На минувшей неделе в городе-герое правоохранители пресекли незаконную добычу мергеля на склоне Маркотхского хребта.

Стройматериалы добывались в непосредственной близости от жилых домов, но, как выяснил «Юг Times», это нарушение закона является еще не самым серьезным в данной ситуации. Истории, подобные этой, редакция публиковала не раз. В свете начатого строительства транспортных магистралей в Краснодарском крае данное событие и вовсе приобретает зловещий окрас.

Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Краснодарскому краю остановили незаконную деятельность недропользователей 21 октября, в среду, арестовав всю работающую на площадке спецтехнику: экскаватор, бульдозер и несколько самосвалов.
До этого момента работы на этой территории шли, с разной степенью активности, с 2010 года. А ранее это был просто покрытый естественной растительностью склон Маркотхского хребта.

Участок, о котором идет речь, расположен в 20 метрах от жилого района в районе улицы Цемзавод «Пролетарий», и в какой-то момент стал являться объектом коммерческих интересов различных бизнесменов.

В 2010 году здесь появилась стройплощадка, и работа пошла полным ходом. По некоторым сведениям, тогда владельцем земли, на которой началось строительство, был некий высокопоставленный чиновник из Краснодара, видимо, поэтому администрация Новороссийска покрывала связанные с реализацией проекта нарушения.

Но протесты местных жителей заставили все-таки власти отозвать разрешение на строительство, и стройка была заморожена.

Хозяйка горы

История продолжилась в 2012 году, когда городские власти объявили о строительстве здесь некоего автотерминала.
Как рассказывает один из активистов, член «Экологической вахты по Северному Кавказу» Юрий Анасьев, живущий в одном из домов этого района, необходимой разрешительной документации по проекту местным жителям предоставлено не было. По его данным, землю выкупило ООО «Гора», владельцем площадки, вокруг которой разгорелся скандал, с 2012 года является некая Наталья Шестакова.

Надо отметить, что Восточный район Новороссийска - и без того одна сплошная промзона. Люди вынуждены жить в окружении двух цементных заводов - «Октябрь» и «Пролетарий», судо-ремонтного и асфальто-бетонного заводов, нефтеналивного причала, цементного пирса и других промышленных объектов. С тем, что появится еще и автотерминал, мириться не захотели. И на этот раз сумели отстоять свои интересы.

Письмо президенту

Начало нового витка истории «горы» почти совпало с выборами губернатора Кубани, которые, напомним, прошли 13 сентября 2015 года. На участке активизировались работы, о цели которых представители организации, их ведущей, высказались туманно - они нужны для того, чтобы «расчистить площадку».

По словам Юрия Анасьева, отделу архитектуры администрации Новороссийска было дано поручение разобраться с данным вопросом. Однако никто ни в чем не разобрался. В то же время количество тяжелой техники резко увеличилось, и работы на склоне Маркотха приобрели еще большие масштабы.

Дошло до того, что жители близлежащих домов, собрав более 100 подписей, направили коллективное письмо на имя президента РФ Владимира Путина (копией письма редакция также располагает). В нем они делают акцент на нарушения СанПина, который запрещает вести строительные работы в 100-метровой санитарно-защитной зоне, и просят восстановить естественный зеленый покров горы, защищающий жилую зону от вредного воздействия цементного карьера.


Обратная сторона

В ходе собственного расследования «Юг Times» выяснил, что главной целью работ, которые проводились на этой территории, было не строительство - ни транспортного терминала, ни чего-либо другого. Здесь добывался мергель, который вывозился на строительство железнодорожной петли парка «Б» Новороссийского железнодорожного узла.

Если данные подтвердит следствие, то в истории «освоения горы» появляется совсем другой поворот: речь идет уже не только о нарушении СанПина, а об экономическом преступлении, связанном с бюджетными деньгами.

Реализация программы «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла» позволит увеличить пропускную способность новороссийской станции железной дороги почти в полтора раза. Возможность начать строительные работы появилась после того, как Федеральное агентство железнодорожного транспорта еще в октябре 2014 года утвердило проект планировки территории Новороссийска в связи со строительством железнодорожных парков и развитием станции города-героя.

Стоимость работ - более 10,6 миллиарда рублей. Понятно, что такая сумма привлекает бизнес любого уровня и любой степени честности.

Бюджетный транш

Если у тебя есть выдаваемый за стройплощадку карьер, а рядом началось масштабное строительство с государственным финансированием, то придумать схему, по которой часть денег в обход необходимых бюджетных отчислений будет идти на твой счет, несложно.

События развивались следующим образом. Некая крупная компания выиграла конкурс и отдала субподряды исполнителям (названия фирм всей цепочки нашей редакции известна). Поступили ли деньги на счет «хозяев горы», мы не знаем. Но в таких случаях, как известно из практики, цена мергеля в разы ниже рыночной, так как в ее структуре не заложены налоги в бюджет государства. По нашим данным, за мергель обещали по 25 рублей за кубический метр. Для сравнения: у «официалов» тот же объем, в зависимости от качества материала и величины закупки, колеблется от 90 до 150 рублей за ту же единицу меры.

При этом продавцы не имели соответствующей документации. На что они надеялись? Скорее всего на то, что стройматериалы им удастся провести как легальные, заплатив за лицензии фирмам, их имеющим. Однако никто из недропользователей, включенных в реестр краевого министерства природных ресурсов, не согласился пойти на аферу в проекте, в котором участвует государство.
По не подтвержденным пока данным, бюджетный транш за поставленный мергель составил кругленькую сумму - 30 миллионов рублей.

Регион в минусе

Нелегалы вырубают леса, разрушают почву, ведут варварскую разработку самого карьера. Деятельность теневого бизнеса наносит ущерб не только природе, но и бюджету. В данном случае - региональному. Ведь если налог на добычу, скажем, природного газа, полностью уходит в федеральную казну, то платеж по так называемым «общераспространенным полезным ископаемым» - на 100 процентов региональный. То есть нелегалы, добывающие широко используемые в строительстве гипс, мергель, ракушечник, песок и различные песчано-гравийные породы, обкрадывают прежде всего кубанскую казну. Любому недропользователю, добывающему мергель, за каждую переработанную тонну нужно платить по 35 рублей, которые в нашей истории, понятное дело, не платились. Сколько краевой бюджет, дефицит которого в последнее время устрашающе растет, потерял на «стройплощадке» Маркотхского хребта, еще только предстоит выяснить.

С этой целью редакция направила соответствующий запрос на имя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю Владимира Виневского. Ждем ответа.

«Юг Times» будет следить за развитием ситуации.

Автор материала: Юрий Савичев 


За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube