Краснодар, 24 октября – Юг Time, Ирина Сизова. Как известная сочинская здравница помогла возведению усыпальницы  великого вождя на Красной площади Москвы.

Действительный член Императорской академии художеств царской России, при этом лауреат четырех Сталинских премий Советского Союза,  академик архитектуры Алексей Щусев своими творениями навсегда вошел в историю нашего государства. По его проектам в так называемом неорусском стиле были возведены церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле, новый корпус Третьяковской  галереи в Лаврушинском переулке и главное строение Казанского вокзала Москвы. 

Следуя передовым веяниям, зодчий с годами перешел к созданию объектов в стиле конструктивизма, а затем - к сталинскому ампиру. Следующие его работы - здание Комитета государственной безопасности на Лубянке, комплекс гостиницы «Москва» на Манежной площади столицы, новые корпуса Пулковской обсерватории близ Санкт-Петербурга, Мавзолей вождя мирового пролетариата Владимира Ленина на Красной площади. 

Алексей Щусев родился в 1873 году в Кишиневе, вы рос в многодетной семье отставного земского чиновника. После окончания Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге быстро вошел в число лучших отечественных зодчих. Продолжил карьеру проектировщика и после революции, точно почувствовав изменения в подходах к строительству и стиле архитектуры и став одним из ярких представителей нарождающегося конструктивизма. 

После смерти в 1924 году вождя мирового пролетариата Владимира Ленина было принято решение его тело забальзамировать и навсегда сохранить для потомков. Это сделали медицинские светила той поры Владимир Воробьев и Борис Збарский. На Красной площади Москвы был сооружен временный деревянный склеп для тела вождя, через год Правительство Советского Союза объявило конкурс на право строительства постоянного, каменного здания мавзолея. 

Идеи били ключом 

На него было подано 117 заявок, в конкурсе участвовали не только все ведущие зодчие СССР, но и многие зарубежные архитекторы. 

Предлагалось построить здания в виде пятиконечной звезды, огромного земного шара и даже корабля со статуей Владимира Ленина на капитанском мостике. Свой проект представил и Алексей Щусев, он предложил сделать усыпальницу в виде ступенчатой пирамиды, предусмотрев, как это и было продиктовано условиями конкурса, создание трибуны для руководителей партии и правительства. Предполагалось, что перед этой трибуной будут проходить многочисленные манифестации в дни всенародных праздников. Проект был разработан в стиле едва зарождавшегося в ту пору нового авангардного архитектурного стиля, которому быстро присвоили название «конструктивизм». 

От украшений избавлялись

В середине 20-х годов ХХ века конструктивизмом занимались лишь самые смелые, отчасти даже бесшабашные архитекторы. Новое течение подразумевало поиск новых форм, которые соответствовали бы прежде всего основным, утилитарным функциям построек. Девиз – «Ничего лишнего!». Сторонники конструктивизма переставали следовать исторической преемственности в архитектуре, напрочь отказывались от декоративных элементов оформления зданий. Но зачастую, несмотря на внешнюю простоту строений, динамика их каркасных структур, вертикальных и горизонтальных линий смотрелась очень выразительно. Конструктивизм стал словно антитезой вычурности, созданные в новом стиле строения были простыми и строгими. 

Быстро оценивший преимущества конструктивизма Алексей Щусев начал в своей мастерской работать сразу над несколькими проектами в новом стиле. В Москве планировалось создать несколько таких зданий - жилой дом артистов МХАТА в Брюсовом переулке, здание Наркомзема (Наркомата земельного хозяйства) в Орликовом переулке и Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади. (Этот Дом культуры позже будет прекрасно описан в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», именно на  его возведение, согласно сюжету, целиком уйдут найденные простым сторожем сокровища Кисы Воробьянинова.) Однако в середине 20-х годов ХХ века эти строения существовали только в виде рабочих чертежей, право на их возведение надо было еще завоевать. 

Здравница в новом стиле 

Как раз в это время Алексею Щусеву поступил заказ из учреждения, занимавшегося организацией отдыха трудящихся СССР. По принятой в ту пору традиции революционных сокращений учреждение называлось Курупр, что расшифровывалось как «Курортное управление». В Сочи на юго-западном склоне горного хребта Бытха предлагалось возвести новую здравницу. 

В проектной документации объект именовался «Санаторий номер семь», позже в архитектурные энциклопедии он войдет под названием «Комплекс зданий Института курортологии и физиотерапии». 

Поскольку строить здания собирались на Черноморском побережье Кавказа, за многие километры от столицы, подальше от глаз придирчивых критиков, архитектор Алексей Щусев позволил себе ряд смелых и новаторских решений. Проект он изготовил очень быстро, построили здравницу тоже за короткий срок - с конца 1927 года и до середины 1929-го. Через несколько лет английский художник и архитектор Ричард Паре включит «Санаторий номер семь» в свою знаменитую  энциклопедию «Авангард: советская модернистская архитектура 1923-1932 годов» в качестве одного из лучших образцов. 

В архитектурных кругах СССР о новом творении Алексея Щусева было много разговоров, кому-то такая манера зодчего понравилась, кому-то нет, дескать, уж больно все просто и даже примитивно. Такие споры выплескивались на страницы специализированных журналов «Современная архитектура» и «Архитектура СССР». К тому же параллельно в стране завершался конкурс проектов будущего Мавзолея Владимира Ленина, а там ведь тоже фигурировал вариант Алексея Щусева. Члены жюри, в которое наряду со специалистами входили и видные политические лидеры, не раз собирались вместе, чтобы обсудить лучшие из представленных работ. Дружно отмечали, что своей продуманностью и основательной проработкой из всех конкурсных заявок выделяются два проекта. Один принадлежал архитектору Федору Шехтелю, который, доведя до совершенства традиции «неорусского стиля», предложил построить на Красной площади вычурную пирамиду с богатым декором и статуей Владимира Ленина на вершине. Вторым фаворитом был как раз проект Алексея Щусева, смотревшийся крайне революционно - четкие формы и строгие пропорции. Ничего лишнего, в стиле входящего в моду конструктивизма. За каждым из вариантов стояли сторонники и противники. Все члены жюри, оценивающие работы зодчих, ждали итогового заседания, на котором, выслушав все противоречивые мнения, свой вердикт должен был вынести Иосиф Сталин.

Решение после прогулки 

Советский лидер высказывать свое мнение не спешил. При этом с 1925 года он неизменно отдыхал в Сочи. Проходил курс лечения целебными ваннами Мацесты, которые помогали бороться с различными недугами. Возвращаясь однажды после таких процедур на государственную дачу «Зеленая роща», Иосиф Сталин попросил водителя завернуть к только что построенному Санаторию № 7. Вышел из машины и прогулялся по территории в сопровождении охранника Сергея Тукова. 

В законченном виде построенные в конструктивистском стиле спальные и лечебные корпуса смотрелись прекрасно. Выдержав строгие черты зданий, архитектор путем умелого расположения балконов различной конструкции создал необычное строение. Образуя необычную светотень, зодчий преодолел глухую, скучноватую «коробочность» конструктивизма. Очень красиво смотрелся солярий, предназначенный для приема солнечных ванн. Все здания были окружены субтропическими растениями, пальмами и кипарисами, что делало его неповторимым. 

Задумчиво пройдясь по аллеям, внимательно все осмотрев, Иосиф Сталин долго хранил молчание. Каким то своеобразным чутьем он ощутил, что в именно в таких необычных строениях явно проглядывает будущее, как раз в этом направлении пойдет развитие архитектурных идей. И принял решение, которое в дальнейшем серьезно повлияло на облик советских городов. Сразу после возвращения в Москву утвердил серию проектов конструктивистских сооружений. В столице началось возведение здания Наркомзема по проекту Алексея Щусева, а в Сочи стали возводить санаторий «Горный воздух» по проекту Александра, Виктора и Леонида Весниных, а  также санаторий Красной армии по проекту Мирона Мержанова

Разумеется, это предопределило итоги конкурса проектов Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади Москвы. 

Проект приняли с правками

Все члены жюри дружно поддержали решение Иосифа Сталина, отклонив «неорусские» идеи Шехтеля и проголосовав за конструктивистский проект Щусева. Конечно, было немало замечаний, по рекомендациям проектировщиков и государственных лидеров зодчему пришлось внести несколько изменений. Главное из них было связано с цветом здания. В ранних вариантах бетонный каркас планировалось облицевать темным гранитом, надземная часть, служащая колпаком над траурным залом, должна была казаться цельным черным монолитом. На практике же Алексей Щусев заменил все на привезенный из Карелии более светлый кварцит, лабрадор и гранит бордовых тонов, чтобы достичь гармонии со всей Красной площадью. Облицовка из нейтрального фона превратилась в самостоятельный художественный элемент. Одновременно с Красной площади убрали трамвайную линию, перенесли к собору Василия Блаженного памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, осветили Кремль мощными прожекторами с крыши ГУМа. 

Строительство здания Мавзолея Владимира Ленина на Красной площади про- длилось 16 месяцев и было закончено к октябрю 1930 года. Воинский парад в честь 33-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции руководители Советского Союза, генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин, председатель ВЦИК СССР Михаил Калинин, народный комиссар обороны Климент Ворошилов принимали, стоя на трибуне мавзолея на Красной площади. 

Судьба строений архитектора

Академик архитектуры Алексей Щусев прожил большую творческую жизнь, умер он уже после Великой Отечественной войны, в 1949 году. К тому времени было реализовано более 70 его крупных проектов, они до сих пор украшают площади и улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, маленьких российских городков Керженец, Семенов и Сергач, зарубежных теперь Алматы, Баку, Ташкента, французского курорта Ницца и итальянских туристических центров Бари и Сан-Ремо. Что же касается судьбы Мавзолея Владимира Ленина в Москве, она оказалась знаменательной. Здесь всегда было множество посетителей - до миллиона человек каждый год. Перед трибуной проходили массовые демонстрации советских людей в дни национальных праздников страны. В ноябре 1941 года состоялся парад войск Красной армии, уходивших с площади прямо в бой, защищать Москву от фашистских захватчиков. В июне 1945 года генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин и «маршалы Победы» Георгий Жуков, Константин Рокоссовский и Семен Буденный приветствовали с трибуны воинов, разгромивших гитлеровские войска. Тогда к подножию мавзолея были брошены фашистские стяги. В разные годы тут радостно встречали героев страны - совершившего перелет через Северный полюс в Америку летчика Валерия Чкалова и его экипаж, полярных исследователей экспедиции Ивана Папанина «Северный полюс - 1», первых советских космонавтов Юрия Гагарина, Германа Титова, Андриана Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского и Валентину Терешкову. 

В отрасль не вернулся

В зданиях комплекса «Санаторий номер семь» в течение многих лет располагались Сочинский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии, клиника Пятигорского бальнеологического института, лаборатории по изучению целебных свойств мацестинских ванн и чвижепсинского нарзана. Здесь работали прекрасные ученые-курортологи Константин Никитин, Николай Романов, Михаил Шихов. Среди их пациентов было немало знаменитых людей, включая президента Египта Гамаля Абдель Насера и великого советского диктора Юрия Левитана. В июле 1929 года крыша главного корпуса санатория выполнила необычную функцию. Взобравшись на нее, свои стихи читал собравшимся на площади многочисленным любителям поэзии Владимир Маяковский. 

В 2016 году в России была разработана Концепция сохранения памятников советского архитектурного авангарда, оказалось, что в стране осталось всего 37 объектов, выполненных в конструктивистском стиле. Одной из первых в списке стояла здравница, построенная в Сочи по проекту Щусева. Сразу после выхода документа началась ее реконструкция. Но она все еще не закончена. 


За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube