Краснодар, 3 октября – Юг Times, Зухра Куб. Будущее муниципалитетов, прилегающих к Азовскому морю, получило шанс измениться, но на этом пути встают многолетние проблемы региона.

В Краснодарском крае готовят стратегию развития кубанского Приазовья до 2030 года. Документ является продолжением общей стратегии развития этого региона, который включает не один субъект страны. В составе Кубани к этой территории относятся пять муниципалитетов, все они ранее пользовались не самым пристальным вниманием инвесторов и властей и выполняли второстепенную роль в туризме.

В мае этого года Агентство стратегических инициатив представило план по развитию Приазовья на ближайшие 16 лет. Сейчас в макрорегион включают семь территорий: не только Краснодарский край, Ростовскую область, Республику Крым, но и противоположный берег моря. Что касается края, дорожная карта по его территориям анонсирована на октябрь этого года. Ее еще должны будут утвердить в Заксобрании. 

Кубанское Приазовье включает пять муниципалитетов: Ейский, Приморско-Ахтарский, Темрюкский, Щербиновский и Славянский районы. Их социально-экономическое развитие неравномерно: территория делится на север и юг, причем южные муниципалитеты более благополучны. 

- С экономической точки зрения наиболее развитыми районами кубанского Приазовья являются Темрюкский и Славянский. Здесь преобладают отрасли с высокой добавленной стоимостью, - говорит начальник отдела стратегии территориального развития министерства экономики Краснодарского края Наталья Скокова. - В Темрюкском районе роль драйвера играет транспортно-логистический комплекс, в частности, развитие портов. Вклад этих двух муниципалитетов в развитие экономики региона за последние пять лет стал больше. Что касается других районов кубанского Приазовья, среди них есть те, что преимущественно являются сельскохозяйственными, - это Щербиновский и Приморско-Ахтарский. Аграрный сектор в их экономике занимает более 80%. Для двух районов - Ейского и Приморско-Ахтарского - характерна высокая доля розницы. Эти два муниципалитета также являются антилидерами, поскольку в их экономике превалируют отрасли с низкой добавленной стоимостью. 

В целом территорию кубанского Приазовья можно назвать депрессивной. Для всех муниципалитетов характерно сокращение численности населения. Доля пенсионеров составляет 28%, что выше средних показателей по Краснодарскому краю. В связи с этим в ближайшие годы ожидается рост нагрузки на здравоохранение и социальную сферу. На всей территории коэффициенты смертности выше среднекраевых, а коэффициенты рождаемости - ниже. В некоторых районах эти показатели разнятся вдвое. 

- За последние 8 лет Краснодарский край инвестировал достаточные объемы в общественную инфраструктуру муниципалитетов кубанского Приазовья, - отмечает министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев. - Это мы видим по оснащенности социальных объектов, наличию мест в больницах, школах и детских садах. У нас практически нет аварийных объектов социальной сферы на этих территориях. Но, несмотря на динамику социально-экономического развития, инвестиции края и муниципальных образований, численность населения в четырех из пяти районов кубанского Приазовья уменьшается. К сожалению, высока динамика переезда из этих муниципалитетов молодежи от 17 до 35 лет. То есть основной трудовой ресурс, который мог бы экономически развивать эти территории, предпочитает мигрировать. Исключение составляет Темрюкский район. Инструменты для развития кубанского Приазовья должны быть исключительно экономическими. Мы не можем строить новые школы, потому что они не будут востребованы. Еще одна проблема - во всех муниципальных образованиях наблюдается катастрофически низкая легальная зарплата. То есть развивается теневой сектор экономики. В министерстве экономики Краснодарского края планируют, что ключевым для всех муниципалитетов будет оставаться развитие агропромышленного комплекса. В том числе и для Темрюкского района, в котором сосредоточено 65% виноградников всего Краснодарского края. Второй фактор, объединяющий все пять муниципалитетов, - санаторно-курортный комплекс. В соответствии с федеральной стратегией развития на территории кубанского Приазовья должно появиться семь туристических кластеров: по одному в Темрюкском, Приморско-Ахтарском, Славянском и Щербиновском районах и три - в Ейском. Также власти видят потенциал для развития промышленности, представленной в Темрюкском и Славянском районах, и морского транспорта, который развивается в Ейском и Темрюкском районах. 


Вода угрожает туризму 

Планируется, что одним из драйверов развития кубанского Приазовья станет туризм. Пока эта отрасль развита недостаточно. Всего 5% отдыхающих, которые ежегодно приезжают в Краснодарский край, выбирают Азовское побережье. Вклад туризма в базовые отрасли пяти муниципалитетов - менее 1%. Министерство экономики Краснодарского края связывает это с неблагоприятной экологической ситуацией в Азовском море, недостаточным берегоукреплением и берегозащитой побережья, перегруженностью дорог и низким качеством туристической инфраструктуры. Однако сама территория кубанского Приазовья, как считают эксперты, привлекательна для инвесторов. 

- Усиленное развитие внутреннего туризма, которое наблюдается в России последние 5 лет, дает шансы для Азовского побережья наконец-то стать одним из ведущих теплых морских курортов наравне с Черноморским, - считает генеральный директор группы компаний MACON Илья Володько. - На сегодняшний день черноморские курорты значительно загружены, туристический поток стабильно растет, и уровень цен там тоже очень высок. Все это побуждает некоторые группы туристов искать более доступные места для отдыха. В этом смысле Азовское побережье для них является альтернативой. Соответственно, приток курортников на это побережье будет требовать наличия большего числа объектов размещения, которые должны быть более современными и качественными. Таким образом, здесь появляются возможности для курортного девелопмента. В этом отношении у кубанского Приазовья большие перспективы. Но есть ряд ограничений. Во-первых, рекреационный потенциал Азовского побережья существенно ниже Черноморского. Это и менее живописные рельефы, и меньшая наполненность объектами туристического показа. Во-вторых - фактор сезонности. Курортный сезон на Азовском море длится меньше, чем на Черном. И само море обладает меньшими потребительскими свойствами для туристов, что ограничивает потенциал развития этой зоны. Скорее всего, это будет курорт в формате трех звезд с вкраплениями более дорогого предложения. 

Эксперт отметил, что строительство крупных курортов на Азовском побережье будет реализовываться в течение нескольких десятилетий - от 15 до 30 лет. Но тренд на развитие внутреннего туризма продолжится, и этот сегмент будет расти. Благоприятным фактором для кубанского Приазовья является то, что в России не так много участков теплого побережья, пригодных для отдыха, и они расположены вокруг Черного и Азовского морей. Тем временем потребительский рынок внутреннего туризма России составляет 140 миллионов человек. Это достаточный объем, чтобы существовало несколько востребованных курортных территорий. 

Однако туристическому развитию может помешать экологический фактор: Азовское море планомерно разрушает берег. За год оно забирает 3-4 метра суши (на некоторых участках 6-8 метров). Уже в ближайшие 20 лет муниципалитеты кубанского Приазовья могут потерять 440 гектаров площади. По данным ученых Южного научного центра РАН и Южного федерального университета, больше всего земель за два десятилетия может лишиться Ейский район - 315 гектаров. Этой проблемой озаботились депутаты Государственной думы Дмитрий Лоцманов и Эдуард Кузнецов. Они написали письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой рассмотреть вопрос о подготовке проекта, предусматривающего комплекс мероприятий по сохранению Азовского моря и территорий приазовского побережья. По мнению законодателей, решить проблему разрушения берегов могло бы обустройство откосной бетонной стены с основанием и парапетом наверху, или террасирование. 

- Это естественный процесс: в период геологической истории морей и рек происходит физическое выветривание, - говорит руководитель постоянной рабочей группы по экологии Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Краснодарского края Евгений Витишко. - Реки меняют русла, а моря наступают на сушу. Этот процесс происходит и на территории Черноморского побережья, но там порода крепче. Концепция экологов состоит в том, что мы пытаемся придать статус охраняемых природных территорий всем участкам, на которых остался лес, чтобы туда не заходили застройщики. Потому что корневая система деревьев - одно из средств укрепления оползневых участков. Сам процесс размывания берегов будет происходить постоянно. Песчаные или суглинистые берега Ейского района технологически сложно укрепить и что-то на них построить. Затраты на защиту территории будут больше, чем на само строительство. Когда-то ГУП «Краснодарберегозащита» рассчитало, что стоимость подобных мероприятий намного превышает 10-летний бюджет Краснодарского края. В том числе поэтому за последние 20 лет на берегах Азовского моря не построено ничего, за исключением порта Тамань. Я считаю, что людям лучше не вмешиваться в естественный процесс физического выветривания, разрушения берегов и наступания моря на сушу. Туристические объекты можно построить в отдалении 100 метров от береговой зоны, сделать и укрепить спуск к воде. 


Нужны инвестиции и рабочая сила 

В настоящее время наиболее привлекательным муниципалитетом для инвесторов является Темрюкский район. Он занимает основную долю в инвестиционном портфеле действующих и планируемых проектов. 52% частных вложений в территории кубанского Приазовья приходится на транспортно-логистический комплекс. И все это - проекты Темрюкского района. 

- Потенциал у муниципалитетов кубанского Приазовья однозначно есть, - отмечает Александр Бурмака, директор по корпоративной ответственности крупнейшего частного инвестора в портово-промышленную инфраструктуру юга России - АО «ОТЭКО». - Особенно у Темрюкского района. Но необходимы инфраструктура и четкие, понятные правила со стороны органов власти. Это сейчас уже инвестиционно привлекательная территория, потому что здесь есть Крымский мост, порты, развитое сельское хозяйство и море. Для толчка в развитии этого региона нужны инвестиции и рабочая сила. С первым условием, я думаю, проблем нет. Основным сдерживающим фактором для всей экономики является наличие трудовых ресурсов. Развитие кубанского Приазовья поможет привлечь жителей, а значит, и рабочую силу в эти муниципалитеты. Меньшая развитость этой территории в сравнении с другими связана с географическим положением и транспортно-логистическим комплексом, потому что Темрюкский район, если мы говорим о территории нашего присутствия, был в некотором роде тупиковым. Он заканчивался на паромной переправе порт Кавказ, морские суда дальше уходили в Крым. Это была конечная остановка для различных маршрутов. Сегодня Темрюкский район стал проездным. Ускорение дал, во-первых, Крымский мост. Во-вторых, развитие портов. В Темрюкском районе работают три международных порта: Темрюк, Кавказ и Тамань. Тамань сегодня выходит на лидирующие позиции в регионе и стране. Конечно, это дает толчок к большему развитию. 


Существенные ограничения 

Пожалуй, одним из наиболее болезненных вопросов кубанского Приазовья является инфраструктура. Она же становится существенным фактором сдерживания. Транспортная инфраструктура кубанского Приазовья различается в зависимости от географии муниципалитетов. Южные районы более развиты и с этой точки зрения. Здесь проходят крупнейшие автомагистрали и железная дорога, которая связывает Крым с материковой частью России. При этом наблюдается большая загруженность этих трасс. По данным Росавтодора, среднегодовая загрузка А-289, которая соединяет Краснодар с Темрюком, составляет 81%, хотя по нормативам достаточной считается загрузка в 70%. На территории есть проблема с пропускной способностью железнодорожных сетей. Вследствие этого загрузка мощностей в порт Тамань составляет 54%. Правда, по данным министерства экономики Краснодарского края, в этом районе планируется ввод в эксплуатацию новой железной дороги. 

- К северной части кубанского Приазовья ведут всего две дороги, - говорит Наталья Скокова. - У них низкая пропускная способность. К примеру, среднегодовая загрузка трассы Краснодар - Ейск составляет 152%. За счет регионального бюджета дорога расширяется в районе Тимашевска, строится Тимашевский обход. Кроме того, через северные муниципалитеты проложено два участка железной дороги. По железнодорожному пути Приморско-Ахтарск - Тимашевск проходит незначительное число вагонов, сегодня он стал больше использоваться в новых обстоятельствах. Пассажирского сообщения через этот путь нет. Через участок Староминская - Ейск в летний сезон возят пассажиров, но из-за этого в порт Ейск летом не идут грузы. Это тоже является сдерживающим фактором развития территорий. 

Эксперт в области железнодорожной инфраструктуры Игорь Куклев считает, что в ближайшее время экономически нецелесообразно вкладывать миллиарды рублей в новые пути. 

- Как можно развивать Приазовье, если там крайний недостаток веток? - задается он вопросом. - Для чего развивать железнодорожное сообщение в нынешнем состоянии, когда пролив закрыт и грузы невозможно вывезти? В этом нет никакого экономического смысла. Для инвесторов это утопическая история, которой никто не будет заниматься. Для сравнения: 5-6 лет назад один километр пути обходился в 45 миллионов рублей. Поэтому когда построят туристические кластеры, тогда и подведут к ним железную дорогу, а не наоборот. 

Есть еще инфраструктурные ограничения, которые могут существенно повлиять на развитие территорий кубанского Приазовья. К ним относится высокая степень износа водопроводных, канализиционных и тепловых сетей. В министерстве экономики Краснодарского края, в частности, опасаются, что высокие темпы строительства в Темрюкском районе, которые наблюдаются в последние годы, могут усугубить инфраструктурные проблемы. 

- Есть проблемы с пропускной способность сетей и нехваткой лимита по газу, - отмечает Наталья Скокова. - ГРС Тамаровский в Приморско-Ахтарском районе близка к дефициту по пропускной способности, у ГРС Моревка в Ейском районе практически нет пропускной способности. На некоторых территориях лимит по газу исчерпан. Достаточно сложная ситуация во всех муниципальных образованиях и с электроэнергией. Если где-то и есть свободные мощности, то они незначительные. 

В связи дефицитом энергоснабжения этой территории планируется строительство объектов генерации электроэнергии суммарной максимальной мощностью не менее 857 мегаватт. Строительство начнется только в 2025 году. Заместитель министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Галина Витковская предупредила, что ожидать полного закрытия потребности в электроэнергии в кубанском Приазовье стоит не ранее 2029 года. До этого следует перераспределять уже имеющиеся мощности. 

В министерстве ТЭК и ЖКХ Краснодарского края изданию сообщили, что введение в эксплуатацию ТЭС Ударная, которая строится в Крымском районе Кубани, позволит решить проблему энергодефицита на всем юге России. Планируется, что тепловая электростанция будет вырабатывать более 3,5 миллиона кВт*ч в год, что составляет 30% всей генерации Краснодарского края. Первый энергоблок ТЭС начал свою работу в марте этого года. В сентябре инновационная газовая турбина станции прошла комплексные испытания на максимальной нагрузке, но она еще не запущена в эксплуатацию, испытания будут продолжаться. Когда же ТЭС «Ударная» заработает в полную силу, неизвестно. 

О перспективах газоснабжения рассказал заместитель министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Денис Сорокалетов. 

- Одной из самых значимых проблем является оснащение газораспределительных станций (ГРС), пропускная способность которых близка к достижению предельных значений. В настоящее время срок реконструкции большинства ГРС, нуждающихся в скорейшем переоснащении, приходится на 2026- 2028 годы, - отметил он. - Администрация Краснодарского края неоднократно обращалась в адрес ПАО «Газпром» с просьбой рассмотреть возможность переноса сроков реконструкции стратегически важных для региона газораспределительных станций на более ранние периоды. Однако меры, которые позволили бы коренным образом изменить ситуацию к лучшему, ПАО «Газпром» не предпринял. В рамках дорожной карты по реализации стратегии социально-экономического развития кубанского Приазовья планируется построить газопроводы в поселке Дальний и хуторе Новатор Ейского района. Эти объекты будут реализованы в 2024-2026 годах. Также будут построены три подводящих газопровода в Приморско-Ахтарском и Щербиновском районах. Объекты планируется завершить в 2027 и 2028 годах. 


Мнение

Марина Варшавская, генеральный директор консалтинговой компании «ЮИКЦ»

- Наибольшую часть Азовского побережья занимает Краснодарский край, и в настоящее время с экономической точки зрения он является наиболее развитым регионом всей приазовской зоны, что накладывает на него в рамках реализации федеральной Стратегии развития Приазовья особые обязательства и надежды. Если говорить о действительно перспективных направлениях, лучше вкладываться в проекты, соответствующие стратегическим векторам развития территорий. Масштабные инфраструктурные проекты требуют значительных инвестиций и под силу только крупным инвесторам. Что касается более доступных вариантов инвестирования, то малому и среднему бизнесу можно рассмотреть такие направления как АПК и санаторно-курортный комплекс. Это выращивание и сельскохозяйственная переработка, рыбоводство и производство рыбной продукции, производство продуктов питания, виноделие, все, что касается сферы гостеприимства, общественное питание, гастрономия, качественный придорожный сервис. 



За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube