Краснодар, 27 июня – Юг Times. Огромное количество разнообразных происшествий, которыми отличается главная здравница России, не прошли для нее бесследно. По крайней мере в этом уверены особо впечатлительные граждане.
Глубокой ночью 10 сентября 1916 года в Сочи на второй этаж дачи члена Государственного совета Российской империи Михаила Стаховича близ Мацесты забрался грабитель. Попал в комнату гостившего здесь великого русского певца Федора Шаляпина. В руках грабителя была палка, напоминавшая ружье. Внезапно проснувшийся певец выхватил из ящика ночного столика пистолет и выстрелил в грабителя. Попал прямо в сердце. Оказалось, это был местный нищий, довольно безобидный человек. В тот же день расстроенный Шаляпин покинул Сочи. А на даче Стаховича стало постоянно появляться нечто похожее на привидение, будто неудавшийся грабитель бродил по дому и парку…
Декабрьским вечером 1917 года группа вооруженных бандитов напала на дачу бывшего премьер-министра царского правительства Ивана Горемыкина на Катково-Леонтьевской стороне. Всех жильцов стали душить. Мучительную смерть приняли сам Горемыкин, его жена, дочь и зять. Никакой реальной власти в городе в ту пору не было, убийц долгое время никто не искал. Очевидцы уверяли, что с тех пор в здании дачи стали по являться призраки - четыре полутемных тени убиенных людей тихо проходили по лестницам и этажам…
В начале 70-х годов ХХ века свадебный кортеж мчался прямо из ЗАГСа к вершине Ахуна. Шумное застолье планировалось в расположенном на горе модном ресторане. День был воскресный, на этом же участке шоссе про водись гонки скоростных автомобилей. Побеждавший в ралли гонщик внезапно вылетел из-за поворота и врезался в свадебную «Волгу». Погибли гонщик и невеста, она успела пробыть молодой женой не более одного часа. Ресторан на вершине горы Ахун после этого стал быстро приходить в запустение. А те, кто забредал сюда в поисках приключений, сообщали, что летними вечерами в окрестностях стало появляться привидение - девушка в белом подвенечном платье…
Мистические места Сочи постепенно обрастали различными легендами. По прошествии многих лет уже не совсем ясно, что же при этом является реальными фактами, а что - вымыслом, дополненным многочисленными деталями. При этом сочинцы всегда уверяют, что призраки и привидения в курортном городе существуют. Иногда они просто обходят людей, бывает, до смерти пугают, а порой помогают, от водя несчастье или беду.
Главными из мистических мест приморского города являются поселок Каштаны, в котором бесследно исчезла часть рукописей великого русского писателя Федора Достоевского, заброшенный корпус санатория «Красный штурм» и государственная дача генерального секретаря ЦК КВП (б) Иосифа Сталина «Зеленая роща».
Ужасы Ивана Карамазова
Вся жизнь великого русского писателя Федора Достоевского была связана с мистикой, потусторонним миром, в который ему однажды пришлось заглянуть. В декабре 1849 года он был приговорен к смертной казни по «делу петрашевцев» за распространение преступных идей. Казнь едва не состоялась на Семеновском плацу в Санкт-Петербурге. На голову писателя был надет смертный балахон, зачитан приговор, солдаты подняли винтовки. Пауза затянулась, но через 20 минут на площадь влетел курьер из Зимнего дворца и обнародовал документ о замене Достоевскому смертной казни каторжными работами. Весь этот промежуток будущий писатель прожил с убеждением, что через несколько мгновений умрет. Случай оказал огромное влияние на все его романы - «Бедные люди», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
Несмотря на прекрасные литературные произведения, дальнейшая жизнь прозаика была цепочкой несчастий, пока не появилась великая любовь к прекрасной женщине Анне Сниткиной. Она была второй женой писателя и быстро покончила дела с издателями-обманщиками, начала сама издавать романы мужа. Вскоре семье удалось избавиться от долгов. При этом супруга еще и от пагубной привычки играть в карты на деньги Достоевского отучила.
В 1881 году писатель умер. После его смерти Анна Достоевская продолжила издательскую деятельность, чем обеспечивала себя и детей. Много сил посвятила сохранению памяти о муже, с ее помощью была открыта комната Достоевского при Историческом музее в Москве. Работала над мемуарами. Чтобы делать это в спокойной обстановке, в 1913 году за 1359 золотых рублей купила из числа казенных территорий земельный участок № 50 в селе Каштаны близ Сочи. Это были две десятины фруктового сада и 11 десятин леса, на которых разместилось имение «Отрада». Каждый год, с апреля по ноябрь, Анна Достоевская работала в своем дачном доме над систематизацией рукописей мужа, передавая затем на хранение в музей новую обработанную часть.
В феврале 1917 года в Петрограде произошла буржуазная революция. Опасаясь потрясений в бушующем городе, Анна Григорьевна собрала все оставшиеся бумаги, добавила к ним свою коллекцию редких почтовых марок и уехала на Черноморское побережье Кавказа. Однако страшные перемены застали ее и здесь. Работавший много лет сторожем и садовником в имении «Отрада» Тимофей Овчар вдруг взбунтовался, объявил, что он и есть тот самый «трудовой элемент», который сейчас должен всем командовать. Пролетарий буквально взашей вытолкал пожилую женщину из дома. Через порт Туапсе она добралась на торговом судне к сыну в Ялту, где в июне 1918 года умерла.
Тем временем в дачном доме имения «Отрада» прочно обосновался «трудовой элемент» Тимофей Овчар. Жил здесь незаконно, и вскоре советская власть взяла его за жабры. В объяснительной записке следователю он написал: «В 1913 году я поступил сторожем и садовником на участок жены Федора Достоевского в Сочинском районе. После революции, когда участок был брошен, я со своей семьей продолжал на нем жить и его обрабатывать. Когда в 1924 году Сочинская РАЙЗИ (районная земельная инспекция, - прим. ред.) взяла брошенные участки на учет и стала заключать договоры с арендаторами, я оформил бывший участок жены Федора Достоевского в аренду…»
Хорошо, а где хранившиеся в доме бумаги? Ведь это рукописи многих глав романов «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», письма друзьям, деловые бумаги, касающиеся отношений с издательствами. Тут Овчар пояснил, что еще раньше по распоряжению председателя Адлерского революционного Анне Достоевской из Сочи пришлось бежать из-за политических событий в стране. Мистическое село Каштаны, где, по преданиям, обитают призраки героев Федора Достоевского. что вещи, книги, документы с дачи вдовы Федора Достоевского «Отрада» тщательно упакованы и на двух подводах отправлены в донскую столицу. комитета Ивана Карпухина большая часть обстановки дачи и вся библиотека были переданы уполномоченному милиционеру Владимиру Чудову. Тому было поручено все доставить в административный центр Северо-Кавказского края - город Ростов-на Дону. Сохранилась расписка Чудова. Рядом прилагалась пометка комиссии Адлерского революционного комитета, что вещи, книги, документы с дачи вдовы Федора Достоевского «Отрада» тщательно упакованы и на двух подводах отправлены в донскую столицу.
Но в Ростов-на-Дону ника ких рукописей, связанных с Достоевским, не поступало. Уполномоченный милиционер Чудов, который сопровождал важный груз, загадочно исчез.
Бесследно для жителей села Каштаны это не прошло. Вскоре неожиданно покончил с собой Тимофей Овчар. Последние месяцы жизни беспробудно пил и уверял, что ему постоянно мерещится какая-то чертовщина. Когда ему стали пересказы вать главы о помешательстве Ивана Карамазова и самоубийстве Павла Смердякова из «Братьев Карамазовых», уверял, что именно они яв ляются к нему по ночам. Вопрошают, почему барыню обидел. Сил больше нет… После смерти Овчара призраки героев «Братьев Карамазовых» стали бродить по окрестностям села Каштаны. До сих пор, как уверяют селяне, пугают своим появлением местных жителей. Утерянных рукописей Достоевского так и не нашли.
Тени «красного штурма»
В начале ХХ века полковник Российской императорской армии Андрей Квитко считался одним из самых блестящих офицеров державы. В молодости прославился во время Русско-турецкой войны 1878-1879 годов. В зрелости, несмотря на возраст, отправился на Русско-японскую войну 1904-1905 годов. Не раз получал боевые Георгиевские кресты за участие в самых жарких боях.
Среди офицеров прославился также благодаря отчаянному поступку. На одном из балов в Летнем саду Санкт Петербурга какой-то столичный повеса вызвал его на спор, дескать, ни за что никто из офицеров не перепрыгнет на коне праздничного стола, не переколотив посуды. Полковник Андрей Квитко вызов принял, велел денщику привести из части его скакуна, разогнался и прыгнул. Ни одной чашки не разбил!
Удачно женился на красавице Вере Голицыной, ее приданым умножил свой капитал. Ей по наследству был отписан небольшой замок близ Рима. Полковник Андрей Квитко в 1903 году построил точно такой замок на Черноморском побережье Кавказа, неподалеку от уездного городка Хоста. Имел огромные виноградники близ поселка Гизель-Дере и собственным вином снабжал магазины различных губерний. Когда произошла Октябрьская революция, супруги Квитко уехали в свой замок под Римом. Дача на Черноморском побережье Кавказа была национализирована, здесь разместился санаторий «Красный штурм». В 1931 году в здравнице произошла страшная трагедия. В один из осенних вечеров в своей спальной комнате распивали водку дорвавшиеся до отдыха трое землемеров, приехавшие из дальних сибирских районов. Когда дошли до полной кондиции, вышли на террасу. Как на грех, на глаза попалась девушка-старшеклассница. Зашла помочь матери Наталье Львовой, которая убирала санаторные номера. Землемеры стали к девушке приставать, она закричала, ее ударили по голове и затащили к себе в комнату. Над ругались, а затем, пытаясь скрыть преступление, убили в подвале.
Увидев через пару часов свою дочь мертвой, обезумевшая мать тихо отперла комнату уже спящих землемеров, вынула у одного из них револьвер и хладнокровно всех троих перестреляла. Затем поднялась в комнату бельевого склада и там повесилась.
С тех пор санаторий «Красный штурм» стал пользоваться дурной славой. Постоянно здесь стали мелькать какие-то тени, походили они, как говорят, на Львову, ее дочку, а также землемеров. Сюда перевели здравницу по лечению кожных заболеваний, контингент курортников изменился. Тут сана торий стали преследовать финансовые и административные неприятности: то план по заездам курортников не выполнялся, то директоров снимали за какие-нибудь провинности. Когда страна перешла на свободный рынок, неприятности не прекратились. Надумала вложить деньги какая-то нефтяная компания, даже ремонт первого этажа сделала, но тут же разорилась. Занялись реконструкцией энтузиасты-реставраторы из Екатеринбурга - примерно такая же картина. Потом несколько лет здание стояло в полузаброшенном состоянии. Не раз переходил санаторий «Красный штурм» из рук в руки и до сих пор не может обрести хорошего владельца.
Каждый раз, когда появляются возможные инвесторы, хватает для знакомства трех четырех вечеров. Видимо, прогуляются по коридорам заброшенного здания, увидят, как мелькнут в коридорах зловещие тени, и бросают лучшие затеи. Хотя стоит санаторий «Красный штурм» на высоком красивом берегу, путь до пляжа составляет 100-150 метров. Получилось, зря отнимали собственность у полковника Андрея Квитко: не идет она сейчас на пользу никому.
Призрак дачи Сталина
Государственная дача «Зеленая роща» была построена в Сочи, на самой южной вершине Мацестинского хребта, в 1936 году. Поскольку у генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина болели суставы, ему были прописаны регулярные курсы мацестинских ванн. Генсек был человеком аккуратным и выполнял все предписания докторов безукоризненно. Едва подходил сентябрь, приезжал на дачу «Зеленая роща», в течение 24 дней проходил лечебный курс. Работы при этом не оставлял: каждый день курьер доставлял из Кремля толстую пачку самых необходимых доку ментов.
Во время Великой Отечественной войны Сталину было не до отдыха. Но без гостей государственная дача «Зеленая роща» не оставалась. В первые же дни войны, когда гитлеровские части победоносно шествовали по нашей земле в направлении Москвы, в Сочи были эвакуированы самые близкие люди генсека. Пристанище на «Зеленой роще» нашли его дочь Светлана, теща и тесть Сергей Яковлевич и Ольга Ивановна Аллилуевы, невестка старшего сына Юлия Джугашвили и ее дочь Галочка.
Самым страшным происшествием того времени на «Зелёной роще» считается история с телефонным звонком Иосифа Виссарионовича. Об этом Светлана Аллилуева вспоминала в своей книге «Двадцать писем к другу». «В конце июля 1941 года отец позвонил и сказал мне по телефону:
- Яша попал в плен! Не говори пока его жене, мы постараемся вызволить!
В этот момент Юлия Джугашвили стояла напротив меня и все прекрасно слышала. Об этом я сказала отцу, он тяжело вздохнул, и я поняла, насколько ему больно все произошедшее осознавать…» Старший лейтенант Красной армии Яков Джугашвили попал в плен в бессознательном состоянии во время окружения его части под Витебском. Долгое время содержался в концлагере Заксенхаузен. К нему стали применять методы давления, физического и психологического, чтобы начал сотрудничество с армией предателя Андрея Власова. Понимая, что волю могут в конце концов сломать, Яков Джугашвили бросился на колючую проволоку лагеря, находящуюся под высоким напряжением, и погиб.
Несколько раз за годы Вели кой Отечественной войны крупные военачальники и дипломаты начинали с Иосифом Сталиным разговор о судьбе плененного сына. Ответ был неизменным, дескать, никаких переговоров с гитлеровцами мы вести не будем.
По словам сотрудников созданного сейчас музея «Дача Сталина в Сочи», чаще всего призрак генсека сейчас появляться на даче «Зеленая роща» как раз в День памяти 22 июня, когда страна проводит траурные мероприятия в скорбную дату начала Великой Отечественной войны. Многие скажут, что им ни одного раза не доводилось сталкиваться с привидениями или тенями погибших людей. Однако разговоры об этом ведутся постоянно. Жители Сочи и приезжающие на отдых курортники частенько уверяют, что такие случаи с ними происходили. Одни верят, другие - нет. Одно ясно: без мистики Сочи не живет и мистические места в приморском городе существуют.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube