Краснодар, 15 мая – Юг Times, Георгий Русин. Азовский осетр еще на так давно был одной из визитных карточек Тамани. Местные жители помнят, как на рынках Темрюка можно было купить и черную икру, и самих осетров - причем стоили азовские осетровые дороже и ценились выше, чем каспийские.
О том, что осетр испокон веков обитал и в Черном море, вспоминают нечасто. А ведь на берегу Таманского залива в подмываемых береговых слоях отчетливо просматриваются не только древнегреческие амфоры и пепел древних пожаров, но и многочисленные хрящи древних осетровых - настолько они были многочисленны в здешних водах.
Но зачем заглядывать так глубоко в историю? Чуть более века назад в одном из протоколов заседания Кубанского краевого правительства за 1919 год говорилось: «Территориальные морские воды (Азовское и Черное моря) являются не только чрезвычайными факторами в биологии Азово-Черноморского бассейна, представ ляя весьма удобные места проходным рыбам: кефали - для нагула, рыбцу, шемае и осетровым (осетр, севрюга, белуга) для икрометания, но служат существенной доходной статьей для жителей Приазовья». А в австро-венгерском учебнике, изданном в Будапеште в 1908 году, говорится, что в начале ХХ века полутораметрового осетра выловили в верховьях Тисы, притока Дуная. Это означает, что он проплыл вверх по течению для икрометания почти 2,2 тысячи км от места впадения Дуная в Черное море.
Известно, что икру осетр мечет в пресной, а живет в морской воде, поэтому и уходит на нерест в реки. Но Дунай далеко, а Кубань своим основным руслом впадает не в Черное, а в Азовское море. Есть, правда, речушка Старая Кубань, по которой проходит граница между Анапским и Темрюкским районами. Она впадает в Черное море, но уж очень мелководна, да и шириной всего лишь в несколько метров. И еще есть Протока - рукав, отходящий от главного русла у нынешнего Славянска-на-Кубани. Но так было не всегда.
Изменчивое течение истории
До середины XIX века река Кубань основным своим руслом шла к Черному морю - ее старое дно сейчас представляет собой заросшие камышом плавни в извивающейся ложбине шириной в четыре километра между анапским селом Джигинкой и темрюкским хутором Белым. Причем отчетливо видно, что Джигинка стоит наверху идущего горизонтально обрывистого и крутого холма - старого берега Кубани. Иногда река «вспоминает» свою историю, и тогда долина Старой Кубани наполняется водой. Так было, к примеру, во время наводнения в феврале 2002 года, когда автодорога на отрезке между Джигинкой и хутором Белым возвышалась, словно дамбовая насыпь, над разлившимися по обе ее стороны водами реки.
Как же так произошло, что Кубань не просто изменила свое русло, но и стала впадать в Азовское море вместо Черного? В позапрошлом веке черноморские лиманы (Кизилташский, Цокур, Бугазский и Витязевский) были соединены в один Кизилташский (Кубанский) лиман, в который несла свои воды Кубань. Этот лиман представлял собой расширенную дельту реки, воды которой вливались в Черное море через узкое Бугазское гирло. Столь незначительная связь с морем делала воду в этих лиманах опресненной, и они были полны рыбой.
В погоне за уловом
А вот в Ахтанизовском и Курчанском лиманах, принадлежащих к бассейну Азовского моря, рыбы было гораздо меньше, и местным казакам пришла в голову мысль пустить в него пресную воду из Кубани, чтобы заниматься рыбным промыслом и в них (тогда с Ахтанизовским лиманом были соединены и нынешние Старотитаровский и пересыхающий Соленый лиманы). И вот в 1819 году жители станиц Старотитаровской, Ахтанизовской и Темрюкской лопатами прорыли глубокий канал от Кубани в Ахтанизовский лиман (Переволока), и еще один, соединив Ахтанизовский лиман с Курчанским (Темрюкское гирло). Воды Кубани устремились по Переволоке в Ахтанизовский лиман, оттуда - через Темрюкское гирло в Курчанский лиман и дальше в Азовское море.
Затем казаки прорыли еще один, большой канал - длиной 32 километра - из Кубани в Ахтанизовский лиман. Этот канал - Кубанский ерик - когда-то забирал до четверти расхода реки. Вскоре Кубань нашла для себя новый выход в Азов - через Пересыпское гирло возле села Пересыпь. В 1858 году через Ахтанизовский и Курчанский лиманы шла треть стока Кубани, в 1860-м - половина, в 1865-м - 80%, а в 1893 году почти весь - в Черное море попадал лишь 1% от стока вод Кубани.
«Предприимчивые» казаки стали осваивать рыбную ловлю во вновь опресненных лиманах. Однако, вмешавшись в экосистему, они не учли, что уклон к Азовскому морю здесь больше, чем к Черному, - и вот в один прекрасный день Кубань поменяла свое направление и устремилась в Азовское море. Говорят, казачьего атамана за экологическую катастрофу сослали в Сибирь, но это не вернуло воды Кубани в черноморское русло, оставив от него лишь мелководную заболоченную Старую Кубань, известную также как Якушкино гирло. Кстати, отсюда начинаются дюнные пляжи Анапы. Соответственно, мелели и черноморские лиманы.
Дальше - больше. Стала сокращаться площадь не только черноморских, но и азовских лиманов, а Кубань основным руслом потекла в Азов напрямую, без захода в Ахтанизовский лиман. Этому способствовали ильные и песчаные наносы, которые постепенно осушали лиман. И вот когда то мелкий Петрушин ерик (от него отделяется Казачий ерик), опять же, углубленный казаками в конце XIX века, превратился в главное русло Кубани, которое уходит в сторону от Ахтанизовского лимана и впадает в Азовское море в городской черте Темрюка. Его называют Петрушинским (или Петрушиным) рукавом.
Сейчас Казачий Ерик на картах официально именуется рекой, на нем проводятся экскурсии на лодках к полям водных лотосов - кстати, тоже рукотворному чуду и популярной туристической достопримечательности Тамани.
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube