Мы продолжаем публиковать отрывок из главы «Моя служба во 2-м Кубанском партизанском казачьем конном полку во время Гражданской войны 1918-1919 гг.»

 

Полк состоял из шести сотен.

1-я сотня - казаки станицы Отрадной; командир - сотник Лыков.

2-я сотня - казаки станиц Спокойной и Передовой; командир, подхорунжий Василий Федорович Проваторов, обладал неимоверной способностью в командовании. Под его командованием сотня с минимальными потерями достигала больших успехов. В дальнейшей своей деятельности был произведен в прапорщики, а потом в хорунжии. В 1923 или в 1924 году из Болгарии, где был в эмиграции, с супругой и малолетним сыном возвратился в свою станицу Отрадную и, по слухам, вместе с семьей был выслан на север; дальнейшая судьба этого героя покрыта мраком неизвестности.

3-я сотня - казаки станицы Воровсколесской; командир, подхорунжий (фамилии его не помню), из той же станицы, из которой состояла его сотня; вскоре был убит.

4-я сотня - казаки станицы Исправной; командир - сотник Шевченко.

5-я сотня - станица Преградная; командир сотни - хорунжий Гущин, богатырь-конвоец, казак станицы Зеленчукской, его судьба неизвестна.

6-я сотня - станица Удобная, командир - сотник Маслеников, очень спокойный и выдержанный офицер, умело командовал своими казаками; судьбы его не знаю.

Казаки полка - участники Первой мировой войны, все из Хоперского полка.
В боевом отношении были орлами, и не можешь сказать, кто лучше, все были одинаковы, в боях показали себя с самой лучшей стороны. Отдохнув немного, полк повел наступление на село Крым-Гирей (также бывшая казачья станица).
В этом селе была расположена конная бригада красных под командой кубанского казака подхорунжего Кочубея. Бригада состояла главным образом из иногородних кубанцев, грустно! Эти люди понимали, что творят, посадили сами себе на шею «нахамкисов», «бронштейнов», «натановичей», возглавителем которых был «гуманист» 20 века Ленин-Ульянов. Назван «гуманистом» западной демократией, по-видимому, потому, что под его командой уничтожено много миллионов русских людей, главным образом жителей юга России, и в особенности казачества как наиболее стойкого и патриотически настроенного элемента. И в настоящее время именем этого преступника мирового масштаба уничтожается и далее русский народ, верно, в угоду так называемой западной демократии.

Удивительно, что и Сталин-Джугашвили не объявлен «гуманистом», вероятно, потому, что он стал притеснять «кагановичей» и других «бронштейнов». Западу мешал гигантский рост России и ее мощь. Если проследить историю, Запад, чтобы уничтожить Русь или ослабить ее, все время нападал, например, польские войны, шведская, немецкая, война 1812 года, когда французы под командованием Наполеона повели всю Европу на Россию и даже успели оккупировать Москву (судьба этого похода всем известна). Наконец Крымская война, известная под названием «Оборона Севастополя». Россия, чтобы защитить от турок балканских славян, объявила войну Турции, и когда последняя была уже близка к капитуляции, чтобы не допустить этого, французы в союзе с англичанами, турками, итальянцами объявили войну России и с громадными силами высадились в Крыму, были довезены солдаты даже и из Канады. Война продолжалась 11 месяцев, хотя неприятель и оккупировал Севастополь, однако ушел с разбитым носом из пределов России.

Наполеон III, император Франции, мечтал отомстить русским за Наполеона, занять Москву, но, увы, мечта его не осуществилась.

Все попытки Запада уничтожить Россию или ослабить ее всегда кончались для Запада неудачей. Страна выходила блестяще из всякого положения и продолжала шагать гигантскими шагами вперед под мудрым руководством своих правителей.

Немецкий канцлер Бисмарк, поняв, что Россию открытыми войнами победить нельзя, рекомендовал расшатывать ее изнутри. Из Германии были брошены в Россию всевозможные немецкие секты: баптисты, молокане, субботники и другие сходные секты, появившиеся в Германии в 15 веке с Мартином Лютером. Все секты получали инструкции из Германии, и им внушались идеи, направленные против православия, существующего порядка в России и ее правителей. Почти все сектанты стали в ряды красных, несмотря на то что все секты запрещали брать оружие в руки. В особенности сектантство пустило пышные ростки на Кубани. Руководители сект имели цель ослабить казачество как наиболее стойкий элемент. Кроме сектантства, Запад начал прививать русской интеллигенции так называемые либеральные идеи, а также масонство, которое, так же, как и сектантство, убивало в русских людях воинский дух. Либеральные идеи проникли в Россию с французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, когда русские войска побывали в Париже, в результате - восстание декабристов в 1825 году в Петербурге. 3апад расходовал также громадные денежные средства для террористических актов, совершаемых в России; убивались талантливые государственные деятели: императоры, министры, губернаторы. Совершалось все это, чтобы задержать рост и развитие России. Необходимые реформы шли сверху без всяких потрясений. Гениальный и большой ум Столыпин убит также террористами в 1911 году, т. е. в самый канун Первой мировой войны. Обращаясь к либеральчикам, он сказал: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Либералы вызвали великие потрясения, а потом строили при Сталине Беломорский канал, добились «свободы» и «улучшения жизни». Возможно, если бы Столыпин не был убит, не было бы и Первой мировой войны, а с ней и революции в России. Запад при помощи наших либеральных партий добился в России того, о чем мечтал.

Интересно отметить мнение министра иностранных дел Италии во время, когда началась революция в России: «Слава Богу, что в России произошла революция, страна за последние
50 лет так шагнула вперед, что мы от удивления открыли глаза. Что бы было, если бы не произошла революция, за следующие
50 лет? Она бы сказала нам: «Европа, ты мне больше не нужна». А революция, конечно, остановит ее рост и отбросит назад». Этого министра звали граф Сфорца. Вот вам мнение европейца, доброжелателя русского народа. В конце концов Запад навязал учение Карла-Тардохея Маркса, пообещав с этой идеей рай на земле, и русский народ по своей доверчивости и наивности поверил пропагандистам и последовал за ними, результат этой обманной идеи известен: пропагандисты воспользовались очень подходящим моментом, в это время велась очень непопулярная в народе война. Под влиянием этого учения и после захвата власти большевиками-марксистами началось физическое уничтожение населения России, чего и добивался и добился Запад. Кроме того, на Русь в 13 веке с востока нахлынули монголы. Русский народ устоял против всех своих неприятелей - и я уверен, что и марксизм будет побежден им.

Хочу также указать на момент, когда мы из Крыма с армией генерала Врангеля очутились в распоряжении французов, и тогда они показали свое настоящее лицо. Они, поселив армейский корпус в Галлиполи, а казаков - на пустынном острове Лемносе, обращались с нами хуже, чем со своими черными сенегальцами, и расценивали нас стоящими ниже последних. По прибытии на Лемнос разместили нас по круглым палаткам, прямо на голой земле, по 18 человек в каждой; семь дней не дали никакой еды, а после выдавали на пять человек килограмм хлеба, остальные продукты - в минимальном количестве, начали вести активную пропаганду за наше возвращение на Родину в лапы «гуманисту» Ленину и его палачам типа поляка Дзержинского, многие соблазнились и возвратились назад; ясно, какая их постигла судьба. А насильственная выдача казаков в Лиенце в Австрии в 1945 году на расправу Сталину разве не показывает отношение западной демократии к русскому народу? Во время Гражданской войны мы, по своей доверчивости и наивности, твердо верили нашим союзникам и были уверены, что они помогут освободить от большевиков Россию. Каково же было наше разочарование, когда мы очутились на Западе, в особенности те, кто попал во Францию, где русские могли только заниматься физическим трудом. Император Александр III знал точно, что собой представляет Запад, «У России на Западе нет приятелей», - так он говорил.

Продолжаем повествование дальше - возвращаемся в полк. Ежедневно, рано утром, выходим на позицию, и целый день происходит бой, то они нападают и слегка теснят нас, то мы нападаем, и они отходят, вечером возвращаемся на ночевку на старое место, на следующий день та же картина. Топтались на одном месте два месяца. Интересно отметить: на одном орудии был бомбардиром-наводчиком кадетик, не старше 15 лет, в 19-м году попал в плен к большевикам в Донецком бассейне, и судьба его, бедолаги, неизвестна. Во время одного из таких боев попали к большевикам в плен двое казаков первой сотни - отрадинцы. На этом трагическом случае остановлюсь и опишу его: казаки во время отхода полка под натиском красных, спешившись, отстреливались до последнего момента, и когда красные стали приближаться, они решили сесть на коней, одному это удалось, а под другим, когда он попытался сесть на коня, подвернулось седло, и он упал. В этот момент настигли красные и одного из них ударили шашкой по голове; с ним ничего не случилось, только, как говорил он, в голове шумело в течение двух месяцев, а упавшему также шашкой нанесли удар по лицу, перерубив коронный кровеносный сосуд. Когда их обоих отбили от красных, казак с раной на лице успел потерять много крови и от этого вскоре скончался, фамилия его Кривобоков, богатырского телосложения, служил в конвое Его Величества. Он у меня до сих пор стоит перед глазами.

Какой ужас! Кому нужна была эта проклятая революция 1917 года, так называемая «бескровная»? Немного отвлекусь. Жили мы до революции и не тужили, не было у нас ни ссор, почти не знали горя. Уважали друг друга, если и бывали между нами недоразумения, быстро забывались. И жизнь текла своим порядком: гуляли, обыкновенно осенью, по окончании полевых работ, на свадьбах, на крестинах, торжественно провожали молодых казаков на военную службу и так же торжественно встречали окончивших таковую, по случаю возвращения казака в станицу по окончании им службы устраивалось пиршество, на которое собиралось очень большое количество гостей, слушали рассказы казака.

После революции моментально образовалось неимоверное количество партий, во главе которых стали главным образом крикуны, бездельники, лгуны, сразу наобещали горы всевозможных благ, натравили людей друг на друга, и вскоре лучшие друзья до вчерашнего дня стали непримиримыми врагами, и покатилась свистопляска по всей необъятной России. Интересно, что эти господа, попав в эмиграцию, продолжают до сих пор заниматься партийными дрязгами, разъединяют и натравливают друг на друга не своей партии людей. Им ничего серьезного нельзя доверить, а в особенности финансового, так как они привыкли жить на чужой шее и не хотят вообще работать. Благодаря этим партийцам мы вот уже больше чем полстолетия не можем объединиться.

Такие субъекты, которым партия ближе, чем казачество, есть и у нас, почему и существуют между кубанцами недоразумения.

Окончание в следующем номере

 

Memoirs of a Cossack doctor

Manuscripts do not burn - this axiom has been once again confirmed in Krasnodar.

In the previous issue of “Yug Times” we wrote about the unique book that had recently come out in the Kuban capital, “Memoirs of a Cossack doctor”. The book was published on the basis of manuscripts of Fyodor Bandurka - Kuban Cossack officer, doctor of the time of Civil War and emigration. Personal history of this man is the history of many emigrants and their children, who found themselves abroad after the Bolshevist revolution.

We continue to publish an excerpt from the chapter “My service in the 2nd Kuban Cossack partisan cavalry regiment during the Civil War of 1918-1919”.

...Every day early in the morning we get into position, and for the whole day there is a battle, either they attack and slightly press us, or we attack, and they move away, in the evening we go back to spend the night at the old place, and the next day is the same. During one of these battles the Bolsheviks captured two Cossacks of the first sotnia from Otradnenskaya. During the withdrawal of the regiment under the onslaught of red forces these Cossacks dismounted and fired back until the last moment, and when the red forces were approaching, they decided to take the horses, one did it... and the fallen one got stabbed in the face by the sabre, and his blood vessel was cut in two. When they were rescued from the red force, the Cossack with a wounded face lost a lot of blood and died in a short time. His last name was Krivobokov, he served in a convoy of His Imperial Majesty. He is forever before my eyes.

How terrible! Who needed this damned so-called “bloodless” revolution of 1917? Before it we lived and did not grieve, we did not have any quarrels. We respected each other, and if misunderstandings happened between us, we quickly forgot them, usually in the autumn, at the end of field work, we would go to weddings and christenings, and would solemnly see off young Cossacks for military service, and on the occasion of the return of a Cossack after finishing it, a feast would be arranged with a very large number of guests, and everybody would listen to the Cossack’s stories about his service.

...After the revolution a lot of parties were formed instantly, mainly led by babblers, idlers, liars, who immediately promised all kinds of welfares, set people by the ears, and soon the yesterday’s best friends became bitter enemies. Interestingly, these gentlemen, even in emigration, are still continuing to engage in party squabbles. Thanks to these party members we still have not been able to unite for more than a half of a century.

За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube