Краснодар, 8 июля – Юг Times, Игорь Ярмизин. В регионе в разгаре уборочная кампания, но кроме прогнозов об объемах будущего урожая в аграрном сообществе звучит и другая актуальная тема: что нового появилось на кубанских полях?
Зеленая идеология в целом, культ здоровья, усиленный эпидемией, придали еще большую динамику развитию сектора экологически чистого агропроизводства. И до пандемии он был одним из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка (130 миллиардов долларов в 2019 году). Лет через пять, по прогнозам экспертов, этот показатель достигнет четверти триллиона долларов и станет сопоставимым с нынешними капиталовложениями в возобновляемые источники энергии.
Схожесть неслучайна, поскольку и в том, и в другом случае мы имеем дело с единым трендом ухода от наследия индустриального века. Как сказал директор Краснодарского НИИ прикладной и экспериментальной биологии Леонид Ярмак, биоудобрения должны потеснить минеральные. Последние, по его словам, уже превратили землю в неживую субстанцию, и она при очередной «порции» дает не увеличение, а снижение урожайности.
Самый передовой тренд предполагает возвращение к истокам, к «дедовским» принципам работы на земле. Правда, конечно, на новом этапе. Земледелие организуется подобно природным экосистемам, где каждое создание имеет свое предназначение и живет в согласии с другими. Воспроизводится естественный цикл: человек кормит землю - земля кормит растения - растения кормят человека.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К ЕСТЕСТВЕННОМУ
Мировым лидером по продажам органической продукции традиционно являются США. За ними следует потенциально интересная для отечественного производителя Европа. Германия и Франция с объемами рынков 12 и 11,3 млрд евро соответственно. Плюс каждый ежегодно прибавляет примерно по полтора миллиарда евро. Не отстают от них и малые страны. Так, в 2019 году в среднем швейцарец потратил на органику 344 евро, а датчанин - 338. Представление о потенциале роста объема рынка органики в ЕС дает тот факт, что этот объем в скором времени должен составить 25% от всего агрорынка (!). Так что счет уже пойдет не на десятки, а на сотни миллиардов евро.
Но свободной земли в Европе мало, импорт востребован, а потому перед отечественными аграриями открылось окно возможностей. Правда, Россия со своими менее 200 миллионов евро оборота (0,18% мирового) на сегодня выглядит более чем скромно. Производство органики хоть и растет примерно на 10% в год, все же составляет лишь менее 0,1% от общих продаж продовольствия в стране.
ОРГАНИКА И ПАНДЕМИЯ
Прошлогодние коллизии мирового рынка отразились на аграриях-органиках неоднозначно. С одной стороны, закрытие границ для всего и вся не могло не сказаться на поставках экологически чистого продовольствия. Но в ходе борьбы с болезнью европейцы пришли к выводу, что экологически чистые продукты повышают иммунитет организма, - важнейший защитный барьер от вируса. После этого спрос резко взлетел вверх. По экспертным оценкам, сегодня он превышает предложение на 5%.
Увы, это не сказалось на поставках из нашей страны. По словам председателя правления Союза органического земледелия России Сергея Коршунова, они не выросли, а, напротив, упали до 20 миллионов евро - менее 1% от общего объема. Одна из причин - переориентация отечественных производителей на внутренний рынок. Если совсем недавно он был на 80% занят иностранными компаниями, то сейчас 50 на 50.
Так что более-менее регулярных экспортеров из 20 осталось лишь 5-6. А всего на начало текущего года в нашей стране насчитывалось 130 сертифицированных компаний. Плюс еще 30-50 находились на этапе конверсии, т. е. перехода к органическому земледелию. Для сравнения: в маленькой Австрии, по словам атташе ее посольства в РФ Карин Доппельбауер, таких предприятий более 18 000, под органику занято свыше 26% почвы.
Органика несет не один позитивный эффект для природы и общества. Первый - очевидная польза чистых продуктов для здоровья человека. Второй - снижение потребления энергии и восстановление почвы, а также окружающей среды вокруг сельхозугодий. Что открывает дополнительные возможности, к примеру, для агротуризма. Третий - несмотря на падение урожайности при переходе к органике в среднем на 30%, за счет постоянного улучшения технологий эта цифра постоянно снижается, и производственные издержки по большинству культур в ближайшей перспективе будут сопоставимы с обычной продукцией, выращенной с помощью пестицидов. Отсюда более высокая, по сравнению с ней, маржинальность.
Гуманность, которая окружает органическое земледелие, просто поражает. Например, сорняки рассматриваются с правовой точки зрения и имеют те же права, что и культурные растения. Насекомые, очевидно, тоже не без прав. Поэтому вокруг поля высевается специальный «ловчий пояс», задача которого - отвлекать на себя вредителей, чтобы потом не пришлось их убивать. Результат применения самых гуманных, щадящих методов кажется невероятным: хотя в краснодарском Центре биозащиты жуков перестали убивать, вреда от них на опытных полях стало не больше, а меньше.
ПЕРЕХОД НЕПРОСТОЙ
Одна из первых сложностей, которую встречает на своем пути аграрий, решивший заняться органическим земледелием, - получение подтверждающих документов. Сертификацию можно пройти в одном из семи аккредитованных центров. Процедура эта, однако, непростая и стоит 250-300 тысяч рублей. В некоторых субъектах Федерации эти затраты компенсируются по закону, в Краснодарском крае - нет. Хотя, как отметил директор проектного офиса Союза органического земледелия Яков Любоведский, формально до 90%, а фактически - до 70% этих затрат можно компенсировать через центры инжиниринга и поддержки предпринимательства и экспорта в регионах. В итоге очень дешево можно получить не только российскую, но и международную органик-сертификацию.
Как бы то ни было, в прошлом году процедуру сертификации в России начали лишь три десятка предприятий. Конечно, можно сказать, что достигнут рост на впечатляющие 300-600%, но просто базовый уровень ничтожен. Такими темпами, по словам экспертов, мы решим проблемы своего рынка лет через 400-500.
На сегодняшний день не существует документа, дающего право работы на всех рынках: в Европе действует европейский регламент, в США - USDA organic, в Юго-Восточной Азии - JAS. Имеются сотни систем стандартов (по некоторым оценкам, до 500). При этом европейский сертификат, в отличие от китайского или американского, признается во всем мире. Поэтому производители ценят «Зеленый лист».
Помочь в продвижении российской продукции на экспорт призваны инфраструктурные объекты, среди которых такие важные как сертифицированные экспортные терминалы. Один из них уже работает в порту Новороссийска.
Пока что путь к органическому земледелию сложен, зато вход на рынок относительно дешев. Завтра он подорожает во много раз, и от принятых сегодня решений зависит будущая доля российских аграриев как на зарубежных, так и на внутреннем рынке экологически чистого продовольствия.
Как рассказала начальник отдела сертификации филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю Анна Горбунова, процесс получения сертификаат занимает 2-3 года, и на этом этапе меры господдержки пока не предусмотрены.
- Мы знакомимся с состоянием дел на местах, для чего осуществляем выездные проверки (не менее двух раз в год) и другие мероприятия, - описывает она процедуру. - Контролю подлежит весь процесс производства продукции (оборудование, состояние почвы, окружающей среды, компетентность персонала и т. д.) - от посева и вегетации до сбора урожая и его транспортировки. Сертификат выдается на три года, при нарушениях он может быть отозван. Предварительно, прежде чем начать процедуру, я бы посоветовала самостоятельно оценить шансы на успех: проверить уровень содержания вредных веществ в почве, воде, наличие в округе источников загрязнения, а также существование буферной зоны (реки, лесного массива), отделяющей территорию «чистого» хозяйствования от всего остального.
По мнению председателя правления Союза органического земледелия Сергея Коршунова, самое главное препятствие для развития органического сельского хозяйства в нашей стране - низкий уровень знаний о нем.
- Хотя на Кубани самая сильная в России научная школа органического земледелия во ВНИИ биологической защиты растений, все же есть недостаток в информации, - говорит он. - Со своей стороны мы стараемся повысить уровень знаний, информированности. Также отрицательно сказываются отсутствие мер господдержки производителей, непризнание международных органик-стандартов. На протяжении последних десятилетий темпы роста у нас ежегодно составляли в среднем около 10%. Вроде бы очень хорошие темпы. Но они не могут удовлетворить. Россия опоздала на двадцать лет, поэтому и развиваться мы должны намного быстрее остального мира.
МНЕНИЕ
СЕРГЕЙ КОРШУНОВ, председатель правления Союза органического земледелия:
- Мы рады, конечно, что государство обратило внимание на органическое земледелие. Законодательные и нормативные акты, которые были приняты, необходимы. Но сначала надо было бы прийти к единому пониманию, зачем все это нам нужно, а уже на базе его вырабатывать государственную политику. Необходимость перехода к органике, на мой взгляд, диктуют внешние факторы: стремительно ухудшающееся здоровье населения, массовая деградация почв и сельхозугодий, потеря агробиоразнообразия, вымирание пчел, негативное влияние сельхозхимии на экосистемы и их обитателей. Ухудшение здоровья ведет к ослаблению иммунитета, поэтому в период пандемии продажи органической продукции подскочили на 30-40%. Произошло переосмысление ценности здорового натурального питания для формирования иммунитета организма человека. Отсюда рост спроса. Кроме того, органическое производство - это научно-технологическая база инноваций далеко за пределами своего сегмента. В перспективе, по нашим оценкам, они охватят до 80% АПК.
За всеми важными новостями следите в Telegram и Twitter