Краснодар, 28 августа – Юг Times, Зухра Куб. Производство высокотехнологичной промышленной продукции стало одним из активных направлений развития индустриального сектора края.

Промышленные предприятия самого широкого спектра используют компрессоры. Это технические устройства для повышения давления и перемещения газов или их смеси. Наиболее они востребованы в газовой и нефтяной промышленности, транспортной отрасли, предприятиях топливно-энергетического комплекса, в пищевой индустрии и медицине. О том, как проходит импортозамещение в этой отрасли, что мешает отечественным машиностроителям и где найти кадры для наукоемкого производства, рассказал собеседник «Юг Times». 

Игорь Ворошилов, председатель совета директоров Краснодарского компрессорного завода 

-Игорь Валерьевич, ваш завод выпускает компрессоры для многих ресурсодобывающих предприятий России. Как идет импортозамещение в этой отрасли? 

- Потребности в оборудовании у российских компаний очень большие, поэтому импортозамещение идет активно. Мы выпускаем компрессоры для всех отраслей, в том числе топливно-энергетического сектора и пищевой промышленности. Санкции сыграли положительную роль для Краснодарского компрессорного завода. Мы практически не используем иностранные комплектующие, поэтому негативные последствия для нас были минимальны. В то же самое время объем заказов вырос вдвое. 


Дыхание технологий

 - Какие тенденции наблюдаются в области проектирования и производства компрессоров? Какие направления перспективны? 

- Мы производим компрессоры с самыми разными видами конструкции. Перспективные направления обозначает сама жизнь. Если нужно заказчику, завод может разработать новую технику. Неоднократно после этого к нам обращались другие предприятия, которым тоже было необходимо подобное оборудование. Один из примеров таких индивидуальных заказов, которые впоследствии оказались востребованы рынком, - азотные станции с концентрацией газа 99,5%. В компрессорах азот получается мембранным методом: через перегородку - мембрану - просачивается кислород, который обратно выбрасывается в воздух, а азот поступает дальше. Этот механизм схож с работой человеческих легких. У завода даже есть девиз: «Дыхание ваших технологий». 

В результате получается более высокая концентрация азота, которая необходима для некоторых производств. Также для рынка актуальны установки, которые позволяют сжимать разные газы: водородсодержащие, сероводородсодержащие, взрывоопасные. Мы можем изготовить компрессоры для любого газа. В коллективе работают высококлассные конструкторы, которые спроектируют необходимую установку. Потом работники завода изготовят ее в цехах: ККЗ обладает соответствующими станками. В том числе среди нашего оборудования - координатные обрабатывающие центры. Это многоцелевые металлорежущие станки, которые предназначены для комплексной обработки сложных деталей. 

- Насколько высок спрос на ваше оборудование в России? 

- До 2016 года мы проводили политику «подметания рынка». Нам нужно было расти любой ценой, тогда особо не обращали внимания на прибыль. Потом компания выбрала другой вектор развития. В первую очередь Краснодарский компрессорный завод стал заниматься наукоемкими маржинальными проектами. Мы решили, что лучше предприятие будет выпускать меньше продукции, но той, на которой можно зарабатывать больше. Именно на этом наша политика и строится сегодня. Создаем сложное, порой уникальное оборудование, которое никто не может сделать ни в России, ни за рубежом. Работаем исключительно под заказ. Что касается нашей основной продукции - азотных станций и спецкомпрессоров, мы конкуренции не боимся. 

В некоторых проектах ККЗ может предложить заказчику более привлекательную цену. А в производстве судовых компрессоров вообще конкуренция минимальная. Это сложная продукция: необходимо иметь сертификат морского регистра. В общем, спрос на наши изделия есть. К тому же мы периодически реализуем компрессоры за рубеж: в Саудовскую Аравию, Иран, Алжир и Объединенные Арабские Эмираты.  


Кризис открыл новые двери 

- Вы производите компрессоры для нефтяного флота России. Расскажите подробнее об этом направлении. 

- Существуют новые разработки для нефтеперевозящего и нефтеналивного флота, а также танкеров сжиженного природного газа. Например, компрессор для отпарного газа, предназначенный для танкеров, которые перевозят СПГ. Любой сжиженный газ в закрытой емкости постоянно находится в кипящем состоянии. Это бомба замедленного действия. Соответственно, грузовое судно не может безостановочно находиться под давлением. Этот газ можно откачивать и возвращать обратно в сжиженном виде. Для этого мы разработали специальные компрессоры - как центробежные, так и поршневые. Ранее в России подобная техника не производилась. Поэтому наши компрессоры заменяют иностранное оборудование. У нас есть азотные станции для нефтеналивного флота, которые создают газовую подушку и защищают грузовое судно от взрыва и воспламенения. Кроме того, мы поставили много компрессоров на морские проекты. Краснодарский компрессорный завод обеспечивает установками и некоторые буровые платформы. Наши конструкторы разработали еще одно новшество. Мы сегодня производим установку для станции инертного газа, которая удаляет лишний кислород из воздуха. Эта технология уже основана не на мембранном способе, а на выжигании специальными методами остатков кислорода из воздуха. 

Таким образом, воздух превращается в инертный газ, который не поддерживает горение. Естественно, все эти три разработки получили разрешение от Российского морского регистра судоходства. Это специальная организация, которая сертифицирует плавучий транспорт. 

Теперь, если мы берем заказ на такое оборудование, регистр будет наблюдать за его изготовлением. 

- Как вам удалось так быстро заменить импортное оборудование в этой области? 

- Мы могли и ранее его изготовить, но не было заказов от предприятий. Тут помогли санкции. Появился спрос на отечественное оборудование, которое раньше ввозили только из-за рубежа. Поэтому здесь сошлись в одном три составляющие: заказ, наши знания и потребность в технологии. 


Особенности монополизации 

- С какими проблемами сталкивается отрасль, в которой вы работаете? 

- Существуют определенные сложности с нашими заказчиками и их платежами, а точнее, отказом от них. Они возникают во время приемки продукции. Если заказчик не хочет платить за изготовленное для него оборудование, он найдет любые способы этого не делать. Вплоть до судебных разборок. Эта проблема - следствие большой монополизации отрасли. Рынок находится в руках крупных игроков, или, как их по-другому называют, национальных чемпионов. Такое положение дел создает сложности для небольших машиностроительных предприятий. Некоторые компании на подобных двух-трех заказах просто разоряются. Это происходит в силу того, что такие проекты очень дорогостоящие. Заказчик не платит аванса, поэтому машиностроители изготавливают технологически сложную продукцию за счет кредитных средств. А потом покупатель длительное время не хочет ее принимать. 

Можно сказать, что в этом случае на машиностроительном предприятии можно ставить крест. 

- Как решаете подобные проблемы?

 - Применяем всевозможные способы. Взять предоплату - это не решение, потому как в тендере четко прописано, что аванса не будет. Таким образом, есть два выхода: либо вообще не связываться с подобными компаниями, либо подписывать договор на таких условиях. На рынке, которым управляют монополисты, гарантии есть только для одной стороны. В данном случае - заказчика. Мы выбрали стратегию не иметь больше одного, максимум двух таких проектов в крупных заказах.

 - Если эта продукция востребована для крупного игрока, почему ее не принимают? 

- Есть разница между той продукцией, которая востребована, и той, что нужна срочно. Инвестиционные проекты, которые станут необходимы только в будущем, можно отложить и таким образом получить максимум преимуществ для себя. Были случаи, когда наше оборудование больше года успешно работает на объекте такого заказчика, а нам не подписывают акты приемки и пусконаладки, мотивируя это разными отговорками! При этом в суде идут длительные разбирательства с привлечением различных экспертных организаций, которые затягиваются всевозможными способами. Наше оборудование технически сложное, и с ходу принять решение не решится ни один судья. Здесь было бы хорошо опираться на мировую практику и рассчитывать на добросовестность представителей заказчика при приемке оборудования. Но часто вмешивается человеческий фактор, особенно в крупных компаниях, где руководство не может уследить за всеми. Вот и судятся предприятия из-за того, что кто-то на кого-то косо посмотрел. А в результате страдают судебная система и экономика. 

Монополизация - большая современная проблема России. Наши национальные чемпионы держат под контролем большой рынок высокотехнологичной продукции. Причем они действуют, исходя исключительно из собственных сиюминутных интересов, а не стратегических. Не так давно крупные компании, к примеру, платили зарубежным машиностроителям авансы, а российским поставщикам - нет. Таким образом, иностранные предприятия оказывались в более выгодных условиях, чем отечественные. 


Акцент на инновации

 - Какие инновационные продукты разрабатываются на вашем предприятии?

 - В наших лабораториях создаются 9 перспективных проектов. Мы разрабатываем так называемые природоподобные технологии. Вы знаете, что во всем организме человека присутствуют мембраны. Это гибкие тонкие пленки, приведенные в состояние напряжения и обладающие вследствие этого упругостью. Проницаемость этих перегородок отличается в зависимости от вида газа или жидкости, а также их составляющих. Мы всерьез заинтересовались мембранным разделением воздуха на азот и кислород, а в дальнейшем - мембранными технологиями осушки газов, поэтому наши инженеры разработали технологию производства половолоконных мембран для осушки азота, воздуха, метана и подготовки метана для транспортировки. Кроме того, конструкторы создали технологию производства плоских мембран, в том числе для электрохимических ячеек для каталитического сжигания водорода. Было несколько поставок американских установок, предназначенных для получения водорода из воды путем электролиза, то есть разделения ее на водород и кислород. 

Сегодня мы самостоятельно разработали мембраны для электролизеров и изготавливаем собственную установку. Электрохимические ячейки являются одним из источников питания. Также плоские мембраны можно использовать в качестве накопителей энергии в литиевых аккумуляторах. Таким образом, мы заменим мембраны иностранного производства на отечественные. 

- Где используется водород, полученный в результате электролиза? 

- Сегодня мы делаем электролизеры, которые производят кубометр водорода в час. Если это будет востребовано, завод может изготовлять установки с большей производительностью, например, 5 и даже 50-100 кубометров в час. Водород, полученный любыми способами, используется как в нефтепереработке для улучшения качества продукта, так и в пищевой промышленности, например, при производстве маргарина. То есть потенциально он может быть широко востребован на рынке. Но водород недостаточно изучен и слишком мало применяется, на мой взгляд, незаслуженно. Скорее всего, это связано с отсутствием технологии его получения. Мы намерены восполнить этот пробел.

- Какие прорывные природоподобные технологии еще разрабатывает Краснодарский компрессорный завод?

 - Мы создали картриджи на базе половолоконных мембран, которые необходимы для проведения диализа крови. Эта процедура проводится примерно раз в неделю для пациентов с больными почками. Насколько мне известно, подобные картриджи сегодня поставляются в Россию с трудом, а некоторые компании вообще отказываются это делать. В основе технологии также лежат половолоконные мембраны, которые очищают кровь от мочевины. Есть еще такие наработки, которые позволяют создать оксигенатор, или, по-другому, искусственное легкое. Это медицинское устройство предназначено для насыщения крови кислородом и удаления из нее углекислоты. Пока эти технологии не настолько эффективны, как настоящие природные, но польза от них уже есть. 

Дальше мы идем к тому, чтобы на электрохимических ячейках окислять водород и передавать получившуюся электроэнергию в накопители аккумуляторов разных форм. Мембраны производим на собственных установках. На заводе существует целая научная группа, которая работает в этом направлении. Думаю, ККЗ еще удивит не только Краснодарский край, но и Российскую Федерацию. 

- Когда разработки так называемой искусственной почки будут внедрены в производство? 

- Мы произвели опытные образцы картриджей для диализа крови. Они сегодня проходят клинические испытания в Национальном медицинском исследовательском центре имени В. А. Алмазова Минздрава России. Когда ученые увидели эти образцы, они были удивлены высоким качеством разработки. После успешного завершения клинических испытаний продукцию необходимо утвердить в Росздравнадзоре. Затем картриджи можно поставлять на рынок. Это изобретение никак не изменит медицину, но страна перестанет зависеть от иностранных поставок. 


За кадрами - в университеты 

- Для всех этих наукоемких производственных процессов очень важны высококвалифицированные специалисты. Как решаете проблему кадров на предприятии? 

- С дефицитом специалистов, который сейчас наблюдается на рынке, справляемся с трудом. Ищем кадры везде, где только можно. К примеру, приглашаем на практику студентов. В частности, Краснодарский компрессорный завод заключил соглашение с Кубанским государственным технологическим университетом о стажировке его учащихся на предприятии. Недавно на ККЗ завершили стажировку студенты Московского государственного технического университета имени Баумана и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. К нам едут на практику молодые люди из обеих столиц, потому что понимают: наше предприятие - интересное и перспективное. Мы занимаемся инновациями, не жалеем на это времени и даже ставим в приоритет. Так и получается, что мы свои кадры выращиваем сами, и никуда от этого не деться. Была советская система образования, можно долго дискутировать, хорошая или плохая, но она своих целей достигала: люди имели широкий кругозор. Но и техникум, сегодня это колледж, дает не меньше знаний для производственников. Я преподавал в свое время в Кубанском государственном технологическом университете на кафедре холодильных компрессорных машинных установок. Сейчас наш конструкторский отдел где-то на 50% состоит из моих бывших студентов. 

Да, мы ищем специалистов, но на такие фундаментальные вещи, как, например, разработка цилиндров, не нашли людей со стороны. 

- Насколько студенты закрывают потребность в кадрах? 

- В год мы берем на предприятие 5-6 конструкторов из этой категории. Они закрывают потребность, наверное, на 5%. Остальную нужду в специалистах ликвидируем по мере сил. В частности, не отказываемся от сотрудничества с пенсионерами. Мы создаем выгодные условия, чтобы на ККЗ приходили работники. Один из примеров - все цеха завода оснащены кондиционерами. Это очень важное обстоятельство для Краснодарского края, в котором температура летом нередко превышает 40 градусов. В команду мы берем специалистов, которые готовы работать в коллективе. К работнику какое-то время присматриваемся, узнаем, как он себя проявляет. Человек, который хочет трудиться, как правило, остается. 


Внедрить разработки в производство

- Какие планы у Краснодарского компрессорного завода? 

- Выше я рассказал о тех проектах, над которыми сегодня работаем. И в наших планах - внедрить их в производство. Речь идет об электролизерах и установках паровой конверсии, которые мы сейчас разрабатываем. Есть еще смежное направление - катализаторы паровой конверсии метана. Это схожие технологии. Методом паровой конверсии метана также можно эффективно получать водород. 

- Ваши разработки могут помочь в импортозамещении, курс на которое сегодня держит страна. Поддерживает ли вас государство в этих начинаниях? 

- Да, поддержка от государства есть. Наше предприятие заключило с Минпромторгом договоры о разработке импортозамещающей продукции. Сегодня мы успешно реализуем эти проекты. Нас поддерживает и министерство промышленной политики Краснодарского края. Ранее Фонд развития промышленности региона выделял нам дополнительный залог для получения банковской гарантии. Министерство промышленности РФ выделяло субсидии на создание пилотных партий продукции. А ведь у нас примерно 70% продукции - новые и уникальные разработки. 

Департамент промышленной политики региона (сегодня - министерство) несколько лет назад субсидировал процентные ставки по кредитам. Мы всемерно благодарны всем, кто нас поддерживает, интересуется нашей продукцией и живет жизнью нашего предприятия. Это и органы власти, и заказчики, и наши любимые сотрудники. 


Реклама 

ООО «Краснодарский Компрессорный Завод» ОГРН: 1082311007569 ИНН: 2311112293 КПП: 237301001 ОКПО: 87956566 ОКВЭД: 34,10,5 

Юридический адрес: 353200 Краснодарский край, район Динской, станица Динская, ул. Железнодорожная, 265 А



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube