Краснодар, 22 сентября – Юг Times, Арина Антонова. Деревянная кора, американская рыбка, африканские растения и инженерные технологии. Как побеждали малярию на побережье?
На состоявшемся недавно в Санкт-Петербурге саммите «Россия - Африка» впервые за долгие годы российские специалисты предложили зарубежным партнерам не традиционные газ и нефть, а санитарно-медицинские технологии, которые, как оказалось, востребованы в разных частях планеты.
В городе на Неве был подписан договор о сотрудничестве между сочинской компанией «Внешэкономплатформа» и созданной специально для сотрудничества с Россией корпорацией «Русский дом», объединяющей различные компании Западной Африки и имеющей штаб-квартиру в городе Фритауне, столице Сьерра-Леоне. Речь идет об опыте знаменитого доктора Сергея Соколова, который в середине ХХ века избавил Черноморское побережье Кавказа от страшной болезни - малярии. Представителей африканских государств в деталях заинтересовало, как он сумел этого добиться.
Опасности южного климата
В течение многих веков малярия была настоящим ужасом для людей, проживавших на Черноморском побережье Кавказа. После весенних паводков в долинах горных рек появлялись огромные болота, в которых тучами плодились мошки и комары. Среди этого комарья часто встречался и главный разносчик малярии - комар анофелес. Он разносил заразу, и страшная болезнь буквально косила людей. В 20-30-е годы ХХ века каждая третья смерть в прибрежных городах и поселках наступала от малярии. Знаменитый писатель Георгий Гулиа, сам перенесший в малярию в детстве, посвятил описанию этого ужаса часть своей повести «Жил-был абхазский мальчик». Вот как он вспоминал о страшных днях болезни: «Я метался в жару день, два, три! Буквально горел, как в огне. Меня укутывали в простыню, смоченную водою и уксусом. На лбу круглые сутки лежала холодная салфетка. Ее постоянно меняли отец, мать или бабушка, по очереди дежурившие у постели. Мне все время хотелось пить. И очень худо становилось по ночам, когда впадал в забытье. Лишь к утру температура спадала с 41,5 до 39 градусов…»
Медицинская мобилизация
В 1921 году, после успешного завершения борьбы с эпидемией тифа на Урале, правительством Советской России на Черноморское побережье Кавказа был направлен уроженец Харьковской губернии, выпускник 1-го Московского медицинского института бактериолог-маляриолог Сергей Соколов. Его поначалу назначили заведующим Туапсинским курортным районом, включавшим территорию от Джубги до Адлера. Однако, оценив масштабы предстоящей кампании по борьбе с малярией, он от высокой должности отказался. Дал телеграмму в Народный комиссариат здравоохранения, что считает для себя посильным руководство лишь одним из подразделений курортного района - противомалярийной станцией в Сочи. С таким решением Москва согласилась. Отделения станции санитарные медики начали создавать в разных населенных пунктах Черноморского побережья Кавказа.
Самый страшный натиск тропической лихорадки, как тогда называли малярию, пришелся на 1931 год. В то время опасной болезнью было поражено более 40 процентов населения Сочи. Целые полчища комаров - разносчиков малярии плодились в заболоченных водоемах, поймах горных рек и ручьев.
Прежде всего доктор Сергей Соколов установил систему массовой медицинской помощи от малярии, тысячи людей начали бесплатно получать лекарство от болезни - хинин. Были взяты на учет все заросшие травой заболоченные пруды, началось их осушение, покрытие нефтяной пленкой, опыление «парижской зеленью» - раствором медного купороса. В устьях рек начали появляться бетонные стенки, сокращающие территорию разлива воды. Повсюду высаживались целые рощи платанов и эвкалиптов, эти деревья активно вытягивают из почвы влагу. Борьба с малярией на Черноморском побережье Кавказа не прекратилась даже в годы Великой Отечественной войны. Доктор Сергей Соколов считался мобилизованным бойцом, за свою работу он был удостоен боевого ордена «За оборону Кавказа».
Особый рассказ о рыбкегамбузии. Маленькие рыбки, размером от четырех до семи сантиметров, изначально обитали только в Мексиканском заливе. Когда выяснилось, что они любят питаться личинками комаров, их завезли в страны Средиземноморья. Узнавший об этом доктор Сергей Соколов заказал большую партию мальков в Италии, и вскоре гамбузии появились на Черноморском побережье Кавказа. Их здесь успешно разводили в специальном питомнике, с помощью юных пионеров распространяли по всем заболоченным территориям, даже по небольшим лужам.
Болезнь отступила
В итоге число больных, страдающих малярией, с каждым годом стало неуклонно сокращаться. Открывая 6 декабря 1956 года в качестве старейшего депутата сессию Сочинского городского совета, доктор Сергей Соколов с огромной радостью доложил, что за весь прошедший год в Сочи не было зарегистрировано ни одного случая заболевания малярией. Весь зал встал и горячо зааплодировал.
Благодарные сочинцы не забыли о гражданском подвиге доктора Сергея Соколова. Сейчас его именем названа одна из городских улиц. Бережно сохраняется мемориальное здание старенькой противомалярийной станции на Курортном проспекте. Тут же установлен бронзовый бюст врача, возле которого всегда много цветов от благодарных потомков. Есть в городе и памятник рыбке-гамбузии, сыгравшей важную роль в борьбе с эпидемией. На Сочинской станции юных натуралистов воспитанники учатся разводить таких рыбок, раздают затем мальков жителям окрестных сел. Малярия в нашей стране считается болезнью побежденной, вспышек эпидемий в последние годы не фиксировалось.
Русский опыт пригодится
А вот в Западной Африке ситуация иная. Малярия там не побеждена, она по-прежнему доставляет людям неимоверные страдания. И поэтому сейчас опыт победителя малярии на Черноморском побережье Кавказа доктора Сергея Соколова будет детально передаваться африканским специалистам.
Методы русского доктора, как оказалось, за половину века не устарели, они остаются актуальными и сейчас. Его наследие помогает человечеству справляться со страшной заразой.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»