Краснодар, 4 октября – Юг Times, Виталий Войнович. По данным министерства экономики Краснодарского края, дефицит кадров в субъекте превышает 85 тысяч специалистов.
В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах 41% предприятий сообщили о нехватке кадров. Таковы результаты опроса Банка России, который он провел в августе текущего года. Доля организаций увеличилась на 15% по сравнению с результатами аналогичного исследования, проведенного в декабре прошлого года. В целом по стране о такой проблеме сообщили 60% предприятий.
В Краснодарском крае наибольший кадровый голод отмечают в отрасли строительства, обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве.
Упущения перестройки
Эксперты отмечают, что в основе дефицита кадров лежит демографическая яма 1990-х и нулевых. Это справедливо как для Краснодарского края, так и для всей России. Сейчас тенденция продолжает набирать обороты. По данным Росстата, в 2022 году в стране была зафиксирована минимальная рождаемость с 2000 года. Естественная убыль населения (превышение количества умерших над родившимися) достигла 599,6 тысячи человек. В Краснодарском крае за первые 4 месяца текущего года рождаемость снизилась на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 16,8 тысячи человек. Смертность также снизилась (на 20,9% - 24,7 тысячи умерших), но все равно превысила рождаемость. Естественная убыль населения достигла 7,9 тысячи человек.
- На сегодняшний день поколение 60-70-х годов постепенно оставляет экономическую активность, в нее заходит поколение 90-х, которое намного меньше. Это один из самых серьезных сдерживающих развитие российской экономики факторов, - подчеркивает доктор экономических наук, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди.
По данным hh.ru, наибольшее сокращение численности рабочей силы наблюдается в возрастных категориях, которые традиционно востребованы работодателями. Фиксируются интенсивное снижение количества сотрудников в возрасте 25-29 лет и острая нехватка персонала 20-24 лет, доля которого примерно в два раза ниже, чем в других возрастных группах. Согласно исследованию аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в Краснодарском крае по итогам прошлого года количество занятых людей младше 30 лет уменьшилось на 32,1 тысячу (8,1%) по сравнению с 2021 годом. Ситуацию усугубляет и то, что количество студентов, совмещающих работу с учебой, также сократилось. К концу 2022 года безработица в среднем по стране составляла 3,7%, в возрастной группе 20-24 лет - 12,5%. Это самый высокий показатель среди всех возрастных групп.
По словам главного эксперта hh.ru по рынку труда, руководителя направления клиентской эффективности Натальи Даниной, через несколько лет из-за сложившейся ситуации сократится численность рабочей группы в возрасте 25-29 лет, которая является наиболее продуктивной.
- Группы 30-34 и 35-39 лет пока достаточно наполнены, но только ими весь рынок не покроешь. Эти сотрудники также постепенно передвигаются в другие возрастные категории, и все больше людей будет в секторе старше 40 лет, - подчеркивает Наталья Данина.
Собеседница добавляет: ставка бизнеса исключительно на сотрудников в возрасте от 20 до 39 лет является провальной стратегией. Нация стареет, а поэтому необходимо обращать внимание не только на молодежь, но и на более опытных специалистов.
Неожиданное импортозамещение
Профессор департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов напоминает: на дефицит кадров также влияет увеличившийся спрос на работников в обрабатывающей промышленности.
- Поскольку экономика вынуждена замещать отсутствие поставок товаров из недружественных стран, требуется большое количество рабочих, технологов и инженеров, которые ранее не готовились в системе профессионального образования из-за отсутствия спроса. Также дефицит кадров в отдельных секторах связан с низкой заработной платой, удаленностью рабочих мест от центральных регионов с хорошей социально-бытовой инфраструктурой, - объясняет спикер.
Его слова подтверждает статистика hh.ru, согласно которой в сфере производства и сервисного обслуживания приходится 2,8 резюме на одну вакансию (при норме 4-7,9). Это свидетельствует об остром дефиците соискателей. Наиболее дефицитными специализациями в производственной отрасли являются токарь и фрезеровщик - всего лишь одна вакансия на резюме. Кроме того, с начала года машиностроительные предприятия региона открыли более 1,6 тысячи вакансий. Помимо токарей и фрезеровщиков, у отраслевого бизнеса востребованы слесари, сантехники, разнорабочие, сварщики, машинисты и другие. Александр Полиди также акцентирует внимание на событиях прошлого года, которые стали реакцией части людей на начало СВО и объявление мобилизации. По словам экономиста, не стоит недооценивать выезд из страны, в том числе из Краснодарского края, высококвалифицированных специалистов.
- Здесь вопрос не столько в количестве уехавших граждан, сколько в их квалифицированности. Страну покидали экономически активные и платежеспособные люди.
Уровень ответственности
Объемы сдачи жилья в Краснодарском крае сейчас достигает максимальных значений. Но у девелоперов также наблюдается острый дефицит кадров. По данным hh.ru, в сфере строительства и недвижимости кадровая ситуация складывается еще хуже, чем в производстве: 2,3 резюме на одну вакансию. Наиболее дефицитные специальности - разнорабочий, грузчик, монтажник, маляр, штукатур. Директор по персоналу ГК «ТОЧНО» Анна Вильямсон отмечает, что до конца года компания планирует принять еще 200 специалистов, но определенные вакансии закрыть достаточно проблематично.
- Риски и сложности, которые мы видим сейчас, это дефицит специалистов производственно-технического и сметного отделов. Уровень заработной платы данных специалистов за 2023 год вырос на 12%, при этом количество кандидатов не увеличилось. Эту позицию можем закрывать от одного до трех месяцев.
Спикер добавляет, что в регионе достаточно большая плотность строительных компаний, наблюдается высокая конкуренция. В свою очередь специалистов строительной отрасли ограниченное количество, и они мигрируют из компании в компанию.
- Мы наблюдаем потерю интереса к сложной ответственной деятельности, а работа в строительной отрасли - это необходимость отвечать за жизни людей. Неготовность брать ответственность, стремление получить быстрый результат и быстрые деньги ведут к тому, что желающих работать в строительном блоке с каждым годом становится все меньше, - говорит Анна Вильямсон.
Директор по персоналу подчеркивает: специалисты, оставаясь в строительной отрасли, из-за низкой конкуренции могут терять интерес к обучению, повышению профессиональных навыков. Это также отражается на квалификации сотрудников.
Ситуация в строительной отрасли на курортах еще сложнее. Из-за активного развития прибрежных территорий компаниям приходится привлекать работников из других городов и регионов. Как рассказывает собственник компании Nedvex Юлия Хлуднева, в Сочи отсутствуют профильные строительные вузы, из которых можно было бы набирать практикантов и растить специалистов. Ближайшие высшие технические учебные заведения находятся в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Ставрополе. Однако конкурировать с местными застройщиками крайне сложно. Одна из причин - дорогая аренда жилья на курорте, которая порой недоступна не только практиканту, но и профессионалу.
Вопрос привлекательности
Нехватка работников еще одной ключевой отрасли региона - аграрной - находится на таком же уровне, как и в промышленности: 2,8 резюме на одну вакансию (по данным hh.ru). В сельском хозяйстве наиболее дефицитными специальностями являются ветеринарный врач, агроном и зоотехник. Генеральный директор союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков добавляет, что, помимо агрономов, предприятия также нуждаются в механизаторах. По его словам, в крае в течение последних лет ежегодно прибавлялось по 500 гектаров садов. Это стимулирует рост спроса на рабочих, ситуация обостряется в сезон сбора урожая.
- В агропромышленном комплексе мы видим дефицит кадров уже долгое время. Это касается рабочих, а также линейного профильного персонала: агрономов, ветеринарных врачей, зоотехников, механизаторов и других, - говорит старший консультант ANCOR Ирина Елисеева. - К сожалению, сельское хозяйство на данный момент не особо привлекательная отрасль для молодых людей. Это связано с недостаточно выгодными, по мнению работников, условиями, применением ручного труда.
Похожая ситуация наблюдается в курортной отрасли. В сфере «туризм, гостиницы и рестораны», по данным hh.ru, соотношение количества резюме и вакансий составляет всего лишь 2,5 единицы. Эксперты уже сегодня отмечают острый дефицит кадров в отрасли. В будущем в связи с реализацией множества инвестиционных проектов, например, при строительстве «Новой Анапы», проблема только усугубится. Самым востребованным остается линейный персонал: уборщики, официанты, бармены.
По мнению Александра Полиди, курортная отрасль в силу сезонности всегда испытывала дефицит кадров, что являлось серьезным фактором, сдерживающим развитие. Сегодня нехватка персонала усугубляется, так как спрос на рынке труда по всей стране растет, в результате - люди уходят работать в другие отрасли. По словам председателя экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрия Богданова, в среднем в средствах размещения, даже наиболее популярных, остаются вакантными около 10-15% должностей. В ряде случаев дефицит персонала достигает 30-40% и более. Вице-президент Альянса туристических агентств России, гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян считает, что следует ожидать перетока кадров, в первую очередь в Краснодарский край, из Крыма. Эксперт связывает это с тем, что в республике на сегодняшний день наблюдается переизбыток работников курортной отрасли.
Квалификационная яма
Во всех перечисленных отраслях наблюдается одна общая проблема - работа в них недостаточна популяризирована. Исполняющий обязанности ректора КубГТУ доктор технических наук Игорь Лагерев отмечает снижение интереса молодежи к специальностям в обрабатывающей промышленности. В то же время фиксируется увеличение интереса к специальностям области IT-технологий, о дефиците которых все чаще говорят на высших уровнях власти. Также, даже пройдя обучение для определенной ситуации, молодые люди могут выбирать работу совершенно в другой отрасли.
- Вероятно, есть признаки так называемой квалификационной ямы, когда выпускники на рынок труда так и не вышли, или работают не по специальности, или не увидели для себя привлекательные вакансии, - акцентирует руководитель подкомитета по человеческим ресурсам Южного регионального комитета Ассоциации европейского бизнеса Игорь Бренер. - Ведь этих вакансий может быть и много, но их качество - предлагаемый компенсационный пакет, репутация работодателя, условия труда - не привлекает кандидатов.
По словам директора Ventra HR Services Юрия Ефросинина, сегодня компании ведут активную политику на удержание кадров: анализируют HR-бренд, исследуют параметры, по которым соискатели выбирают работодателя, работают над повышением привлекательности имиджа.
- Компании исследуют заработные платы и компенсации как своего региона, так и регионов-конкурентов, куда обычно происходит отток, чтобы понимать, за счет чего конкурировать с соседями, - отмечает эксперт.
Перекупка специалистов
Сегодня заработные платы остро необходимых специалистов растут - это главный способ привлечь людей на дефицитном рынке труда. Компании вынуждены конкурировать друг с другом за человеческий ресурс. По данным аналитического сервиса hh.ru «Люди в цифрах», рыночный диапазон предлагаемых заработных плат в Краснодарском крае в июне-августе 2023 года составил 40,2-85 тысяч рублей. Это заметно больше, чем год назад. Летом 2022 года работодатели предлагали жителям региона заработную плату в диапазоне 34,5-72,6 тысячи рублей. Наиболее активно вакансии публиковали Ростелеком, Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, ЭФКО, сеть аптек «Апрель», Яндекс, сеть семейных пиццерий «Сицилия», Fix Price, МТС и другие.
Эксперты отмечают, что рост заработных плат дефицитных работников продолжится. Однако «перекупка» специалистов без роста производительности труда не способствует процветанию экономики. В начале года в Центральном банке уже отмечали, что такая ситуация создает предпосылки для развития инфляции.
Еще один удар может последовать более точечно - по экономике регионов. Даже учитывая, что показатель валового регионального продукта имеет устойчивый рост в течение последних нескольких лет. Например, по итогам 2022 года в Краснодарском крае он достиг 3,5 триллиона рублей, что на 500 миллиардов рублей больше показателя 2021 года. В будущем ситуация может измениться.
- Эффект от дефицита на рынке труда отложенный, нельзя ожидать, что он будет мгновенным. Если говорить о перспективе 3-5 или более 10 лет, проявится накопительный эффект, - говорит Александр Полиди. - Сегодня дефицит кадров провоцирует ускорение инфляции, которая в первую очередь связана с ростом заработных плат, увеличившихся по причине нехватки специалистов. Пока серьезного влияния на валовой региональный продукт кадровый голод не оказывает, но окажет в ближайшем будущем.
Валовой региональный продукт - это стоимость всех товаров и услуг, которые произвели в конкретном регионе. Его снижение говорит об экономическом спаде: в этот период снижаются потребление, производство, доходы государства и бизнеса.
Резкий рост заработных плат также осложняет работу малого бизнеса, который является драйвером экономического роста. Главная причина в том, что не все малые предприятия могут позволить себе нанять высококвалифицированного специалиста, так как его заработная плата принесет заметную нагрузку бюджету бизнеса.
Обучение кадров
Заместитель генерального директора Центра стратегических разработок, директор Центра пространственного развития Татьяна Караваева считает, что кадровый дефицит может иметь место с точки зрения не количества работников, а их квалификации.
- В настоящее время все большее значение имеют навыки и умение специалиста, и именно отсутствие необходимой квалификации является первопричиной возникновения дефицита кадров, - отмечает Татьяна Караваева. - В контексте количественного состава целесообразно учитывать общую ситуацию для рынка труда: в российской экономике доля неквалифицированных сотрудников составляет 25,3%. Для сравнения: в некоторых странах данный показатель составляет от 12 до 18%. Таким образом, все регионы, включая Краснодарский край, имеют значительный потенциал роста квалифицированной рабочей силы.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента КубГУ Игорь Гелета подчеркивает: повышение квалификации осложняется тем, что система образования не может так быстро реагировать на изменения на рынке труда и в целом во всей экономике.
При этом, по словам Игоря Лагерева, дефицит кадров приводит к увеличению спроса на программы дополнительного образования, краткосрочные курсы.
- В долгосрочной перспективе вузы станут своеобразными «гипермаркетами компетенций»: любой человек сможет оперативно получить нужные знания и навыки для трудоустройства на новом месте работы, где существует потребность в кадрах. Побочным эффектом этого станет повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава университетов, - заключает исполняющий обязанности ректора КубГТУ.
Мнение
Александр Полиди, доктор экономических наук, заслуженный экономист Кубани.
- Миграция, в первую очередь из других стран, - это, с моей точки зрения, единственный фактор решения проблемы дефицита рабочей силы. Демографический фактор имеет как минимум 20-летний лаг, то есть период, через который он начинает нивелироваться. Для экономики это критически много.
В той геополитической ситуации, в которой сегодня находится наша страна, перспективными для России являются трудоизбыточные рынки постсоветского пространства. В первую очередь это среднеазиатские республики, в меньшей степени - закавказские, так как там сейчас за счет притока российских капитала и рабочей силы экономика развивается гораздо быстрее, чем наша. Также в перспективе поставщиками рабочей силы могут быть страны Юго-Восточной Азии, например, Камбоджа, Лаос, Вьетнам. При этом для роста миграционного потока важно работать с имиджем страны: в рисковую экономику люди не поедут. Важны также защита прав иностранных граждан, миграционно терпимый климат, который, к сожалению, пока в России не создан.
Стоит отметить, что на привлекательности российского рынка труда для мигрантов скажется падение курса рубля. После таких изменений работа в стране становится менее выгодной для иностранных граждан. То есть если курс рубля падает на 30%, валютные доходы зарубежных работников также сокращаются на треть.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»