украине, пишет ТАСС.
Точная дата, на которую будет приходиться празднование памятного события, пока не определена.
По словам парламентария, одним из вариантов является именно 4 января, при этом еще необходимо согласовать этот вопрос с Минобороны.
Соответствующий законопроект уже подготовлен, но пока не внесен в нижнюю палату. "Хочется, чтобы именно в этот день могла приниматься присяга, чтобы было практическое применение этого закона", - подчеркнула парламентарий, добавив, что надеется получить ответ от руководства Минобороны в начале января.
По мнению Ковитиди, "закон нужный". "А самое главное то, что он инициирован людьми, которых он касается и кому он очень важен", - добавила сенатор.
День в истории - 4 января 1992 года
После распада СССР в декабре 1991 года главная база Черноморского флота - Севастополь - оказалась на территории Украины. Несмотря на то, что флот имел статус оперативно-стратегического объединения, который мог быть реализован лишь при сохранении единства его структуры, политическое руководство в Киеве сразу взяло курс на раздел флота, несмотря на заключенные в рамках СНГ договоренности.
Как рассказал в интервью "Российской газете" командующий на тот момент флотом адмирал Игорь Касатонов, президент Украины Леонид Кравчук требовал, чтобы 3 января 1992 года Черноморский флот присягнул Украине вместе со всей группировкой бывших советских войск, насчитывавшей 700 тыс. человек.
"Я этого делать не стал, сжег мосты, 4 января объявив флот российским и сказав, что подчиняться будем министру обороны СССР Евгению Шапошникову и командующему ВМФ Владимиру Чернавину. Отдельно подчеркнул, что черноморцы обязуются уважать законы государства, на территории которого находятся, готовы сотрудничать с Министерством обороны Украины, но без принятия присяги", - сказал Касатонов.
Бывший командующий ЧФ подчеркнул, что никто не давал ему разрешений на подобные заявления, он взял ответственность на себя и произнес вслух то, что думал. Адмирал также отметил, что по форме это был мятеж, совершенно неожиданный для всех, в том числе и для России. По его словам, первой, буквально в тот же день, о его демарше написала газета New York Times. "В поддержку я получил сотни телеграмм от рядовых сограждан, а от руководства страны - никакой реакции", - отметил в интервью адмирал.