Краснодар, 30 мая – Юг Times, Зухра Куб. Яркая и плодотворная жизнь знаменитого священнослужителя омрачалась потерями, интригами и предрассудками.
В этом году исполнилось 250 лет со дня рождения протоиерея Кирилла Россинского. Именно он начал развивать образование в регионе и стоял у истоков Черноморского Войскового певческого хора, который сегодня называется Кубанским казачьим хором.
«Служа другим, расточаю себя» - эта крылатая фраза на латыни была написана отцом Кириллом на его собственном портрете. Она наиболее полно описывает жизнь и деяния кубанского просветителя.
По отцовским стопам
Кирилл Россинский родился 17 марта 1774 года в Новомиргороде Полтавской губернии. О матери сведений не сохранилось. Зато отец был известен в городе. Священник Михайловской церкви Василий Россинский был очень образованным человеком и пользовался уважением прихожан. Позже он стал первоприсутствующим духовного правления Новомиргорода.
- Отец Василий по роду службы курировал местное духовенство, - объясняет кандидат исторических наук доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета Марина Горожанина. - Он нес ответственность за духовно-нравственное состояние жителей города и развитие церковного дела. Спустя годы его сын, протоиерей Кирилл Россинский, так же, как и отец, будет служить в этой должности. Только уже в Екатеринодарском духовном правлении. Все духовенство Черноморья находилось под его руководством, а он сам подчинялся напрямую екатеринославскому епископу. В Екатеринославе располагалась наиболее близкая к Черноморью епархия. Сегодня это город Днепр на Украине.
Пример отца повлиял на кубанского просветителя. В 1795 году Кирилл Васильевич, решив пойти по стопам родителя, поступил в Екатеринославскую духовную семинарию. Там он осваивал естественные и философские науки, постигал богословие, изучал французский, греческий и латинский языки. После окончания учебного заведения в 1798 году Кирилл Россинский, приняв предложение высшего духовного начальства, остался при нем учителем Закона Божьего. В том же году он был рукоположен в священники. Позже по собственному желанию будущий просветитель был назначен служить в родном городе. В 1800 году за отличную службу Кирилл Россинский возведен в сан протоиерея и переведен в Таганрог.
Зажег свет знаний
На Кубани будущий просветитель оказался в 1803 году. Молодого священника, ставшего известным проповедником, черноморские казаки сами попросили назначить протоиереем их войска. В этом же году здесь открылась первая школа.
- Она не подчинялась Министерству народного просвещения. Это было детище казаков, - объясняет Марина Горожанина. - И располагалась школа в обычной хатемазанке. В это время в стране как раз проходила образовательная реформа Александра I, которая предполагала открытие уездных училищ. Так в Российской империи назывались начальные школы повышенного типа. Это была вторая ступень образования после приходских училищ. Кирилл Россинский очень хотел, чтобы на Кубани открылась именно государственная школа.
Просветитель взялся за дело энергично. Он начал переговоры с атаманом Черноморского казачьего войска Федором Бурсаком. Обращался за помощью к местным купцам Артамоновым, и не только к ним, но и к обычным кубанцам. Началась большая благотворительная кампания по сбору средств. И труды отца Кирилла принесли свои плоды. В 1806 году на Кубани произошло знаковое событие - в Екатеринодаре открылось первое уездное училище. Протоиерей Россинский лично составлял учебную программу, находил учебные пособия и приглашал учителей. Он установил контакты с Харьковским университетом, чтобы его выпускники приехали на Кубань, получив определенные льготы.
- Проблема заключалась в том, что сюда мало кто хотел ехать, - говорит Марина Горожанина. - С одной стороны, идет Кавказская война. Официально считается, что Кавказская война началась в 1817 году. Однако некоторые историки относят ее начало к 1795 году. По крайней мере мирной жизни здесь нет, постоянно идут военные столкновения с черкесами. С другой - нет никаких условий для комфортной жизни. Здесь очень тяжелый климат. Почему черкесы не селились на правом берегу Кубани? Потому что там были одни болота. Летом вода испарялась, появлялось огромное количество малярийных комаров, которые разносили лихорадку. И люди, приезжая на Кубань, долго не жили. Так, в 1805 году отец Кирилл стал вдовцом - от лихорадки умерла его жена. А спустя годы он потеряет брата. Россинский заплатил высокую цену за переезд на Кубань.
Несмотря на трудности, кубанский просветитель собрал педагогический коллектив. Он старался, чтобы это была одна большая дружная семья. Сам Кирилл Россинский преподавал Закон Божий, но денег за работу не брал. Эти средства он распределял между учителями, чтобы хоть как-то улучшить их материальное положение. Протоиерей Черноморского войска взял на обучение десятерых детей-сирот, которые проявили способности и желание к учебе. Он приютил ребятишек в своем доме, кормил и одевал их. Своих детей у Кирилла Россинского не было. Но согретые его любовью и заботой ученики продолжили дело кубанского просветителя.
Борясь с невежеством
На этом труды отца Кирилла ради просвещения Кубани не закончились. Он приходит к выводу, что для дальнейшего развития образования необходимо открывать приходские школы. Так назывались начальные школы при церковных приходах, которые относились к ведению духовного ведомства. И такие учебные заведения вскоре начинают появляться на Кубани. Эти проекты, как и ранее уездное училище, осуществлены благодаря благотворительности. Протоиерей обошел практически все Черноморье со своей кружкой для пожертвований.
- Отец Кирилл был еще и настоятелем Воскресенского войскового собора, - рассказывает Марина Горожанина. - И каждый раз после воскресной службы он обращался с просьбой пожертвовать на благое дело - открытие в городе уездного училища.
Как человек, который возглавляет местное духовенство, Кирилл Россинский отправлялся в экспедиции по куреням Кубани. В отдаленных районах он убеждал жителей в том, что образование необходимо. И нередко сталкивался с ожесточенным отпором.
- Ему говорили: «Мы неграмотные, и пусть наши дети будут неграмотными», - отмечает Марина Горожанина. - Учитель физики Иван Сбитнев, который преподавал в Екатеринодаре в 1811- 1812 годах, оставил воспоминание, как, рассказывая о физике, вызвал гнев казаков. Они чуть ли не накинулись на него с кулаками, обвиняя в богохульстве. Отец Кирилл услышал шум, вмешался в спор и взял под свою защиту учителя. Казакам он при этом сказал, что Бог и наука друг друга не отрицают. После этого Иван Сбитнев написал в дневнике, что Кирилл Россинский - единственное светлое пятно в Екатеринодаре.
Однако многие местные жители все-таки жертвовали на развитие образования. Благодаря их взносам учебные заведения, открытые Кириллом Россинским, продолжали существовать. Свет, который несли знания, был сильнее невежества. К 1819 году в Черномории действовало 10 приходских училищ, которые стали центрами просвещения. Кроме того, в 1818 году было открыто духовное училище, а в 1820-м в Екатеринодаре появилась гимназия.
Тайна последнего пристанища
В конце жизни Кирилл Россинский стал объектом интриг. Два года ему пришлось отбиваться от обвинений во взяточничестве и присвоении общественных сумм. Против него возбудили четыре уголовных дела, в основе которых лежала клевета. У принципиального протоиерея было много недругов.
- Это связано с открытием питейных заведений на Кубани, - объясняет Марина Горожанина. - Казаки получили льготу на винокурение. И за счет свободных церковных денег, которые не сдавались в епархию, стали открываться кабаки. Кирилл Россинский категорически запретил это делать, что вызвало волну недовольств. Инициатива исходила от письмоводителя войсковой канцелярии, то есть секретаря, Степанова, который писал одну кляузу за другой.
Отцу Кириллу удалось отстоять свое честное имя. Но судебные разбирательства подорвали его жизненные силы.
Кирилла Россинского не стало 12 декабря 1825 года. Ему был всего 51 год. Место захоронения сегодня окутано тайной.
Профессор Николай Мельников-Разведенков писал, что протоиерей Россинский был похоронен слева от алтаря Воскресенского собора. Его разобрали в 1852 году, когда был построен храм Александра Невского. На месте, где когда-то стояла церковь, установлена мемориальная доска. Сегодня это территория городского парка и детского перинатального центра в Краснодаре.
Но существует и другое мнение относительно того, где нашел последнее пристанище кубанский просветитель. Его придерживается историк, ведущий научный сотрудник Южного филиала НИИ культурного и природного наследия Виталий Бондарь.
- Я опираюсь на свидетельство Гаврилы Доброскока - автора книги «Семипрестольный храм Святой Екатерины», где указано, что Кирилл Россинский был похоронен на городском кладбище. Сегодня это территория первой городской больницы Краснодара, - говорит Виталий Бондарь. - Доброскок не приводит никаких документальных материалов. Да и писал он почти через сто лет после смерти протоиерея Россинского. При этом есть ряд соображений в пользу именно его версии. К тому времени южная часть бывшего городского кладбища была застроена, поэтому забвение места погребения отца Кирилла стояло в ряду подобных. Екатеринодарцы на тот момент уже забыли даже находившиеся там могилы атаманов Алексея Безкровного и Николая Заводовского. Чего нельзя было сказать о небольшом некрополе при Воскресенской церкви, где, например, в конце века была сооружена часовня на могиле умершего еще в 1827 году атамана Федора Бурсака. Кроме того, Кирилл Россинский не упомянут в «Списке лиц, погребенных при войсковой Воскресенской церкви». Единственное, что сегодня можно утверждать достоверно: к сожалению, могила отца Кирилла Россинского утеряна. Но след этого человека, который не жалел себя, служа другим, отчетлив и по сей день. Он строил церкви, помогал нуждающимся, оставил богатое духовное наследие - научные и литературные труды. Но главное - Кирилл Россинский навсегда останется тем, кто открыл Кубани свет знаний.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube