Краснодар, 12 сентября – Юг Times, Елена Иванова. Краснодарский край попал в число лидеров по темпам удорожания горючего для сельского хозяйства.
Аграрии Кубани столкнулись с беспрецедентным ростом цен на топливо, а также его дефицитом. Кризисная ситуация разгорелась накануне ответственного для отрасли периода - старта осенней посевной.
Тенденция видна во всех регионах, но в ЮФО, а из субъектов округа - именно на Кубани, она приобрела особое звучание. По сообщениям аграриев, стоимость тонны дизельного топлива за последние три месяца выросла почти в 2 раза. Сейчас фермеры начали получать предложения о поставках по цене выше 100 тысяч рублей за тонну продукта.
- Если в июне тонна дизеля стоила 55-56,5 тысячи рублей, в июле 60,7 тысяч, в августе 74,5 тысячи, то теперь нам предлагают поставки за 90-92 тысячи рублей, - рассказал председатель Ассоциации «Народный фермер Кубани» Константин Юров. - За короткий срок произошел колоссальный рост. Недавно компании получили предложения заключить договоры на поставку по цене 108 тысяч рублей за тонну, которая будет действовать с 10 сентября. Не думаю, что кто-то станет сейчас покупать по такой цене, но раз цифра названа, значит, ситуация идет к этому.
Дизельный туризм
Многие кубанские аграрии вынуждены ездить в другие регионы, чтобы закупить топливо. Некоторые пытаются покупать дизель на кубанских автозаправочных станциях, где топливо еще есть и цены держатся на более приемлемом уровне.
- Горючего нет уже месяц, - говорит глава садоводческого хозяйства ООО «Южное ААА» (Ленинградский район) Александр Акимов. - На прошлой неделе у нас в запасе оставалось всего 4-5 тонн, а этого объема хватает на 2-3 дня работы. Поэтому мы заранее начали ездить по заправкам в другие районы, заливали топливо в канистры, и теперь будем работать с этих накоплений. Не в каждом муниципалитете АЗС работают бесперебойно, например, мы нашли в Кущевском районе заправки, которые периодически открываются и продают горючее. В таких компаниях как «Лукойл», «Роснефть» нам говорят, что топлива нет, предлагают искать альтернативу. Однако мы не понимаем, что может быть альтернативой монополистам.
По словам Константина Юрова, такой механизм позволяет отдельным хозяйствам временно закрыть острую потребность в ресурсе, но не может стать общим выходом из сложившейся ситуации.
- Многие заправки тоже вводят ограничения и не выдают одному покупателю больше 50 литров, а на ряде АЗС топлива вовсе нет. Оптовые цены поднимаются, а значит, цены на заправках тоже будут неизбежно расти, - отмечает он.
Наличие проблемы в регионе подтверждают и кубанские рисоводы.
- На данный момент у большинства сельхозпроизводителей сложилась критическая ситуация с обеспечением горюче-смазочными материалами, - отмечает ведущий специалист-аналитик Ассоциации «Национальный рисовый союз» Валерий Ладатко. - Существует дефицит в поставках. Производители ГСМ не закрывают потребность данной отрасли. C мая текущего года цена выросла почти в два раза. На данный момент она доходит до 100 рублей за кг с учетом доставки в хозяйство, что негативно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции. Сейчас ГСМ рисоводами закупается и доставляется из разных регионов, где существуют свободные объемы.
Куда уходит ресурс?
По данным НРС, стали повторяться прецеденты, когда партнером не была осуществлена отгрузка топлива по заявке рисовода. Продавцы ГСМ объясняют это перебоями с поставками топлива с НПЗ. В пресс-службе министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края заявили: по информации основных нефтеперерабатывающих предприятий края, запасов топлива на нефтебазах достаточно.
- В третьей декаде августа наблюдались задержки по поставкам топлива по железной дороге, в том числе на дефиците топлива сказался массовый отток туристов, - комментируют в ведомстве.
При этом, по информации министерства, все кубанские нефтезаводы работают, ни один из них не находится на профилактике и ремонте. Такую же позицию озвучивают в пресс-службе министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. По данным ведомства, поставки топлива задерживаются на железных дорогах. Издание направило запрос в пресс-службу СКЖД для выяснения позиции перевозчика, однако там ответить к выходу номера не успели.
Причины глобальные и локальные
Многие эксперты объясняют происходящее в первую очередь ростом курса доллара. Этот фактор действует во всей стране, но для Краснодарского края он оказался особенно негативным, учитывая специфику региона - это высокая экспортная ориентированность и большой аграрный сектор.
- При таком курсе валют выгоднее вывезти топливо на внешний рынок и получить большую прибыль. Это может объяснять, почему именно здесь с закупкой топлива на оптовых базах возникают такие большие проблемы, Внутренние поставщики, у которых цены устанавливаются в рублях, вынуждены конкурировать с экспортерами, торгующими за доллары. В итоге цены внутри страны тоже рвутся вверх, - говорит Константин Юров.
По мнению доктора экономических наук Александра Полиди, главное влияние оказывают два фактора.
- Во-первых, сезонный всплеск спроса на топливо в крае сильнее, чем по стране. Во-вторых, низкий курс рубля делает экспорт, в том числе далеко не маленький «серый», выгоднее, чем поставки на внутренний рынок, - поясняет он.
Если бы государство компенсировало компаниям недополученную прибыль от поставок на внутренний рынок, это могло бы решить проблему. Однако, как отмечает Александр Полиди, «большой дефицит бюджета ограничивает возможности применения ценового буфера, который добавляет рентабельности производителям топлива и выравнивает ее по сравнению с экспортом». Экономист добавляет, что проведение специальной военной операции также требует немалых поставок топлива, и это оттягивает определенную часть объемов. Все вместе создает дефицит на рынке и ведет к росту цен.
- Можно предположить, что данный дефицит и рост цен связан с плановой остановкой заводов для прохождения ТО, отгрузкой ГСМ на экспорт, проведением СВО, повышенным спросом на продукцию, превышающим предложение, - рассуждает Валерий Ладатко. - Для обеспечения внутренних потребностей и стабилизации цен необходимо хотя бы временно прекратить отгрузку ГСМ на экспорт. В этом случае не только поступят дополнительные объемы топлива на внутренний рынок, но и цена на ГСМ не будет приравниваться к курсу доллара.
Сергей Кауфман, аналитик по российскому и зарубежному нефтегазовому сектору ФГ «Финам», считает, что в действительности сыграла роль вся сумма факторов, которые сегодня действуют на рынке. Это и падение рубля, и задержки на железной дороге, и экспортная ориентированность Кубани.
- Цены на дизельное топливо растут по всей стране, однако в некоторых регионах, включая Краснодарский край, локально возник дефицит из-за затрудненной логистики. Сочетание переориентации экспорта угля и продолжающегося сезона отпусков увеличили сроки доставки нефтепродуктов по железной дороге, что наложилось на низкие запасы дизеля в регионе и привело к росту цен и дефициту, - комментирует он. - При этом рост цен в целом по РФ связан со снижением демпферных выплат, ростом стоимости экспортной альтернативы из-за слабого рубля и подорожания нефти в мире и ремонтом некоторых НПЗ.
Нужны срочные меры
Участники рынка и другие эксперты согласны в том, что единственным по-настоящему действенным способом стабилизации цен на топливо может быть ограничение вывоза энергоресурса из страны.
По мнению Сергея Кауфмана, основными мерами, которые могли бы помочь снизить цены и избежать дефицита, являются переориентация экспорта на внутренний рынок (например, через ввод квот на экспорт), изменение расписания ремонта НПЗ и предоставление нефтепродуктам приоритета на ЖД.
- У нас нет другого выхода. Если мы не ограничим экспорт, получим критически высокие цены, - согласен Константин Юров. - Не все смогут закупить топливо с такой стоимостью. Некоторые просто не успеют посеять все запланированные площади. Если ситуация не будет скорректирована, это станет бедой для нашего аграрного региона.
Сейчас кубанские аграрии заканчивают жатву: нужно собрать кукурузу, масличные культуры. Начинают сбор урожая на рисовых плантациях. Работающая в полях техника каждый день расходует тонны топлива. Во второй половине сентября региону будет необходимо еще больше горючего. Начнется масштабная кампания по севу озимых, подготовка почвы и первые работы в некоторых районах уже идут. Регион, гарантирующий продовольственную безопасность, каждую осень сеет 1,8 - 1,9 миллиона гектаров зерновых и зернобобовых под урожай следующего года.
В такой период проблемы с топливом особенно нежелательны, так как могут привести к ощутимым негативным последствиям. Рост цен на энергетический ресурс, который сейчас ощущается аграриями, через небольшое время почувствуют потребители. Закупленный по беспрецедентно высоким ценам дизель ляжет в себестоимость их продукции, и, как следствие, пропорционально вырастут ценники на продовольствие в магазинах и на рынках. Напомним, продукты питания и так с июля показывают высокую динамику инфляции.
Возможности без уверенности
Между тем в регионе есть предложения о поставке топлива по приемлемым ценам. На момент сдачи номера в сети Интернет некоторые кубанские поставщики выставляли объявления о продаже дизеля по 55-56 тысяч рублей за тонну. Однако аграрии рассказывают, что в реальности сделки с заявленными цифрами могут не осуществиться. Есть случаи, когда договор заключается, хозяйство подает заявку, но получает отказ: поставщик говорит, что не может выполнить обязательство без объяснения причин.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»