На прошлой неделе добровольцы ликвидировали последствия наводнения в Краснодарском крае.
Большая вода пришла сразу в несколько районов Краснодарского края - от стихии пострадали Туапсе, Сочи и Апшеронск с близлежащими поселениями. Среди них и маленькая станица Кабардинская, находящаяся недалеко от Хадыженска. По официальным данным, трагедия унесла здесь жизни трех местных жителей. Именно в этой станице оказался репортер «Юг Times», включившийся в работу в составе группы волонтеров.
Информация о сборе группы волонтеров появилась в студенческом чате: сообщалось, что в поездку нужно брать ненужное старье, высокие сапоги и запасную одежду. Быстро написал координатору о желании и уже утром в автобусе ехал в станицу Кабардинскую Апшеронского района.
КАСТРЮЛЯ ДЛЯ ИЛА
Моими попутчиками оказались парни и девушки из разных организаций - студотрядов, «Молодой Гвардии», просто активные студенты. Всех их объединяет, как ни банально это звучало бы, простое желание помочь человеку. Несмотря на предупреждение, многие оделись нарядно, по-городскому и этим вызвали удивление работающих на месте координаторов:
— Вы понимаете, что там ила по колено? — откровенно возмущается принимающий нас мужчина. — Ваши кроссовки там просто не выживут. И джинсы надели фирменные — да там все в грязи… Куда вас таких направлять?..
Тем не менее, группу из 40 человек послали к станичной школе № 23, где нас распределяют на группы для помощи пострадавшим в чистке домов. Меня объединяют с незнакомыми парнем и тремя девушками. В процессе работы довольно быстро находим общий язык и дружно вместе выносим большие кастрюли с илом.
Поначалу местные жители, как и координаторы, не торопятся привлекать городских приезжих к грязной работе, жалея нашу одежду. После недолгих, но твердых объяснений намерения помочь хозяева приглашают нас, десантников, присоединиться к уборке дома.
НАВОДНЕНИЯ ЖДАЛИ. НО НЕ ТАКОГО
Первым испытанием становится огромная лужа из грязи перед входом в дом. После ряда заходов уже не обращаю внимания, как глубоко ноги погружаются в речной ил и расплескивается мутная вода из выносимых нами емкостей, оставшихся после большой воды реки Пшиш.
Владельцам дома приходится прощаться с большей частью имущества. Игрушки, мебель, диски, цветы, линолеум, куски обоев, много одежды, электротехника - все сносится в кучу около дома для дальнейшего вывоза «КамАЗами». Из всего нажитого за многие годы удалось сохранить холодильник и стиральную машину - теперь они на зависть многим, не сохранившим вообще ничего, просыхают прямо во дворе.
Искреннюю радость у местных вызывают даже незначительные находки, такие как закрутки на зиму и графины с неизвестным содержимым.
Глава семейства рассказывает во время уборки о насущной проблеме села - постоянных паводках. По его словам, вода приходит в дом каждый год: в этот раз также ждали. Но, конечно же, не в таком масштабе. Мужчина показывает на стене дома отметки от подтоплений.
ОПРАВИТЬСЯ НЕ СМОГЛИ...
Уже в пострадавшей от стихии школе при разборе парт и учебников в разговоре с завучем Еленой Васильевой узнаю: такое сильное наводнение в станице происходит не в первый раз.
Один из самых мощных ударов стихия нанесла в 1991 году. Снесенный мост тогда восстановили, а совхоз и некоторые крупные хозпостройки так и не смогли оправиться после большой воды и потрясений в стране - вот и стали массово уезжать люди.
Идя от дому к дому, я и мои напарники - трудовые десантники выполняем одну и ту же работу: выносим из жилищ уцелевшее имущество и то, что точно пойдет на свалку. Затем скребками убираем ил с пола и стен, а после отмываем остатки грязи. Монотонная работа надоедает уже через час, но удивленные улыбки (не ожидали помощи!) и слова благодарности от жителей сразу отгоняют негативные мысли.
ПОМОЩЬ ИЗ БУРГУНДИИ
Рядом со мной трудится студент Кубанского аграрного госуниверситета из Бурунди — многие его называют в России Андреем. Он вызывает неподдельный интерес со стороны спасателей и местных жителей. Иностранец так активно смывает с пола школы грязь!.. Такого рвения у местных мальчишек порой нет, отмечают работавшие тут же учителя.
Сотрудники МЧС из Ростовской области, приехавшие помогать коллегам, просят Андрея сделать с ними общую фотографию. На мой вопрос, что его привело сюда, темнокожий парень отвечает лаконично:
— Есть простое желание помочь людям. Увидел объявление о сборе волонтеров, записался и поехал — даже не раздумывал, что жертвую выходным. Такая беда может произойти у каждого.
СТАНИЦА ВСТАНЕТ НА НОГИ
Незаметно прошел целый день — солнце стало опускаться за горизонт. Голодных и грязных с ног до головы, нас сопровождают в верхнюю часть станицы, отделенную рекой Пшиш, — дома в этом районе пострадали меньше, так как находятся на возвышенности. Здесь же спасатели установили палатку около дома пожилой женщины, которая любезно согласилась делиться водой, печкой и столом для готовки.
В меню полевой кухни - неизменная гречневая каша. Я почти по-хозяйски орудую на бабушкиной кухне и наливаю теплый чай, чтобы немного согреться. Вместе с нами на небольшой перерыв пришли апшеронские спасатели, работающие на месте трагедии с первого дня. От них узнаю, что на выручку району пришли самые разные люди - казаки, работники компаний, студенты из корпуса спасателей и просто неравнодушные. Казалось бы, срок окончания работ уже прошел, а поток трудового десанта не уменьшается.
Я покидаю станицу с верой в лучшее: крепкие хозяйственники — сельчане, пережившие не одно наводнение, вновь станут на ноги, восстановят станицу, а там уже и жизнь вернется в привычное русло.
Андрей Решетов
Фото автора