Атаман ККВ о создании Всероссийского казачьего общества, его поддержке со стороны государства и главных задачах новой структуры.
На прошлой неделе в Москве прошел Большой казачий круг. Это было масштабное и максимально представительное мероприятие. В нем участвовали более 500 делегатов из 11 реестровых казачьих войск России, а также Республики Крым и Севастополя, представители Союза казачьей молодежи и Русской православной церкви, руководители федеральных структур.
Местом сбора стало знаковое для всего православного мира место - храм Христа Спасителя. Именно здесь было принято решение о создании Всероссийского казачьего общества. Особо отметим, что учредительный круг провел председатель Совета атаманов реестровых казачьих войск России, атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда. О ключевых моментах сбора он рассказал в интервью нашему изданию.
— 27 ноября принято поистине историческое решение. Все 570 делегатов единогласно проголосовали за создание Всероссийского казачьего общества. Также был принят проект устава и определена структура организации. В нее войдут Большой круг, Совет атаманов, правление и контрольно-ревизионное управление. Определены совещательные органы — совет стариков, казачий суд и совет по взаимодействию с религиозными организациями.
У атамана будет первый заместитель, четыре заместителя и три помощника. Срок полномочий — 6 лет.
Устав организации после его согласования в правовом управлении администрации президента будет представлен на утверждение Владимиру Путину. Затем документ направят в Министерство юстиции России для регистрации. После этого глава государства назначит атамана.
Планируется, что Всероссийское казачье войско начнет свою деятельность с 1 апреля 2019 года. Правление будет размещаться в Москве.
— По какому принципу будет формироваться правление? Может быть, по каким-то квотам в зависимости, например, от численности войска?
— Безусловно, будут представлены все войска, но без использования каких-либо квот.
Как сказано в уставе, назначение членов правления - исключительная прерогатива атамана. Он сформирует команду с учетом персональных качеств возможных кандидатов и их опыта работы в том или ином направлении, будь то культура и образование, взаимодействие с казачеством зарубежья и религиозными организациями, экономика и хозяйственная деятельность либо что-то иное.
То есть главным фактором, по моему мнению, станет оценка деловых качеств казаков, которые будут рассматриваться как претенденты на места в правлении.
ИДЕЯ НАШЛА ПОДДЕРЖКУ НА САМОМ ВЕРХУ
— Николай Александрович, участие в учредительном круге принимали не только казачьи лидеры. С чем это связано?
— Идея создания Всероссийского войска получила широкую поддержку не только в казачестве, но и на самом высоком государственном уровне. Именно поэтому на круг прибыли многие авторитетные и влиятельные люди.
Среди них помощник президента и секретарь Государственного совета Игорь Левитин, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Александр Беглов, заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко, начальник Управления Президента РФ по внутренней политике, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества Андрей Ярин, руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, первый заместитель главы МВД Александр Горовой.
Считаю, казачество и государственная власть продемонстрировали единство в понимании того, насколько актуальна и востребована тема создания Всероссийского войска.
ПРИШЛО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
— Верно ли, что эта идея впервые была озвучена год назад в Краснодаре, во время первого Всероссийского форума казачьих обществ?
— Это не совсем так. Вообще-то на необходимость объединенного войска указывалось еще в принятом в 2005 году 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Другое дело, что долгое время для этого не было объективных предпосылок. Но ситуация постепенно менялась, и когда вопрос назрел, Кубанское казачье войско выступило с инициативой.
Это произошло как раз осенью прошлого года - во время первого Всероссийского форума казачьих обществ, который прошел в Краснодаре. Все делегаты проголосовали единогласно.
— Вы говорите, «ситуация постепенно менялась». Что это значит?
— За последние годы кубанское казачество сильно укрепило свои позиции. Сегодня войско так или иначе влияет на различные процессы - экономические, политические, социальные. Пришла пора делиться наработанным опытом.
Делать это системно и эффективно позволит Всероссийское войско - его методическая, организационная и финансовая помощь. Безусловно, главным локомотивом, который потащит остальных за собой, станет Кубань.
ЧИСЛЕННОСТЬ ВОЙСКА БУДЕТ РАСТИ
— Вывести все войска на тот уровень развития, который сегодня характерен для Кубани, - главная задача Всероссийского общества?
— Одна из главных. Не менее важны и другие. Например, необходимо подтянуть численный состав.
Сейчас в Кубанском войске примерно 54 тысячи казаков. В Донском - около 40 тысяч, в Терском - 23 тысячи. А вот, скажем, в Енисейском или Уссурийском - 3-5 тысяч. У нас в Краснодарском крае некоторые районные общества более многочисленны.
Это, конечно, непорядок. Ведь казаков в России - более миллиона человек. Уверен, объединенное войско позволит использовать этот количественный потенциал в гораздо большей степени, нежели в настоящее время.
Сейчас в реестровых войсках насчитывается 200 тысяч казаков. Это огромная армия людей - и она должна стать еще больше за счет тех, кто хочет служить своему Отечеству так, как это делали их предки. Преданно, честно, искренне.
— Речь идет о реестровом казачестве. Рассматриваются ли нереестровые общества как ресурс для увеличения численности войска?
— Безусловно. Мы планируем развивать диалог с этими структурами. Это колоссальный ресурс, огромное количество людей, которые считают себя казаками и являются ими. Просто на каком-то этапе в силу разных обстоятельств они остались на обочине тех объединительных процессов, которые сейчас происходят в стране. Они хотят служить России и, я уверен, получат этот шанс.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
— Вы считаете, что выход казачества на качественно и количественно новый уровень невозможен без консолидации усилий?
— Именно. Сегодня казачеству тесно на региональном уровне. Пришло время напрямую работать с федеральными структурами.
Приведу такой пример. На Кубани выстроена система казачьего образования. Она достигла такого качества, что гости, когда их приводим в школы или кадетские корпуса, глазам не верят. И они задают вопросы детям. Вопросы эти - самые разные.
Правда ли, что постоянно ходите в казачьей форме?..
Действительно ли изучаете историю и культуру казачества?..
Не возражают ли против учебы в казачьем классе родители?..
Атаманы и руководители из других регионов очень удивляются, когда получают ответы на все вопросы. Конечно, при этом многие гости говорят о необходимости внедрения нашего передового опыта повсеместно. Однако это невозможно без выхода на федеральный уровень.
НЕ НУЖНО НИЧЕГО ПРИДУМЫВАТЬ
— Видимо, с формированием объединенного войска обретет особую актуальность и создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность казачества?
— Эта работа велась на протяжении многих лет. Только вдумайтесь: в 20 федеральных законах, 84 президентских указах и 35 постановлениях правительства имеется указание на необходимость развития казачества. Такого никогда не было. А сейчас — есть.
Поэтому сегодня создание объединенного войска объективно назрело, и, как мы видим, у нас уже имеется даже развитая законодательная база.
— Сколько времени, на ваш взгляд, потребует выравнивание войск по высокому стандарту, заданному Кубанью?
— Не меньше трех лет. Думаю, первый год атаману, которого, напомню, назначит президент, придется посвятить формированию команды и ее притирке, налаживанию рабочих процессов. В состав правления должны будут войти профессионалы, которые понимают идеологию и менталитет казачества, знают и любят его историю и культуру.
На мой взгляд, самое главное - не надо ничего выдумывать. Нужно идти по пути, который проложили на Кубани и который уже привел к успеху. Об этом неоднократно говорили и Александр Дмитриевич Беглов, и Игорь Вячеславович Баринов.
Конечно, здесь стоит иметь в виду, что у всех казачьих территорий разные возможности и качество контакта с региональной властью. Не везде, как у нас, есть мощная поддержка администрации края и регионального парламента. Но, я уверен, с созданием Всероссийского войска ситуация будет повсеместно меняться к лучшему.
КАК ПОДГОТОВИТЬ АТАМАНА?
— Развивающемуся казачеству нужны грамотные лидеры - атаманы. На учредительном круге рассматривалось, как Всероссийское войско будет решать этот вопрос?
— Работа в этом направлении активно ведется, и уже не первый год. В стране действует 28 кадетских казачьих корпусов, из них 7 - в Краснодарском крае.
Но корпуса на Кубани - лишь одно из звеньев образовательной вертикали, которая, я надеюсь, вскоре станет стандартной для всех войск.
У нас в крае 45 школ со статусом «Казачье образовательное учреждение» и 4,5 тысячи классов, где ребята изучают историю, культуру, обычаи и традиции казачьего народа. Затем получение знаний продолжается на качественно ином уровне. В казачьи кадетские корпуса ребята приходят с 7-го класса - на пять лет. Здесь казачий компонент преподается более углублено и качественно, чем где бы то ни было.
Обычно выпускники таких образовательных учреждений в других регионах идут продолжать учебу в военные училища. Но на Кубани дело обстоит иначе.
Мы делаем все, чтобы молодой человек выбрал один из краевых вузов, где сформированы группы казачьей направленности. В итоге казачество получает грамотных специалистов - аграриев, экономистов, педагогов и так далее, которые становятся нашим золотым кадровым запасом.
Фактически это готовые атаманы - современные, грамотные, понимающие идеологию и потребности казачества.
ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ - ВАЖНЫЕ
— По итогам учредительного круга стало известным, что наиболее мощные и активно развивающиеся общества, Кубанское и, в меньшей мере, Донское, будут делиться опытом с другими войсками. В какой мере это касается хозяйственной деятельности, прежде всего связанной с земледелием?
— Да, такой масштабной системы выделения наделов, как в Краснодарском крае, нет нигде. Сегодня в распоряжении казачьих обществ Кубанского войска находится порядка 18 тысяч гектаров земли. У нас создано и действует 28 казачьих предприятий. В них работают более 1700 человек - казаки и члены их семей. В некоторых кооперативах достаточно неплохая прибыль.
В перспективе подобная практика, доказавшая свою эффективность на Кубани, должна получить повсеместное распространение. Заработанные на земле деньги являются важным фактором развития казачества, и на учредительном круге эта мысль получила всеобщее одобрение.
В целом казачья экономика на Кубани является примером того, как могут и должны развиваться общества. За последние 5 лет в нашем войске создано около 5 тысяч новых рабочих мест. Это не имеющий прецедентов показатель.
— Изначально казачество являлось той военной силой, которая охраняла рубежи державы. Сейчас акценты явственно сместились в сторону общественно значимых направлений работы. Какие из них, на ваш взгляд, являются самыми важными?
— Столетия назад казачество занималось тем, что сейчас является задачей Вооруженных сил. Поэтому история и развитие общества предопределили другие направления нашей работы. Но говорить, что одни из них более важные, а другие - менее, категорически неправильно.
Охрана общественного порядка, обеспечение безопасности образовательных учреждений, охрана государственной границы, природоохранная деятельность, ликвидация последствий ЧС, служба в Росгвардии… Все это - важная и необходимая для современного российского общества работа.
ВОЕДИНО СОШЛИСЬ ВСЕ ФАКТОРЫ
— Перед Всероссийским казачьим войском стоят большие задачи. Есть ли уверенность, что они будут решены?
— Да, есть. Сегодня воедино сложились множество факторов, которые гарантируют это.
Первый - никогда еще не было такой сильной поддержки со стороны государства. Есть Совет при Президенте РФ по делам казачества - мощнейший орган, в составе которого действуют 16 комиссий, и практически каждую из них возглавляет заместитель руководителя того или иного федерального министерства или ведомства. Представляете, какие это полномочия и возможности? Есть Федеральное агентство по делам национальностей, с которым налажено самое тесное сотрудничество. Теперь будет и Всероссийское казачье войско с его продуманной и разветвленной структурой.
Второй фактор - наличие в стране мощных, эффективно действующих войск, которые являются примером того, как должно развиваться казачество. За лидерами будут тянуться все остальные, перенимая лучшие практики.
И третий фактор - человеческий. Под руководством грамотных атаманов войск собрались люди, которые понимают, что требуется современной России, и знают, как все это дать своей стране. Государственная служба, вопросы защиты Отечества, патриотическое воспитание, система казачьего образования, работа с молодежью и так далее. Фронтов работы - масса.
Вот, собственно, те три кита, на которых основывается уверенность в том, что создание Всероссийского войска - событие исторического для нашей страны масштаба.
Сейчас нам осталось лишь немного подождать, пока решатся правовые вопросы и устав зарегистрируют. Потом начнется работа. Ее будет много. Но, не сомневаюсь, мы с ней справимся.
Борис Журавский
За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и на YouTube