Краснодар, 10 августа – Юг Times, Маргарита Шпак. 16+ Живопись - мягкий, но сильный инструмент в борьбе с невежеством.

Дамир Кривенко - художник, постоянно экспериментирующий, пробующий себя в разных жанрах: от классической пейзажной живописи до авангардного искусства. В своих работах мастер часто размышляет о месте человека в окружающем его мире, об изменении личности в век высоких технологий и отсылает зрителей к библейским истокам.

Живописец родился в 1970 году в Ленинграде в творческой семье выпускников Академии художеств им. И. Е. Репина: мамы - художницы-искусствоведа и отца-архитектора. Спустя три года они были направлены в Алма-Ату для развития культуры в Казахстане, в их задачи входило проектирование музеев, театров и дворцов. Дамир Кривенко вырос в творческой среде и впитал в себя атмосферу искусства, которая окружала его постоянно. Поэтому к живописи он относится серьезно.

- Я рисую всю свою жизнь: когда работаю, когда отдыхаю, постоянно. Рисовал мой дед, а сейчас рисует сын. Я вырос в музее, и это развило во мне способность замечать прекрасное и делиться им с окружающими. Благодаря работам Леонардо да Винчи, Клода Моне, Василия Кандинского я понял, что такое совершенство в искусстве. Конечно, никогда не пытался соревноваться с ними; я прохожу свой уникальный путь и надеюсь, что мне удастся обогатить искусство, - делится мастер.

Окончив Алмаатинский художественный колледж, с 1992 по 1997 год Дамир Кривенко работал в галерее «Достык» при Аппарате президента Республики Казахстан. В это время его с отцом работы расходились по миру и пополняли частные коллекции знаменитостей. А Нурсултан Назарбаев одаривал полотнами с подписью Кривенко глав государств и других высокопоставленных лиц.

Позже Дамир Кривенко вместе с семьей отправился в Прагу, где продолжал писать картины и организовывать выставки, однако вскоре вернулся в Санкт-Петербург. А с 2001 года семья Кривенко-Завизионных обосновалась в Анапе. Они живут и творят в своем уютном доме в поселке Супсех.

 

Виртуальность в творчестве

Некоторое время назад Дамир Кривенко заметил, что современное искусство стало аутичным. Люди реже стали посещать музеи, их интерес к искусству уменьшился, исчезло понимание ценности произведения. Тогда мастеру захотелось понять причины этого явления и создать искусство, доступное всем.

- Моей целью было создать современное актуальное искусство, доступное даже людям, далеким от живописи. Искусство XX века было бунтарским, показывающим настоящие проблемы, но художники не предлагали решения этих проблем. Я же пытаюсь сделать искусство понятным, задающим вопросы окружающей реальности, а также стараюсь дать ответы, - объясняет художник.

В произведениях Дамира Кривенко - картинах и инсталляциях - нередко присутствуют элементы компьютерных систем и другие неожиданные предметы. Художник использует универсальный язык символов и создает произведения, побуждающие зрителя заглянуть в глубь себя. По мнению мастера, только поняв свою суть, человек способен сопереживать другим. В наши дни, когда растет отчуждение, искусство дает зрителям возможность осмысления собственной жизни и является одним из средств единения людей.

- На первом плане сейчас виртуальность, поэтому я решил обыграть эту тему в своем проекте «Искусство XXI век». За основу были взяты компьютерные платы как символ новейшего времени, - рассказывает Дамир Кривенко.

Работы художника из этой серии позволяют зрителю увидеть невероятную красоту и вместе с тем бездонную пустоту технологического прорыва. 

Одна из работ, которой Дамир Кривенко особенно гордится, - «Мадонна палитризма». Моделями для нее были его дочь и внучка. Дамир Кривенко признается, что к этой работе отнесся серьезнее, чем к остальным, и считает данную картину наиболее удачной в своем творчестве.

- Лицо Мадонны написано в духе Леонардо да Винчи, в его внутреннем свечении читаются благоговение, целомудрие, строгость и нежность, - поясняет автор. - Надписи по краям часто ставил Альбрехт Дюрер. Одежда прорисована в манере Рембрандта. А внизу полотна современный элемент - компьютерная клавиатура, на ее клавишах - разноцветные кусочки палитры, передающие богатую гамму человеческих чувств.

 

Намеренная неосознанность

Дамир Кривенко экспериментирует не только с жанрами и материалами. В конце 90-х годов он создал новое направление в живописи, названное палитризм (от слова «палитра»).

- Однажды я писал осенний пейзаж и увидел, что на палитре состояние осени гораздо больше, чем у меня в реальной картине. В живописи очень ценится неосознанность. На холсте я слежу за каждым мазком и оттенком, в то время как палитра живет сама по себе. В течение года палитра зреет. Когда я ее счищаю, не знаю, что будет внутри. Таким образом, за 12 лет у меня получилось набрать 12 палитр и сделать проект «12 месяцев». Когда я склеил получившиеся этюды, увидел целую жизнь. Все начинается с белого листа и заканчивается тем же белым листом. Откуда мы приходим, когда рождаемся, туда и уходим, когда умираем. Мне показалось это интересной идеей, и я решил продолжить ее в своем творчестве. Раз уж у меня появился «цвет» времени, я подумал - должен быть и «вкус». Вместе с командой одной из кубанских винодельческих компаний мы создали к каждой палитре отдельный оттенок вина, букет под каждый месяц. Таким образом родились 12 вин, которые называются «Вкусы времени», - вспоминает мастер.

В дальнейшем художник планирует найти производителя парфюма и сделать под каждый месяц отдельный аромат.

 

Главные правила

Живопись мастер называет сильнейшим инструментом в борьбе с невежеством и чувствует свое призвание в сотворении духовной пищи.

- Я не знал, что я художник. Я всегда просто рисовал - до тех пор, пока не получится. Так было с самого детства. В процессе своей деятельности я понял, что самый лучший учитель - это природа, поэтому всегда работаю с натурой. Начинающим художникам я бы посоветовал прежде всего разделять искусство ради денег и славы и искусство ради искусства. Кроме того, всегда нужно помнить о полноте, которая есть во всем, в том числе и в живописи. Должны быть идея, мысли, цвет, перспектива, анатомия, подача. Когда все это присутствует, тогда картину можно назвать произведением. Но главное - любовь к жизни и к своему делу, постоянное развитие и движение вперед, ведь мир безграничен, как и наши возможности, - подчеркивает Дамир Кривенко.

Картины и скульптуры художника участвовали в выставках по всему миру: в АлмаАте, Праге, Будапеште, Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новороссийске, Анапе. Бесценный опыт Дамир Кривенко получил в Лондоне, в галерее Strand, при проведении выставки «Ради нашего времени».


За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках»