Краснодар, 18 октября – Юг Times, Арина Антонова. Старая дорога через сочинские горы, с которой в царские времена началось освоение территории, остается местом притяжения туристов.

Когда приехавшие в Сочи туристы отправляются в поездку из Адлера в Красную Поляну и едут при этом не по новой скоростной автостраде, а по старой шоссейной дороге, они обязательно делают остановку на смотровой площадке близ селения Монастырь. Отсюда открывается удивительно красивый вид на горное ущелье Ахцу. 

В долине быстрой реки Мзымты близко сошлись склоны горных вершин Кепши (1069 м) и Высокой (1123 м). На скалах Кепшинского хребта, по правому берегу реки Мзымты, на высоте 50-60 метров вырублена узенькая каменная полка. По ней тянется длинная лента шоссе. На самой смотровой площадке разместился необычный парк скульптур «Древняя Греция» с оригинальными работами академика Академии художеств Петра Хрисанова «Геракл», «Золотое руно» и «Олимпийская схватка». Рядом небольшое кафе. А вдали белоснежные вершины Главного Кавказского хребта - Ассара (2782 м) и Чугуш (3238 м). Это место в числе наиболее красивых на Черноморском побережье Кавказа. Все, кто попадает сюда впервые, обязательно делают фотографии. Самое время остановиться и вспомнить о событиях, происходивших здесь в разные годы. 


Караван уходит в горы 

Одна из древних легенд, рассказывающая о происхождении Кавказских гор, очень поэтична. Сошлись однажды в смертельной схватке два огромных дракона. Бились не на жизнь, а на смерть, катаясь по земле. И вдруг, подняв головы, увидели вблизи прекрасное Черное море. Сразу оба окаменели от удивления. Судя по всему, именно в ущелье Ахцу и родилась эта легенда. 

Большая история много раз заглядывала в горную теснину. Неслучайно заглядывала, поскольку не было в этих краях более выгодного пути с побережья Черного моря к горным перевалам Аишха и Псеашха на Главном Кавказском хребте. Пройдя через них, можно было попасть в долины рек Малая Лаба и Уруштен, мчащихся уже в сторону кубанских степей. Об этом географическом секрете еще в Средние века узнали предприимчивые торговцы Российской империи и Османской порты. 

В течение нескольких веков Россия и Турция воевали между собой, стремясь к окончательному установлению государственной границы. Однако капризным красавицам в Санкт-Петербурге и Стамбуле не было никакого дела до этих сражений. Их мысли были заняты совсем другим. Тогда в аристократических салонах на берегах Невы входили в моду шелковые и бархатные платья с традиционными турецкими игольными кружевами ойя. А модницы с берегов Босфора так любили зимой щеголять по улицам в меховых шапочкуниц. Как не помочь красавицам, не обеспечить их любимыми товарами? 

Торговля - двигатель прогресса! Контрабандная торговля - просто ускоренный двигатель. Едва в 1780 году в долине реки Кубани появилась русская крепость Прочный Окоп, а вслед за ней - торговый город Армавир, как смелые и бесшабашные предприниматели враждующих стран бросились обходить военные посты и таможенные запреты. Караваны воловьих упряжек потянулись по маршруту Стамбул - Трабзон - пристань Артляр (Адлер) - ущелье Ахцу - аул Кбааде (Красная Поляна) - перевал Аишха или Псеашха - поселок Псебай - Армавир - Ростов-на-Дону - СанктПетербург. Из Турции в Россию контрабандисты везли шелк, бархат, кружево ойя, а вместе с ними чай, кофе, орехи, табак и черный перец. Из России в Турцию шли тюки с мехами, льняными изделиями, опять же кружевами, но только вологодскими, бочонки с водкой и кедровым маслом. Еще на рынках Стамбула очень ценились русские серебряные карманные часы подмосковной Купавинской фабрики князя Григория Потемкина. Миновать узкое горное ущелье Мзымты воловьи упряжки с товарами никак не могли, потому оно получило у местных адыгов название «Дорога волов». Слог «Цу» означает как раз «Вол». 

Так продолжалось до начала Кавказской войны в 1817 году. Когда же война разразилась, турецкие контрабандисты начали возить уже не кружева. Из турецких портов по караванным тропам через Главный Кавказский хребет воинам имама Шамиля в Дагестан и Чечню доставлялось оружие. 

Однако все войны когда-нибудь заканчиваются миром. Плененный в 1859 году войсками князя Александра Барятинского в ауле Гуниб имам Шамиль был доставлен в Санкт-Петербург. Он был поражен красотой города и отношением к нему людей. Сам император России Александр II назвал его не пленником, а братом, одарил золотым оружием, установил огромную пенсию, отвел для жизни большой дворец в Калуге. 

После окончания Кавказской войны на несколько лет контрабандные тропы в районе ущелья Ахцу пришли в запустение. Как и весь аул Кбааде, который к тому времени получил у переселенцев новое название - Красная Поляна. Только в 1890 году капитан Генерального штаба Российской армии Николай Левитский прибыл в эти края с целью проведения рекогносцировки. Российским военным хотелось иметь надежный путь сообщения между Черноморским побережьем Кавказа и степной частью Кубанской области. В донесении капитана было записано: «От начала ущелья Ахцу начинается спуск на протяжении семи верст (7,7 километра) до реки Кепши, впадающей в реку Мзымту. Путь на этом участке очень крутой, по глинистой почве, заросшей густой растительностью, так что даже в сильную жару здесь можно местами встретить грязь. Зимой и во время дождей этот участок труднопроходим…» 

Однако места здесь были прекрасны, годились для занятия сельским хозяйством и курортным делом. В округе встречалось множество источников целебных минеральных вод, интерес к которым проявляли видные российские коммерсанты. В итоге в 1897 году Государственный совет России принял решение о строительстве шоссе от Адлера до Красной Поляны. В первый год на такие работы было выделено 100 тысяч рублей. 


Пронеси, Господи! 

Главным инициатором строительства шоссе от Адлера до Красной Поляны был член Государственного совета России гофмейстер Николай Абаза. В 1895 году его назначили председателем особой комиссии для выработки законоположений по устройству Черноморского побережья Кавказа. Он сразу добился выделения средств на проведение экспедиции по изучению долины реки Мзымты, вместо старых троп контрабандистов здесь предстояло проложить гужевую дорогу до Красной Поляны. Участок в горном ущелье Ахцу от селения Монастырь до деревни Кепша был признан самым сложным на будущей трассе. Руководил строительством дорог на Черноморском побережье Кавказа инженер Станислав Гофман, производителем работ на участке от Адлера до Красной Поляны был назначен горный мастер Василий Константинов. 

Строительство шло долго и трудно. По первоначальной смете на возведение дороги было выделено 390 тысяч рублей, затем эта сумма постоянно увеличивалась, достигнув в итоге 1,1 миллиона рублей. Несколько раз переносились сроки окончания работ, официально движение здесь открыли в 1899 году, но строительство отдельных объектов продолжалось до 1906 года. В ущелье Ахцу, обойти которое было невозможно, потребовалось создать полку на скальной тропе, для этого приходилось взрывать камень динамитом. Работы вели артели Константина Акритова, Демиана Мезманова, Александра Полихронова, особенно отличалась артель десятника Мехмета Али Муфти-оглы, турка по национальности. Он работал быстро, но действовал с нарушением всех мыслимых норм техники безопасности. Однажды российский журналист Сергей Дороватовский стал свидетелем страшного происшествия на скалах в ущелье Ахцу. Вот как он об этом написал: «В тот день за выступ скалы была привязана веревка, по которой спустился турок. 

Повиснув над бушующей Мзымтой, стал просверливать скважину, чтобы заложить в нее динамитный патрон. Турку приходилось работать и держаться, чтобы не раскачиваться на веревке, как маятнику. Забой сделан, патрон заложен, и турок откачнулся на веревке в сторону, чтобы переждать взрыв. Но не удержался, описал дугу, его стало подносить на веревке снова к забою. Раздался взрыв, и турка понесли на кладбище по частям: он был весь разорван…» Строительство горной дороги от Адлера до Красной Поляны вызывало огромный интерес общественности и властей. Дошло до того, что ходом строительства заинтересовался сам император России Николай II. Он потребовал подробного доклада по этому поводу, его в марте 1899 года царю представил министр путей сообщения Михаил Хилков. Дорога на выбитом в скале карнизе получалась удивительная. С одной стороны - мощная отвесная стена, с другой - пропасть с мчащейся внизу горной рекой. На небольшом участке обойти скальный выступ не удавалось, здесь пробили тоннель протяженностью почти в 100 метров. В другом месте огромный скальный выступ так и остался нависать прямо над головами проезжающих, этот участок получил название «Пронеси, Господи!». 

Производителю работ - горному мастеру Василию Константинову постоянно приходилось искать выходы из сложнейших положений. Он справился достойно. Это был замечательный человек. В Сочи он проживал со своей матушкой Екатериной Майковой. Занимался горным туризмом, собранная им коллекция минералов и археологических находок со временем стала основой Сочинского краеведческого музея. Будучи председателем Сочинского отделения Кавказского горного клуба, прокладывал с друзьями первые тропы для пешеходных туристских походов в районе Агуры, Ахуна и Мацесты. В 1906 году Василия Константинова сочинцы избрали первым депутатом Государственной думы России от приморского города. 

Участок горного шоссе в ущелье Ахцу на шоссе от Адлера до Красной Поляны смело можно считать одним из географических и технических чудес страны. Неслучайно побывавший в этих местах в 1904 году основатель цветной фотографии инженер Сергей Прокудин-Горский, работавший по заказу Николая II над альбомом «Уникальные места России», сделал в долине реки Мзымты большую серию снимков. Несколько фотографий Прокудина-Горского, напоминающих о долине Мзымты, сохранились до наших дней, сейчас они публикуются в альбомах лучших работ мастера. 


Подарок туристам 

Едва появилась шоссейная дорога от Адлера до Красной Поляны, как скальный участок, проходящий через ущелье Ахцу, стал первоклассным объектом показа для туристов и экскурсантов. Сюда устремились тысячи гостей из самых разных уголков страны. 

Сергей Дороватский, который выпустил в 1911 году в Санкт-Петербурге путеводитель «Сочи и Красная Поляна с окрестностями», говоря о горной дороге Адлер - Красная Поляна, не скрывал своих восторгов: «Краснополянское шоссе по своим красотам должно стоять в ряду самых лучших дорог на Кавказе. Оно производит более сильное впечатление, чем другие знаменитые теснины, так как ущелье реки Мзымты, где проложено шоссе, значительно уже и дорога извивается по карнизу скалы на очень значительной высоте над рекой, а над шоссе висят огромные отвесные скалы. Многие туристы приезжают на Красную Поляну, чтобы посмотреть только шоссе и с тем же извозчиком через день возвращаются на побережье…» 

В 1914 году в книге Григория Москвича «Путеводитель по Черноморскому побережью» вновь самые восторженные слова о Краснополянском шоссе: «Дорога прямо высечена в скале. Скалы висят над головой, пропасти с бушующей рекой - под ногами, а вы едете по дороге настолько извилистой, что если из-за угла выскочит встречный экипаж, то, кажется, одному из едущих при столкновении не миновать пропасти…» 

Прослышав о таких необычных красотах, приезжающие в Сочи курортники стали быстро раскупать экскурсионные билеты, предусматривающие посещение горного ущелья Ахцу. Многие отправлялись сюда с группами туристов, совершающих пешеходные путешествия в горах. 

После Великой Отечественной войны серьезный вклад в дело возрождения туризма и экскурсий на Черноморском побережье Кавказа внесли и сочинские автомобилисты. На базе грузового автомобиля «ГАЗ-51» они создали экскурсионный автобус с открытым верхом, прозванный «Торпедой». Впервые такие «торпеды» появились на Краснополянском шоссе в 1947 году. Автомобилисты проносились по горному ущелью Ахцу, задирая вверх голову и разглядывая нависающие над головой скалы. 

Горное ущелье Ахцу оказалось настолько необычным, что творческие люди начали посвящать ему свои произведения. Летом 1967 года кинорежиссер Леонид Гайдай приступил к съемкам знаменитой комедии «Кавказская пленница». Большинство сцен снималось в Крыму, однако однажды мастер кино заехал и на Кавказ. С первого взгляда он был очарован ущельем Ахцу. Часть сцен популярного фильма были немедленно перенесены по новому адресу, на берега Мзымты. 

Осенью 1984 года в долине реки Мзымты побывал известный британский писатель-натуралист Джеральд Даррелл. Он работал здесь над своим 13-серийным фильмом «Даррелл в России», одна из серий которого посвящалась горам Кавказа. По мнению Джеральда Даррелла, извилистое Краснополянское шоссе на скалистом склоне горы Кепши было одним из символов горной страны. 


Тоннели в горах 

В центре поселка Красная Поляна стоит 65-я поселковая школа. В ней создан краеведческий музей, где собраны фотографии всех знаменитых людей, бывавших в разные годы в горном селении, проезжавших по Краснополянскому шоссе, любовавшихся красотами ущелья Ахцу. Солидный получается список! 

В 1864 году в этих местах был устроен военный парад, посвященный окончанию Кавказской войны, его принимал младший брат российского царя - великий князь Михаил Романов. Почти весь 1912 год провел в горном селении классик эстонской литературы Антон Таммсааре. К знаменитому матчу в Багио за шахматную корону тут готовился чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Прекрасный актер Василий Лановой снимался на шоссе Адлер - Красная Поляна в сценах фильма «Иду на грозу». После знаменитых хоккейных матчей суперсерии СССР-Канада в 1972 году здесь отдыхали знаменитые игроки Борис Михайлов, Владимир Петров, Валерий Харламов. Известный французский горнолыжник, трехкратный олимпийский чемпион Жан Клод-Килли приезжал в эти места во время подготовки к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года. 

К концу ХХ века во всем мире началось активное строительство тоннелей в горах. В полной мере это коснулось и ущелья Ахцу. В 2005 году здесь был открыт первый современный тоннель на правом берегу Мзымты. Во время подготовки города Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 года комплекс автомобильных и железнодорожных тоннелей был построен уже на левом берегу Мзымты. Время в пути от Адлера до Красной Поляны сократилось до 40-50 минут. Однако при этом российские туристы и экскурсанты не торопятся прощаться со своими старыми воспоминаниями, посвященными поездкам по удивительному горному шоссе, которое размещалось на скалистой полке горы Кепши. Ведь столько хороших и добрых воспоминаний оставили в душе такие поездки. И потому каждый раз по пути из Адлера на Красную Поляну по старой дороге все обязательно останавливаются на смотровой площадке, откуда открывается прекрасный вид на горное ущелье Ахцу, на теснину среди гор Высокая и Кепша, на вершины Главного Кавказского хребта. 



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube