Погода
56.99 64.15
28 Января 2015

Валентин Папко: «Мы перестали любить Родину… вот в чем основная беда»

Валентин Папко: «Мы перестали любить Родину… вот в чем основная беда»

Знаменитый краснодарский художник - о преклонении перед Западом, забытой государством культуре и честности, которой может похвастать далеко не каждый творец

Валентин Папко 19 января стал обладателем престижной международной премии «Имперская культура»,  которая традиционно вручается Союзом писателей России лучшим из лучших творческих деятелей страны. Краснодарскому мастеру награда вручена в номинации «Изобразительное искусство». Валентин Папко, заслуженный художник России, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств, руководитель мастерской монументальной живописи. Вернувшись из Москвы, именитый кубанский живописец рассказал «Юг Times» о самых ярких моментах творческого пути, поделился размышлениями о современной российской живописи и культуре в целом.

 

Солнечные джунгли

- Валентин Федорович, вас впору называть «живой легендой», столько в вашем арсенале регалий, достижений и наград -  медаль имени Шукшина «Писатель, актер, режиссер», медаль Российской академии художеств, золотая медаль художников России «Духовность, традиции, мастерство», премия администрации Краснодарского края… Наверное, вы не первый из художников в роду?

- В  нашей семье не было художников. Родители  - из народа. Отец - водитель, мать - крестьянка. Но какие они были творчески одаренные натуры!  Отец из самых ничтожных древесных отходов умудрялся сотворить
изящную красивую мебель.  А мама вдохновенно рисовала, хоть нигде тому специально не обучалась. Помню, было у нее тогда в наличии всего несколько цветных карандашей: жили небогато.  Но она однажды нарисовала мне, пятилетнему малышу, красочные джунгли: зеленые пальмы, озаренные пронзительными лучами солнца.  Так тепло сразу стало и в комнате, и у меня на душе! Эти солнечные джунгли меня тогда поразили, навсегда врезались в память.

Постепенно и у меня появилось желание взяться за карандаши и бумагу. Хотя  даже сама станица Новоминская Каневского района, где я родился, – удивительное место, где свято хранят казачьи традиции. До сих пор станичники помнят имя Тимофея Ящика, казака конвоя императора Николая II, затем последовавшего с его матерью, императрицей Марией Федоровной, в эмиграцию в Данию и служившего ей там до конца жизни.

- Это то, что дано природой. А где вы уже профессионально учились живописи?

- Осознанная тяга к живописи у меня проснулась в школьные годы, выпускал классные стенгазеты, «молнии». Так вышло, что постигать профессию начал далеко от дома, в Пензенском художественном училище  имени Константина Савицкого. Лишь пару лет спустя перевелся  в Краснодар в связи с женитьбой.  Окончив с отличием Краснодарское художественное училище, поступил в 1963-м в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), на факультет монументальной живописи.  Мне повезло попасть в мастерскую прославленного народного художника СССР Гелия Коржева, которому и поныне бесконечно благодарен  за все, что у него тогда почерпнул. В 70-м году вернулся с дипломом в Краснодар, устроился на работу в художественный творческо-производственный комбинат. В «лихие» постперестроечные времена комбинат практически прекратил существование, поэтому в 1995 году стал преподавателем на открывшемся в университете культуры факультете монументально-декоративного и прикладного искусства.

 

«Желаю написать одну хорошую картину в жизни»

- В вашем творческом багаже несколько тысяч работ - монументальных, станковых, графических. Какие из них особенно дороги сердцу?

-  Не могу ничего выделить. Каждая картина по-своему мне близка! Хотя принято считать, что не только у любого писателя, но и у художников есть «визитная карточка»:  наиболее удачная, знаковая работа, выступающая символом всего его творчества. Потому неслучайно мой мудрый учитель Коржев по окончании учебы дал мне напутствие: «Желаю вам написать одну хорошую картину в своей жизни».
Я поначалу не понял, какой  глубинный смысл вложил наставник в эту фразу. Но все верно: когда говорим о том же Михаиле  Булгакове, на ум сразу приходит роман «Мастер и Маргарита». Неизбежно ассоциируем   и художников с самыми выдающимися их произведениями! Другое дело, что истинную, объективную  оценку работам любого творца дает история. Если книга или картина не затерялись, прошли проверку на бессмертие и продолжают волновать  поколение за поколением -  значит, они и вправду представляют собою непреходящую  художественную ценность.

- И все-таки, какие ваши работы первыми приходят на ум, если просят перечислить?

-  Остановлюсь на тех, которые наиболее известны кубанцам. Если говорить о монументальных произведениях, то это прежде всего историческая мозаика на стене краснодарского Дома книги «Я вызову любое из столетий». В центре сюжета находится первопечатник Иван Федоров, бережно прижимающий к груди книгу, словно оберегающий ее от всяческих  невзгод в неумолимом времени... Работал над мозаикой с 1974 по 1977 годы. А в станице Новоминской в 89-м закончил декоративное оформление Дома торжественных обрядов: там целых три  моих настенных росписи. И у каждой своя тематика: «Пороки и добродетели», «Будни и праздники», «Судьба». Плюс в банкетном зале - гобелен «Жених и невеста». В 1990 году  в тимашевском музее семьи Степановых выполнены мозаика «Братья» на фасаде здания и роспись внутри помещения  «Распятая Кубань», посвященная трагическим событиям двадцатого века. Спустя пять лет в краснодарской школе олимпийского резерва на улице Енисейской появилась  моя керамическая мозаика «Поединок».  

В целом монументальных работ насчитывается чуть больше десятка, у каждой уникальная история. К примеру, роспись в Доме культуры Ейска выполнена из так называемой энкаустики – древней техники живописи, в которой связующим веществом красок являются воск и канифоль.

- В наше время на монументальную живопись заказов нет?

- Хотя по образованию я монументалист, последние годы занимаюсь преимущественно станковой  живописью. Монументальная ныне практически не востребована. По природе своей она призвана утверждать авторитет любой власти и ее идеологии, однако заказов на нее современные власть имущие практически не делают. У каждого времени свои предпочтения в искусстве. А станковых работ у меня около  сотни. Обо всех не расскажешь…

- Как выбираете сюжеты для картин? Откуда их черпаете?

- Они приходят ко мне сами, их преподносит реальность. Мысли, чувства, переживания, навеянные воспоминаниями прошлого или сценами из настоящего, преломляются в конкретные образы и приобретают осязаемые черты. Вот мама как-то в детстве рассказала мне  о голоде тридцатых годов, когда умирающих людей спасали от смерти мышиные «закрома»: норки с зернышками. Так появилась картина «Закрома 1933 года». Или «Блудный сын», вернувшийся после многолетних скитаний по чужбине в родные места на короткую  побывку: все мы в этом мире блудные дети, которых рано или поздно начинает непреодолимо тянуть к своим «корням», родовым истокам, к началу начал.  Возьмите картину «За Родину»: она была написана в то время, когда россияне стали стесняться своей национальной символики, красного кумача. Но разве можно гнушаться собственной истории? И главного символа любой державы - флага, за который наши предки пролили так много крови… Надо с уважением относиться к историческому прошлому страны, какой бы политической  окраски оно ни носило в разные эпохи.

- Но это большие переломные исторические события. Повседневная жизнь сюжеты дарит?

- Порою полотно рождается самым непредсказуемым образом. Стою как-то на остановке общественного транспорта. И вижу напротив красивую, совсем юную девушку.  Как вдруг к остановке подъезжает машина, из которой выскакивают парни и силой заталкивают ее в машину на глазах изумленной толпы. Иномарка мгновенно умчалась в неизвестном направлении. А я подумал: что станется с беззащитной девчонкой, которая стала жертвой откровенного  похищения? Судьба ли ей остаться в живых? Случившееся так поразило, что я написал картину «Грачи прилетели. Синее платьице».  Бездыханная  холодная жертва на весенней земле. И рядом на бревне - сиротливое платьице, которое убийцы  сняли с его хозяйки…

- Если вернуться к изречению вашего учителя: как рождается «одна хорошая картина в жизни» у  талантливого художника? В чем кроется неповторимость  такого творца: в  уникальности стиля, сюжете, цветовой гамме?

-  Почерк творца не имеет значения. Не столь важно, каким способом и что ты делаешь. Главное - насколько глубоко он способен проникнуть в душу человеческую и раскрыть ее. Для меня это святая цель: исследование души простых людей, на которых и держится земля русская. Они есть гордость и главное достояние нашей страны. И еще два важных условия, без которых немыслимо настоящее искусство: творец обязан следовать художественной правде в своей работе и нести гражданскую ответственность за все, что делает.  Кристальной честностью в творчестве в наше время может  похвастать, увы,   далеко не каждый художник. Поэтому я безмерно уважал Гелия Коржева, который в своей жизни ни разу не поступился даже толикой правды.

 

Без оглядки на Запад

- Что вы можете сказать о современной российской живописи?

- Особых поводов для оптимизма, к сожалению, пока не наблюдаю. Сегодня  мы  теряем свои традиции, культуру.  И с каждым годом все больше ориентируемся в искусстве  на Запад, перенимая от него все самое плохое.  Это путь разрушения. Надо, напротив,  беречь национальное духовное достояние  и преумножать его! Даже само понятие «душа» иностранцам не ведомо, оно во все века и времена неразрывно было связано именно  с Русью.  Вспомним  те же непростые девяностые годы: иностранцы массово скупали у нас весь реализм, преклоняясь перед творчеством наших художников. А теперь мы начинаем слепо поклоняться Западу, отступая от канонов истинного искусства и перенимая чуждые лжеценности. Мы перестали любить Родину должным образом и быть ее истинными патриотами: вот в чем наша основная беда.

- Почему так происходит?

-  Отсутствие в современной стране духовных идеалов как таковых - лишь один аспект проблемы. Сегодня отечественная культура осталась практически без поддержки государства. Речь идет не только о живописцах! В плачевном материальном состоянии пребывают в   равной степени как Союз художников России, так и  Союз писателей. Практически не выделяются средства на организацию выставок, выпуск буклетов, пропаганду творчества деятелей национального искусства. Где те же телепередачи, документальные фильмы о лучших представителях нашей культуры?  Сегодня это такая редкость!  Нехватка  элементарной информации о мире нашей культуры чувствуется довольно остро. К примеру,  я бы затруднился перечислить подающих большие надежды молодых российских художников. Теоретически предполагаю, что они наверняка где-то есть. А практически у меня нет источников, из которых мог узнать об их существовании и познакомиться с их творчеством. Разве такую ситуацию можно считать нормальной?

Каждый творец ныне сам по себе, оторван- изолирован от других. Потому знаком с творчеством преимущественно только художников зрелого поколения, с которыми когда-то сталкивался на своем пути,  но  многих из них уже нет в живых. К примеру, хорошими художниками были ныне почившие питерец Евсей Моисеенко, тот же Аркадий Пластов из Ульяновской области…

- Наверное, немаловажную роль играет и материальная независимость, дар творить по зову души, а не ради зарабатывания на кусок хлеба…

- Настоящий художник должен быть свободным, чтобы написать что-то духовно ценное. Но в наши дни мало кто может себе позволить такую роскошь - творить для души, по зову сердца. Подавляющему большинству приходится зарабатывать хлеб насущный, чтобы прокормить себя и свою семью. Выполнять заказы, зачастую  бесконечно далекие от искусства с большой буквы. Все материальные вопросы по содержанию творческой мастерской ложатся бременем исключительно на самого мастера! Где взять средства на аренду, оплату света и отопления? Государство здесь нам тоже не помощник. Не существует целевых программ на федеральном и местном уровнях, которые бы помогали художникам хоть как-то  решать первостепенные  финансовые проблемы. И работать не только ради куска хлеба, но и во имя высокого искусства. В минувшем году я выпустил буклет - каталог юбилейной выставки «Разные судьбы» - за свой счет, чтобы у всех желающих была реальная возможность познакомиться с моим творчеством. Что оставалось делать?  Если раньше в стране ежегодно проводилось много выставок, то сейчас государство организует их крайне редко. Некоторые вообще проводит раз в год, лишая зрителя возможности регулярно приобщаться к миру искусства. Когда такие выставки проходят, их охотно посещают, те же кубанцы массово приходят на мои региональные экспозиции. Особенно их интересует социальная тематика.

И еще такой деликатный момент, касающийся профессионального престижа. За возможность попасть на крупную общероссийскую выставку прежде всегда боролись лучшие из лучших мастеров. Сейчас же по стране проводится множество коммерческих выставок  - плати деньги за участие, и никаких проблем! Хоть ты талант, хоть последняя бездарь – благодаря деньгам твои работы выставят в любом случае.  Получается своего рода культ денег в искусстве: наряду с достойными художниками идет коммерческая пропаганда и тех, кто не заслуживает быть известным. Надо ли говорить, что это пагубно сказывается на состоянии и развитии национальной культуры? Потом мы удивляемся, почему ныне отечественное  искусство не в должном почете. Если само государство его не ценит нужным образом, отчего бы нам тогда на Запад и не оглядываться?

 

Остается только верить

- Валентин Федорович, что вы как преподаватель с 20-летним стажем можете сказать о ситуации в художественных вузах страны? Насколько добротно, разумно  сегодня поставлено обучение?

- Здесь тоже не без проблем. Если в советские времена в вузы поступали только  выпускники художественных училищ, уже имеющие базовую профессиональную подготовку, теперь молодежь берут, образно выражаясь, с улицы, сразу после школы. И солидную долю учебных часов приходится тратить на то, чтобы преподать несведущим студентам элементарные азы  искусства…. Разумен ли такой подход к обучению? Плюс на этом фоне в последние годы идет сокращение учебных часов по основным, самым важным предметам. По тому же рисунку. Насколько добротно можно подготовить специалиста, которого обучали галопом по Европам?  Подобные вопросы тоже хотелось бы задать высоким чиновникам от федерального образования. Да и общий упадок национальной культуры пагубно сказывается на мировоззрении  студентов. Многие выбирают те факультеты, профессии которых впоследствии способны достойно  прокормить. Охотно идут в дизайнеры, нищее проблемное  будущее свободного живописца привлекает далеко не каждого.

- Неужели в мире искусства все так мрачно и безысходно? Совсем нет повода для оптимизма?

- Нам остается только верить, что в перспективе ситуация в корне изменится.
И что настанут времена, когда национальные нравственные ценности обязательно возродятся, а мы поймем, что не надо заимствовать  ничего чужого в творчестве! Есть великая многовековая  русская школа живописи, которую и поныне никто в мире пока еще не превзошел. Есть великие русские художники, у которых можно учиться до бесконечности тому, как нужно исследовать душу человеческую.
У нас все есть. Осталось только научиться по-настоящему  беречь и почитать то, что имеем. И передавать это бессмертное духовное наследие от поколения к поколению.

Читайте также:

Николай Долуда: «Развитию казачества в России необходимо задать единый вектор»
15 Октября
Интервью

Николай Долуда: «Развитию казачества в России необходимо задать единый вектор»

Атаман Кубанского казачьего войска рассказал о роли казаков в жизни края и всей страны.
Вадим Кумпан: «История не только дает ответы, но и учит, как жить дальше»
07 Октября
Интервью

Вадим Кумпан: «История не только дает ответы, но и учит, как жить дальше»

Кубанский историк рассказал о «политических пятиминутках» и следующем экономическом кризисе.
Алексей Крыловский: «Миссия Кубани — реализовать самые прорывные идеи и проекты»
30 Сентября
Интервью

Алексей Крыловский: «Миссия Кубани — реализовать самые прорывные идеи и проекты»

Эксперт рассказал о потенциале районов края и роли Кубани в развитии экономики Юга России.
Александр Миндра: «Чтобы понять наши законы, без переводчиков подчас не обойтись»
24 Сентября
Интервью

Александр Миндра: «Чтобы понять наши законы, без переводчиков подчас не обойтись»

Генеральный директор «Краснодаррыба» рассказал о браконьерах, проблемах формирования особо охраняемы...
Виктория Лапина: «Касса не должна диктовать процесс создания большого искусства»
18 Сентября
Интервью

Виктория Лапина: «Касса не должна диктовать процесс создания большого искусства»

Министр культуры края рассказала о меценатстве, альтернативных театрах и цензуре, которой нет.
Константин Федоренко: «На истории изучат возвращение Крыма и санкции Запада»
11 Сентября
Интервью

Константин Федоренко: «На истории изучат возвращение Крыма и санкции Запада»

И.о. министра образования края рассказал об особенностях нового учебного года.
17:48 При пожаре в Новороссийске погибла женщина 17:35 В Сочи откроют новый археологический музей 17:23 Господдержка для кубанских садоводов вырастет до 500 млн рублей 16:59 В парке «Краснодар» появилась скульптура быка 16:37 Сгоревшее в Краснодаре здание спишут с городского имущества 16:26 Власти Краснодара попросили передать городу шесть военных многоэтажек 16:09 В Краснодаре прооперировали нападающего ФК «Кубань» 16:02 В Анапе водитель Hyundai сбил пешехода 15:54 На Кубани суд закрыл доступ к онлайн-площадкам по продаже дипломов 15:39 До конца недели на Кубани сохранится тепло