Краснодар, 6 ноября – Юг Times, Карина Аванесова. За два года Госдума приняла около двух сотен федеральных законов, вместе с правительством разработала больше 300 мер поддержки, которые призваны смягчить последствия санкций.
Депутаты от регионов уже активно включились в работу после парламентских каникул, и в ходе седьмой, текущей сессии перед Госдумой поставлены задачи, которые имеют ключевое значение для последовательного развития страны и российского законодательства. Чему нужно уделять особое внимание, какие интересы Краснодарского края требуют поддержки на федеральном уровне - в интервью «Юг Times» рассказал депутат Государственной думы ФС РФ, член комитета по экономической политике, член РСПП Эдуард Кузнецов.
-Эдуард Анатольевич, каковы планы работы в новый парламентский год?
- Если говорить статистически, парламентариям предстоит отработать свыше тысячи проектов законов по различным сферам, в которых обозначены приоритетные направления: из них больше двух сотен приняты в первом чтении, еще два - во втором.
В ходе этой сессии изменится формат «правительственного часа». Раньше там обсуждались общие, заранее согласованные с правительством вопросы, теперь мы планируем работать с властями по конкретной проблеме, которая беспокоит людей.
Учитывая ситуацию в стране, в приоритете для рассмотрения будут законопроекты по поддержке участников СВО и их семей.
Ну и, конечно, главная задача - принять бюджет на следующий год и плановый период 2026-2027 годов. Эту работу уже ведет комитет по бюджету и налогам совместно с Правительством России. В проекте бюджета будет обязательно предусмотрено полное выполнение социальных обязательств государства перед россиянами, несмотря на все объективные трудности, связанные с санкциями и возросшими расходами на оборону.
Потребности региона
- Как депутат Думы от Краснодарского края какие вопросы планируете решить в этом году и где, по вашему мнению, находятся самые болевые точки?
- Мне, как члену комитета по экономической политике, хотелось бы начать с нужд нашего бизнеса. Потому как наступил, безусловно, очень непростой период для страны - останавливается реализация инвестиционных проектов, а о новых представители бизнес-сообщества думать не рискуют.
Сегодня для предпринимателей очень важны дешевые и длинные ресурсы, необходимые для модернизации производства и реализации новых проектов. Поэтому здесь важно сделать акцент на большем объеме привлечения средств из федерального бюджета, на различные меры господдержки. Конечно, с учетом того, что ставка рефинансирования Центробанка повышается. А это, как вы знаете, отрицательно влияет на привлечение инвестиций для дальнейшего развития предпринимательского сообщества и реализации новых инвестпроектов.
Второй момент - это кадры, которые действительно решают все. Как и для всех субъектов Российской Федерации, в нашем регионе это один из важнейших вопросов, и мы должны понимать: запрос бизнеса на грамотных специалистов не должен оставаться без внимания высших, профессиональных, средних специальных учебных заведений Краснодарского края. Выпускники, которые покидают стены вузов и ссузов, должны трудиться на предприятиях нашего региона. А у нас порой студенты обучаются, а потом не могут трудоустроиться, потому что их специальность не востребована либо нет опыта работы. Я считаю, учебные заведения должны заключать с предприятиями соглашения о сотрудничестве, чтобы студенты могли практиковаться, знакомиться с производством, коллективом, спецификой, а потом уже успешно влиться в эту среду и внести свой профессиональный вклад в работу. Самая болевая точка для жителей Кубани - несомненно, транспортные проблемы, а также вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Депутатский корпус, конечно же, максимально задействован в их решении.
Для ряда муниципальных образований как кость в горле мусорная реформа. Мы работаем над тем, чтобы в ближайшие годы этот вопрос стал менее острым в регионе. Сейчас развивается кубанское Приазовье, и соответствующую программу должны вот-вот принять на уровне региона. Она, скорее всего, войдет в госпрограмму по развитию акватории Азовского бассейна и прилегающих территорий. Здесь задача № 1 - сохранить те сельскохозяйственные земли, которые вымывает Азовское море.
Кроме того, нам предстоит решить много вопросов, связанных с очисткой русел рек. Необходимо строить и привести в порядок причальные стенки для нашего судоходства в Приморско-Ахтарском районе, Ейске. Дорога, которая будет строиться вокруг Азовского моря, должна дать определенный эффект и толчок в развитии.
Стоит отметить, что для Краснодарского края очень важно финансирование агропромышленного комплекса, которое из года в год либо увеличивается, либо остается на том же уровне. Важно, чтобы мы не уменьшали мер поддержки и их эффективность. Тут можно брать в целом любую отрасль: транспорт, нефтехимию, обрабатывающую промышленность и станкостроение, которое развивается в Краснодарском крае.
Если глобально, это наш санаторно-курортный комплекс. Строятся санатории, пансионаты. И уже сегодня, за полгода до официального начала курортного сезона, 100 процентов всех услуг в этом секторе предлагает наш бизнес. Это в том числе и продукты питания, которые очень востребованы у туристов, да и вообще за пределами региона. В прошлом году край посетили порядка 18 миллионов отдыхающих. То есть рынок огромный, и его нужно развивать.
- Если говорить о задачах, которые стояли перед вами в прошлом политическом сезоне, - удалось ли все выполнить?
- Из глобальных вопросов, которые поднимались на федеральном уровне, что-то удалось решить, что-то сегодня находится в процессе обсуждения. В основном обращения и наказы, которые были адресованы мне за прошлый год и начало следующего, исполнены или находятся в стадии решений.
Конечно, частные вопросы граждан решаем в оперативном порядке - по газификации, освещению, дорожному хозяйству, вывозу мусора. Мне важно, чтобы человек не стучался десять раз в одну и ту же дверь по одному и тому же вопросу.
Спектр запросов достаточно широк. Несмотря на то что я представляю интересы Краснодарского края в комитете по экономической политике, приходится погружаться и в другие сферы жизнедеятельности нашего региона, граждан и коммерческих организаций.
А еще приходят обращения наших региональных министерств и ведомств в мой адрес - вынести на рассмотрение тот или иной вопрос на экспертный совет по законодательному обеспечению экономического развития территорий. С ними мы тоже плотно взаимодействуем.
Поддержать экономику
- Помимо внутренних вопросов, страна вынуждена бороться с санкциями. Какое внимание парламентарии уделяют антисанкционным мерам?
- Общее количество санкций сегодня перевалило за 20 тысяч. Евросоюз расщедрился - всего их 13 пакетов. Это беспрецедентное количество ограничений, которые когда-либо вводились в отношении государства. Они коснулись практически всех сфер нашей деятельности, и, конечно, российское правительство на это отреагировало - за два года Госдума приняла около двух сотен федеральных законов. Вместе с правительством приняли больше 300 мер поддержки, чтобы помочь людям, предприятиям, регионам. Эта работа ведется непрерывно.
В прошлом году 15 декабря парламентарии приняли в третьем, окончательном чтении антисанкционный закон с учетом правок правительства. В обновленном документе, разработанном Минэкономразвития, есть и новые положения, и продление действующих норм поддержки отечественной экономики. Ключевые поправки касаются финансовой, медицинской и социальной сфер.
Действуют меры соцподдержки для жителей новых российских территорий, в частности, возможность обратиться за получением дополнительных выплат к пенсиям.
В пакете поправок предусмотрены и другие изменения - в части таможенного регулирования, корпоративного права и страхования. В 2024 году депутаты совместно с правительством продолжают работать над антисанкционным законодательством.
- Центробанк опять поднял ключевую ставку, причем значительно, и кредиты для бизнеса стали недоступны. Как учесть интересы всех сторон?
- Над этим вопросом бьется целая команда экспертов. Чтобы сдержать рост инфляции, власти стараются поднять ставку рефинансирования и изъять большое количество денег из оборота. И предложить, например, разместить в депозиты для граждан, чтобы меньше средств было в обращении.
Да, для бизнеса развитие очень ограниченно - бизнес хочет дешевых и длинных денег, тогда можно спокойно развиваться. На предприятия пришелся большой удар. Например, сегодня им необходимо за полгода заказать оборудование. Чтобы это сделать, требуется кредит, а процентную ставку платить-то не с чего. Придет оборудование - надо делать монтаж, затем запустить производство, и только через несколько лет пойдет прибыль. Но ведь проценты не ждут - банк просит ежемесячный платеж. И получается, что бизнес находится в тисках: надо развиваться, привлекать деньги, реализовать проекты, а возможности нет.
На помощь приходит государство за счет госпрограмм. Два больших блока - это поддержка на федеральном и на региональном уровнях. Промышленные предприятия, которые хотят сегодня создать какую-то инвестиционную программу, откладывают ее до высокой ставки рефинансирования. Малый и средний бизнес, особенно начинающий, не может взять деньги в кредит. То есть может, но только под высокую процентную ставку. Куда вкладывать, чтобы вернуть 25 процентов банку? А жить на что? То есть предприятия будут работать в убыток.
Изымая из оборота денежные средства, мы снижаем покупательную способность нашего населения. Предприятие в итоге сталкивается с тем, что спроса нет, деньги в банках - надо выровняться на инфляции, чтобы поддержать себя.
На мой взгляд, малое и среднее предпринимательство должно составлять в валовом региональном продукте не 30-35 процентов, как сегодня, а хотя бы 50- 60. Нам есть куда расти. И здесь, несомненно, важна и нужна роль государства по стимулирующим мерам развития экономики и этих предприятий. Чем, в общем-то, мы и занимаемся в период высокой процентной ставки.
Но, опять же, мы не можем помочь всему бизнесу - все ограничено ресурсами государства, и не всегда сами предприниматели идут на это, потому что госфинансирование - серьезная ответственность, это стопроцентно целевое использование полученных средств.
К предпринимателю, получившему господдержку, могут заглянуть представители прокуратуры, Следственного комитета, МВД. Проверки длятся не один и не два дня, иногда - годами. Даже если человек работает по белым схемам, платит налоги, к нему все равно придут. А это все выбивает из колеи и влияет на качество работы. Все непросто и все взаимосвязано. Поэтому мы пытаемся сдержать инфляцию высокой ключевой процентной ставкой, но это не должно быть единственным способом решения вопроса.
Свои технологии
- Насколько Краснодарский край оказался готов к импортозамещению? Что нужно для успеха и какие препятствия встают на этот путь?
- Наш регион показал свою готовность к импортозамещению в высшей степени. Кубань обеспечивает Россию продукцией сельского хозяйства, все отрасли АПК края динамично развиваются, растет производительность труда аграриев, увеличиваются объемы глубокой переработки сельхозпродукции, полностью закрыты собственные потребности в горюче-смазочных материалах, в семенах озимой и яровой пшеницы, риса, на 90% - сои. Хочу привести несколько примеров эффективного импортозамещения. Это прежде всего изделия медицинского назначения, выпуск мобильных блочно-модульных цементировочных установок для нефтегазового комплекса, производство сухих строительных смесей на заводе по производству добавок для бетона, изготовление металлоизделий для строительной отрасли. Серьезных препятствий на пути эффективного импортозамещения я не вижу. Единственное - назрела необходимость в материальном стимулировании работников новых отраслей и производительности интеллектуального капитала, наших местных изобретателей и инноваторов. Для этого в Кубанском научном фонде ежегодно за счет краевого бюджета формируется серьезный пакет грантовой поддержки.
- Несколько лет назад на встрече с бизнес-сообществом вы подчеркнули, что главная мотивация для бизнеса - решение его проблем. Насколько за это время удалось мотивировать бизнес?
- Сегодня в центре внимания - развитие и укрепление экономики региона, которая остается одной из самых сбалансированных и мультиотраслевых в России, демонстрирует стабильность на фоне западных санкций.
Если остановиться на развитии кубанского Приазовья, чем непосредственно я занимаюсь в последнее время, работа в этом направлении ведется достаточно интенсивно как на федеральном, так и на региональном уровне.
Неоднократно на экспертном совете по вопросам законодательного обеспечения развития территорий при комитете Госдумы по экономической политике мы с коллегами рассматривали вопрос о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного и портового типа на территории Северной экономической зоны региона. Это Ейский, Щербиновский, Крыловской, Каневской, Староминский районы, Азовское побережье, Приморско-Ахтарский район, неиспользуемая территория «Азов-Сити», где полностью налажена инженерная инфраструктура.
Результатом такой работы мог бы стать Азовский прибрежный кластер. Кроме того, можно построить отели и гостиничные комплексы. Резиденты особой экономической зоны смогут работать в приоритетных для региона направлениях. Все это повысит инвестиционную привлекательность северных районов, увеличит приток капиталовложений, появятся новые рабочие места и современная инфраструктура. Огромный результат, согласитесь.
За последние 5-7 лет в крае бизнес удалось мотивировать кардинально. Прежде всего сказалась эффективная работа краевых институтов поддержки предпринимателей. Впервые в истории была субсидирована поездка краевых бизнесменов в Казахстан и Узбекистан с целью расширения экспортноимпортных операций. И это только малая часть.
Проблемы краевого центра
- Один из самых острых вопросов - транспорт в Краснодаре. Строительство новых трамвайных веток требует выкупа земли. Это тормозит решение проблемы. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
- Для Краснодарского края выкуп земли - весьма проблематичный процесс, потому что ее у нас мало, и она дорогая. Поэтому проекты реализуются тяжело и медленно. Свободных участков, где можно было бы провести автодорогу или трамвайную линию, нет - везде живут люди, и они не торопятся расставаться со своими домами. В этом вопросе высоко эмоциональное напряжение. Государство пытается предоставлять земельные участки тем, кого переселяет, квартиры и дома, но решение вопроса все равно небыстрое и затратное. Что касается привлечения частных средств, найти инвесторов в таких масштабах очень трудно. Жители, как только где-то слышат, что их жилье подпадает под снос, начинают прописывать там сразу десятки человек, а это тоже сказывается на себестоимости проекта.
Мы пытались прорабатывать вопрос об изъятии земли в пользу трамвайных линий. Столько обращений пришло от граждан, что один из проектов в Краснодаре приостановили: не договорились с людьми, а вести строительство в обход не смогли - так стоимость проекта увеличилась в несколько раз. Экономически в нем не было смысла.
Относительно выкупа земли мы с коллегами подготовили законопроект, который предлагает включить электротранспорт, в частности, трамвайные линии, в перечень объектов, строительство или реконструкция которых может стать основанием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Сегодня по закону можно изъять земли для строительства автодорог, но это не касается трамвайных линий, а также трамвайной контактной и кабельной сети. Доработанная редакция законопроекта концептуально направлена на решение реальных проблем развития транспортной инфраструктуры местного значения. В частности, устранение проблемы отвода муниципальных земель, для чего действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления достаточных полномочий.
Сейчас работа над нормативной базой продолжается, и здесь, я считаю, нужно учитывать интересы всех сторон.
Кроме того, необходимо подходить с новыми градостроительными требованиями и планировочными решениями к новостройкам. Там, где идет строительство многоквартирных домов, уже появились нормы, которые предусматривают в этих районах прокладку трамвайных линий или автодороги. Что касается старых построек, там дорогу уже никак не расширить и трамвайные линии не провести. Остается только пытаться договориться с жителями об их переселении.
В любом случае транспортный вопрос надо решать, в том числе и на уровне Федерации. Сам регион эту задачу выполнить не в силах. В крае много текущих задач и проблем, только и успеваем латать свои дыры, хоть мы продуктивный регион и многие вопросы эффективно решаем.
Что касается непрерывной линии выделенных полос, там, где позволяет разметка, ширина дорог, они выделяются. К примеру, по улице Северной. Но не везде это возможно. Это вопрос инженерных коммуникаций, которые на 80% изношены.
- Вы росли в семье военнослужащего. Наверняка в ней царила железная дисциплина и высокие требования предъявляли даже к ребенку…
- Конечно, это наложило определенный отпечаток - я научился рационально использовать свое время и благодаря той армейской атмосфере в семье все успеваю. То есть нет такого, что вот запланировал что-то, а потом не смог сделать. Если, конечно, все зависит от меня, а не от внешних факторов.
Я всегда выступаю за полный порядок во всем: и в бумагах, и в голове, и в жизни. Без этого невозможно эффективно работать.
Внимание к деталям потом помогает выстроить и воплотить более масштабный проект, и если ты что-то упускаешь - это как маленькая трещинка в стене, которая потом может разделить ее пополам. Естественно, я работаю не один - со мной целая команда грамотных и серьезных специалистов. К примеру, появилось поручение, а для меня это обращение избирателей и земляков, - я его должен максимально отработать, то есть не только написать письмо, а довести все до логического завершения.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube