Краснодар, 8 сентября — ЮГ Times, Владимир Приходько. В текущем году на Кубани вновь стало актуальным развитие альтернативного животноводства. Краевые власти из-за постоянных вспышек африканской чумы свиней снова напоминают аграриям, что на Кубани уже несколько лет работает ряд программ, стимулирующих фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств переходить на альтернативные виды животноводства. Как это происходит, разобрался «Юг Times».
Как сообщили изданию в региональном министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, кубанские животноводы могут претендовать на субсидии из краевой казны. Бюджет возмещает часть затрат на приобретение племенных и товарных сельхозживотных, а также молодняка кроликов, гусей, индейки. Подлежит компенсации и ряд других расходов: на оплату услуг по искусственному осеменению, закладку культурных пастбищ и так далее. Кроме того, каждый год краевой минсельхоз проводит конкурсы на предоставление грантов до 21 миллиона рублей начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм. Однако, как показывает практика, альтернативное животноводство развивается, мягко говоря, неспешными темпами.
ПРИБЫЛЬ ПРИНОСИТ ДАЖЕ ПОМЕТ
Во всем мире разведение перепелов осуществляется на уровне ферм. Яично-бройлерных фабрик, на которых этих птиц разводили бы так же, как кур, просто не существует. Везде этим занимается средний и малый бизнес.
Мировые тенденции не обошли стороной и Краснодарский край. В регионе уже достаточно небольших перепелиных хозяйств. Одно из самых известных и раскрученных — ферма Бориса Коваленко в Кропоткине. Птиц, которые его кормят, он содержит на мансардном этаже частного жилого дома.
— Меня часто спрашивают, почему решил развести именно перепелов, — говорит он. — Дело в том, что в 80-х я служил неподалеку от Чернобыля и постоянно задавался вопросом, какие продукты лучше всего выводят радиацию из организма. Оказалось, в числе самых эффективных — перепелиные яйца.
По словам владельца ЛПХ, первых перепелов он купил в 1997 году. Действовал методом проб и ошибок, опыта и специальной литературы у него не было.
— Со временем я понял, что мои птицы могут приносить доход, — рассказывает Борис Коваленко. — Сейчас у меня больше тысячи перепелов. Продается буквально все: яйца, тушки и помет. Птичьи отходы приносят даже больше прибыли, чем сами перепела. Потому что это мощное органическое удобрение, на котором хорошо растет все.
СВОИ КЛИЕНТЫ ВЫГОДНЕЕ МАГАЗИНОВ
По словам перепеловода, у бизнеса два больших плюса. Во-первых, это дело с высокими оборотами. Перепелка достигает продуктивного возраста за 30-40 дней и за год приносит более 280 яиц.
— Примерно 70-80% продукции моей фермы расходится среди постоянных покупателей, — объясняет фермер. — Клиентская база нарабатывалась более пяти лет. Как правило, человек, начавший употреблять перепелиные яйца, отмечает положительный результат и приводит ко мне своих знакомых, родственников и друзей, а те в свою очередь — своих. В этом основное отличие сбыта продукции небольшой домашней перепелиной фермы от крупной птицефабрики.
Другую часть продукции Борис сдает в торговую сеть. Правда, здесь иногда возникают проблемы. Далеко не во всех магазинах даже одного ритейлера сбыт идет с равным успехом. Так что работа с собственными клиентами оказывается более эффективной.
ГУСИНЫЙ ПРИНЦ
Самые «слабые» сегодня на этом рынке — гуси и утки. Их мясо поставляется в основном из Венгрии, Белоруссии и Китая. Доля отечественной продукции занимает менее 1% от общих объемов. Крупных хозяйств, специализирующихся исключительно на производстве мяса, на Кубани нет, но есть племенные, реализующие молодняк и яйца — как инкубационные, так и пищевые.
— Выращивать гусей и уток на мясо невыгодно из-за неустойчивого, главным образом сезонного спроса, — объясняет «Юг Times» фермер из Павловского района Павел Постевой. — Взрослая птица у меня только для производства инкубационного яйца. Есть сложившаяся клиентская база — это мелкооптовые покупатели в нашем районе. В разгар сезона десяток гусят отдаю за 1700 рублей, во время падения спроса ценник опускается до 100 рублей за голову. Зато экономлю время и бензин — клиенты приезжают ко мне сами.
И НА ТОМ СПАСИБО
Как рассказал собеседник, четыре года назад с бизнес-планом «Развитие гусиной фермы» он поучаствовал в программе «Поддержка начинающих фермеров Кубани» и получил денежный грант — 1 миллион рублей — на развитие фермерского хозяйства. Для этого пришлось отказаться от формата личного подсобного хозяйства и учредить КФХ.
— Просто это выглядит только на словах, процедура заняла около полугода, — вспоминает Павел Постевой. — Сначала собрал необходимые документы, составил бизнес-план, защитил его перед комиссией в Краснодаре. Полтора миллиона рублей просто так никто не даст. При этом наличные снимать со счета нельзя. На субсидию я приобрел мини-трактор, телегу, роторную косилку, а также самое главное и затратное — корпус птичника.
Фермер говорит, что купил также недорогие инкубаторы. Им осталось «жить» год-два, а затем придется где-то хранить этот металлолом, пока не минует 10 лет со дня приобретения. Потому что утилизировать нельзя: если приедут с проверкой и не найдут закупленного на средства гранта оборудования, потребуют вернуть деньги.
— Так что помощь от государства получить непросто, условия довольно жесткие, — резюмирует собеседник. — Но и на том спасибо.
ПОРТМОНЕ ИЗ ЭМУ
Климатические условия Юга России позволяют заниматься разведением страусов. Однако как полноценный источник мяса экзотические птицы не пользуются у кубанцев популярностью. Скорее, они часть относительно нового для нашего края направления — агротуризма.
— Мой бизнес — для души, — рассказывает «Юг Times» владелец подворья в Динском районе «В гостях у фермера» Шагабудин Зурумов. — Ферма — это не производство мяса и молока, а объект для семейного отдыха, где можно увидеть павлинов, гусей, кур, фазанов.
По словам собеседника, страусоводство — это практически безотходное производство. Из костей птицы изготавливают муку для собачьего и кошачьего корма, кожа идет на пошив галантереи, например, портмоне и дамских сумочек.
Самая главная проблема — это сбыт мяса. Оно воспринимается пока больше как экзотика и не пользуется особым спросом на традиционных рынках и в общепите. Сейчас страусятина больше является излюбленным лакомством для туристов, которые в обязательном порядке заказывают мясные блюда и омлет.
АЛЬТЕРНАТИВА ПОРОСЯТАМ
В нынешнем году региональное управление Россельхознадзора уже выявило два активных очага африканской чумы свиней. Источник опасной для животных болезни — личные подсобные и фермерские хозяйства. Только в прошлом году, по данным ведомства, в крае было уничтожено более 80 тысяч свиней. Чтобы восстановить поголовье, потребуется два года. Вакцины и спасения от этой напасти пока нет.
Таким образом, свиноводство сегодня — зона повышенного риска. Именно поэтому власть предлагает развивать альтернативные виды животноводства. Стимулировать рост их популярности призваны бюджетные вливания: в текущем году казна направит на гранты и компенсации затрат на бизнес 170 миллионов рублей.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube