Краснодар, 28 марта - Юг Times. Участвовавший в наблюдении за ходом голосования в Краснодаре на выборах президента России правозащитник и политолог из Латвии Эйнарс Граудиньш остался в регионе и смог оценить взаимодействие команды губернатора с гражданами, пришедшими со своими обращениями на выездное заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Впечатлениями не только от выборов, но и работы кубанских властей, в том числе губернатора Вениамина Кондратьева, эксперт из Евросоюза поделился с «Юг Times»:
— Я уже неоднократно давал комментарии, но хочу еще раз вернуться к теме прозрачности прошедших 18 марта выборов. Это фундаментальный вопрос, касающийся открытости самой предвыборной кампании, дня голосования и подсчета голосов. Однозначно могу сказать, тем более, что не первый год являюсь наблюдателем на выборах, по прозрачности всех этих процессов, их технологической оснащенности и соблюдению правовых требований аналога в Евросоюзе нет.
Отдельные элементы, неоспоримо, присутствуют и там, но в целом открытость выборов в Краснодарском крае, в России в целом, в разы выше, чем в странах ЕС, не говоря уже об Америке. Приведу один пример: в моей родной Латвии за день до выборов решением суда приостанавливается деятельность целой политической партии, о чем целые сутки трубят все СМИ. Партия затем требует официальный ответ — почему принято такое решение? Бюро по предупреждению и борьбе с коррупцией отвечает, что нарушений не выявлено. И это происходит в стране Евросоюза. В России аналогов подобных действия я просто представить не могу.
— Но во время избирательной кампании и сегодня, в ходе выездной сессии Совета по правам человека, некоторые активисты в качестве нарушения на выборах приводили административный арест координатора движения «Голос».
— Да, я слышал, что этот инцидент преподносится в контексте выборов. Возможно, правоохранительные органы даже переборщили с арестом, такой вариант нельзя исключать. Но, позвольте, как задержание одного человека может повлиять на выборы в пятимиллионном Краснодарском крае? Они от этого стали более закрытыми, что-то поменялось в подсчете голосов? Связывать эти два разных события совершенно нелогично.
В день выборов я посетил более десяти участков и общался там как с членами избирательных комиссий, так и с наблюдателями. Мне было интересно, прежде всего, расспросить наблюдателей от так называемых оппозиционных кандидатов, таких как Ксения Собчак, Григорий Явлинский, некоторые напрямую представлялась движением «Голос». Все они находились на участках с момента открытия, но ни один, ни разу не сообщил о каком-то значительном нарушении, способном повлиять на результат голосования. Подчеркну, ни один наблюдатель, в том числе «Голоса», на месте ни смог сообщить о нарушении. Поэтому можно сделать однозначный вывод – выборы полностью легитимны и волеизъявление краснодарцев полностью совпадает с тем, какие результаты огласил избирком.
— На заседании Совета по правам человека вы видели губернатора Вениамина Кондратьева и то, как он общается с рядовыми жителями. Какое впечатление на вас произвел политик?
Скажу честно — я ему не завидую. Ноша, которую губернатор Кондратьев несет, очень тяжелая. Из историй, которые я услышал в зале от рядовых людей, можно сделать вывод, что многие проблемы тянутся по 10 и 15 лет, то есть начались до того, как Кондратьев стал губернатором. Если говорить о самом губернаторе Кондратьеве, то по манере его общения с жителями могу сказать — это очень решительный в своих действиях и юридически подкованный политик. Думаю, ему по силам разгрести завалы проблем, оставшиеся от прошлой команды.
Я видел, как некоторые из пришедших в зал от эмоций переходили на крик, вели себя агрессивно. При этом их никто не останавливал, не задерживала полиция, а, наоборот, давали выговориться, внимательно слушали, может быть и скрепя зубами, потому что звучали громкие обвинения. Не могу судить обо всех странах Евросоюза, но там, где я был, такое в принципе невозможно. Во-первых, там априори нет такого формата прямого общения власти и общества, я поражен уровнем открытости руководителей Краснодарского края и их внимания к проблемам жителей.