Краснодар, 5 марта – Юг Times, Зухра Куб. Почему спустя три года с начала спецоперации вопрос об убежищах остается непроясненным? 

 В прошлом месяце, когда сопредельное государство усилило атаки на территорию Кубани, снова крайне актуальным стал вопрос: где можно укрыться от снарядов в случае опасности? 

Вскоре после начала СВО Управление гражданской защиты администрации Краснодара публиковало полный список защитных сооружений краевой столицы. Однако если обойти некоторые укрытия города, можно увидеть, что скрыться в случае тревоги в них будет непросто. 

Весь февраль Кубань подвергалась массированным атакам БПЛА со стороны Украины. Повреждения получили дома и дворы жителей Славянского, Северского, Темрюкского районов, Туапсе, Джигинки. Были особенно неспокойные периоды. В ночь на 17 февраля средства ПВО перехватили 24 дрона над территорией Краснодарского края, а на 26 февраля - уже 83. Нападение происходило не только с помощью дронов. Военное ведомство сообщало, что над акваторией Азовского моря была уничтожена управляемая ракета «Нептун-МД». 

Также ранее, в ночь на 10 февраля, украинский беспилотный летательный аппарат был сбит над Краснодаром. Обломки задели один из домов ЖК «Центральный». Обошлось без жертв и пострадавших. 

В связи с этими событиями краснодарцы снова стали задаваться вопросом: где можно укрыться во время воздушной атаки неприятеля? 25 февраля 2022 года Управление гражданской защиты администрации Краснодара публиковало полный список защитных сооружений краевой столицы. Тогда сообщалось, что укрытие в защитных сооружениях будет осуществляться по сигналу «Внимание всем!», который сопровождается включением сирен. Работники организаций и предприятий, имеющих важное оборонное и экономическое значение, будут укрываться в создаваемых этими организациями убежищах. Жители Краснодара укрываются по месту жительства в защитных сооружениях гражданской обороны или в приспосабливаемых для укрытия подвальных помещениях многоквартирных домов, цокольных помещениях, подземных переходах, подземных стоянках автотранспорта. Жители частного сектора должны спрятаться в подвальных помещениях своих домов, технических подпольях, а также в простейших укрытиях. Спустя три года обновлений этой информации в сети обнаружить так и не удалось.

- Главная проблема в том, что руководство города построило такую систему, при которой жители не знают, куда бежать в случае опасности, - говорит депутат городской думы Краснодара Александр Сафронов. - Я опрашивал жителей Юбилейного микрорайона: в большинстве случаев они не в курсе, где расположены защитные укрытия. В том числе причина кроется в том, что не проводится системной работы с управляющими компаниями и ТСЖ многоквартирных домов. 


Укрыться под водой 

Возьмем для примера три объекта в самом сердце города. Кажется, что ввиду последнего обстоятельства они должны содержаться в образцовом состоянии. Однако одно из проверенных защитных сооружений расположено в здании, во двор которого невозможно попасть, поскольку он закрыт воротами с электронным замком. Также там находится одно из учреждений, куда посетители могут попасть только через звонок. Получается, жителям близлежащих домов и сотрудникам офисных зданий доступ к этому укрытию затруднен. Более того, оказалось, что работники учреждений, расположенных вблизи многоквартирного дома, включая охранника, не знают, что в здании по соседству можно укрыться в случае опасности. Кроме того, ни один из собеседников не в курсе, где можно спрятаться в городе при воздушной атаке. 

 Самое интересное, что в торце многоквартирного дома располагается бар. Питейное заведение имеет несколько залов и занимает немалое пространство в подвале здания, где должно быть размещено укрытие. Особая ирония в том, что за дверью со знаком химической опасности скрывается санузел бара. 

Второй адрес, где находится защитное убежище, расположен неподалеку, также в центре города. Здесь по крайней мере местные жители осведомлены о бункере в подвале дома. Однако плохая новость состоит в том, что спрятаться в нем в случае опасности не получится: укрытие обветшало, поскольку давно не ремонтировалось, и заполнено водой. Жильцы дома пожаловались, что вонь из подвала и защитного сооружения не дает им спокойно жить, поскольку поднимается наверх, в их квартиры. Запах в действительности отчетливо ощущается: от второго входа в укрытие, которое было построено во дворе, несет канализацией, затхлостью.

Третий объект располагается рядом. Здесь, судя по всему, ситуация более благополучна, поскольку, со слов жителей, укрытие недавно проверяла комиссия. Однако попасть и туда не удалось. На подъезде дома висела табличка, которая гласила, что ключи от сооружения находятся у МКУ «Горжилхоз». Отвечая на звонок, сотрудники учреждения сообщили, что ключами располагает старшая по дому, которая по нормативам должна открыть укрытие в течение 12 часов после сигнала о тревоге и включения сирен. 

Стоит отметить, что проверенные укрытия неслучайно находятся в одной части города. Скорее всего, это объясняется тем фактом, что их стали обустраивать после Великой Отечественной войны, и этот процесс продолжался вплоть до перестройки. По информации экспертов, в постсоветский период в краевой столице не возводили укрытий. Таким образом, все бомбоубежища расположены в границах Краснодара советских времен и значительно отличаются от современных. 


Инструкций к выживанию нет 

По информации наших экспертов, во многих городах Кубани схожая картина: если бомбоубежища открыты, то они зачастую заполнены водой. 

- Наши местные активисты неоднократно ходили проверять бомбоубежища, - говорит депутат Совета станицы Северской Сергей Климов. - Насколько можно судить из публикаций в соцсетях, укрытия показали, фотографировали и потом опять закрыли. Защитных сооружений катастрофически мало во всем крае, не только в Краснодаре. Бомбоубежища у нас не готовы, если объективно говорить. Город не готов к тому, чтобы люди начали прятаться в защитных сооружениях, - их территория не вместит всех. По официальным данным, численность жителей Краснодара превышает 1,2 миллиона человек. По неофициальным, намного больше. Я думаю, что даже 100 тысяч человек не смогут укрыться в защитных сооружениях в случае атаки. Все остальное рассчитано на то, что до нас не будет сильно долетать. Пока активной работы в этом направлении не видно. Возможно, она ведется, но ее не освещают. В таком случае к ответственным лицам большая просьба - показать, где эти бомбоубежища и что там внутри. Мы даже готовы организовать блог-тур, чтобы блогеры осветили эти объекты. Вопрос в том - есть ли что показывать. 

Эксперты также указывают, что жители не обучены, как себя вести в случае опасности. В школах, детских садах, вузах и на предприятиях не проводятся инструкции, как реагировать на прилеты БПЛА.

- Ранее практически на всех промышленных предприятиях Краснодара должны были подготовить бомбоубежища, - вспоминает заместитель руководителя рабочей группы при Минстрое РФ по развитию водно-зеленых каркасов городов России, директор общественного центра по развитию городской среды «Помоги городу» Елена Шувалова. - Там стояли кровати, был запас воды и еды. Пока существовал Советский Союз, подразделения гражданской обороны периодически проверяли эти объекты, следили за тем, чтобы в проектах зданий были предусмотрены укрытия, составляли карты эвакуации и маршруты к защитным сооружениям. Краснодар находится очень близко к зоне СВО, тем не менее ничего подобного я сегодня не вижу и не знаю, куда идти в случае опасности. Так же, как мои родственники, друзья и знакомые, которые тоже об этом не подозревают. Мой сын живет на 16-м этаже многоквартирного дома в густонаселенном районе, и как там люди должны себя вести в случае атаки, для меня большая загадка. У них в доме нет ни плана эвакуации, ни информации, где укрыться в случае тревоги. Такая же картина в пятиэтажной хрущевке, в которой у меня есть квартира. 


Строить или не строить? 

При этом в обществе сегодня бытуют противоположные мнения о необходимости обустройства бункеров. В последние недели, практически одновременно с усилением атак, в мировой политике происходят процессы, которые обнадеживают многих на прекращение военных действий, а значит, и прилетов на территорию России. 

- Подозреваю, что со стороны администрации города возникает вопрос о целесообразности: действительно это необходимо или нет? - считает Сергей Климов. - До Краснодара нечасто долетают вражеские аппараты, и нужно ли в этом случае делать многомиллионные вложения в бункеры? Мне кажется, властям нужно узнать мнение горожан и на его основании принимать решения. Стоит ли потратить, допустим, 100 миллионов рублей на бомбоубежища, которыми никто пользоваться не станет? Тем более на третий год военных действий, когда уже, будем надеяться, скоро все закончится. 



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube