Краснодар, 8 августа – Юг Times, Ирина Сизова. Как на судьбу каменного изваяния могут повлиять идеологические стереотипы?

Если сравнивать с Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым, литературная слава писателя Николая Островского довольно скромна. Жизнь его была очень короткой, полностью он успел написать только одну повесть - «Как закалялась сталь». 

В отличие от классиков отечественной литературы памятников писателю-большевику установлено немного, всего 18 штук, возводили их в советские времена в городах Белоруссии, России и Украины, а один - даже в Германии. 

При таком небольшом количестве мемориалов всех удивляет такой факт: в Сочи установлено сразу два монумента в память о Николае Островском. Причем расположены они рядом, всего в 500 метрах друг от друга. И в итоге по числу памятников Николаю Островскому на душу населения город Сочи претендует на первое место в мире. Как же так получилось? 


Был центром притяжения 

В 1964 году широко отмечался 60-летний юбилей Николая Островского. Поскольку самые яркие творческие годы он провел в Сочи, было решено установить здесь монумент писателю на пересечении Курортного проспекта с улицей Театральной. За это дело взялся выросший в приморском городе удивительно талантливый мастер Евгений Сердюков, который в условиях постоянного дефицита финансов готов был выполнить такой заказ вообще бесплатно - только не мешайте воплощать в жизнь заветные замыслы. А замыслил Евгений Сердюков сделать горельеф из белого мрамора. Очень символичный горельеф. Взглянешь с одной стороны - развевается революционное знамя. Посмотришь с другой - перед знаменем уложены железнодорожные шпалы: как известно, в романе самые проникновенные строки были посвящены строительству узкоколейки близ станции «Боярка». Ну и главная мысль автора монумента: своим упорством писатель Николай Островский словно пробил стену - преодолел тяжелую болезнь, слепоту, трудности с публикацией. Словом, отличный получился горельеф! 

Скульптурный портрет писателя Николая Островского для этого горельефа поручили сделать самодеятельному скульптору, по основной профессии врачу Игорю Беккерману. Он также поработал отлично, и белоснежный горельеф сразу стал украшением Сочи. Возле него школьников принимали в пионеры, бойцы-пограничники приносили здесь присягу на верность Родине, а еще, что было вообще большой редкостью для советской действительности, здесь устраивались факельные шествия. 


Поворот на 180 градусов 

Так продолжалось до 11 февраля 1972 года. В этот день словно прозрение наступило у сочинцев: что это за ужасное сооружение стоит в самом центре города? Местная газета выступила с осуждающим заявлением, телевидение его подхватило, архитектурный совет Сочи тоже заклеймил позором возведенный горельеф. При этом сочинские обыватели в толк все взять не могли: что же случилось? Должна быть какая-то причина для совершения такого идеологического кульбита… 

Дело в том, что самодеятельный скульптор Игорь Беккерман подал заявление на выезд в Израиль. По традициям того времени все его произведения, даже очень удачные, полагалось жестко критиковать. И сразу вслед за критикой у всех возникла мысль: городу Сочи нужен новый памятник писателю Николаю Островскому. Тут уж денег никто жалеть не стал, заказ сделали известным ленинградским скульпторам Владимиру Горевому и Сергею Кубасову, архитектору Владимиру Бухаеву. Выполненная ими бронзовая скульптура писателя Николая Островского на высоком мраморном постаменте появилась напротив кинотеатра «Стерео», для этого, правда, пришлось залить бетоном большую часть красивого зеленого сквера. 


Переместились на полкилометра 

В 1979 году открывать новый памятник писателю-большевику накануне его 75-летнего юбилея прибыло много начальства. Всех возглавлял лично первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Медунов. Тут же, конечно, Центральное телевидение, репортажи во всех столичных газетах. После появления нового памятника о старом беломраморном горельефе писателя Николая Островского все потихоньку начали забывать, пионерские клятвы и факельные шествия здесь прекратились. 

Вероятно, со временем его бы просто снесли. Однако жизнь и здесь внесла коррективы. Советская идеология стала не такой уж и жесткой, с государством Израиль были установлены дипломатические отношения, многие из сочинцев, уехавших на землю обетованную, стали возвращаться. Не у всех за кордоном хорошо пошли дела, а кто-то был разочарован жизнью в эмиграции. В итоге в Сочи до сих пор стоят в непосредственной близости друг от друга два памятника писателю Николаю Островскому. 



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube