Погода
56.99 64.15
13 Сентября 2018
Общество

Зритель станет собеседником

Источник фото:  пресс-служба Краснодарского театра драмы
Источник фото: пресс-служба Краснодарского театра драмы

4 и 5 октября на основной сцене Краснодарского театра драмы состоится премьера спектакля «Мещане» по одноименной пьесе Максима Горького.

Постановка будет первой премьерой 99-го сезона в Краснодарском театре драмы. Интересно, что именно со спектакля по этой пьесе в 1920 году началась жизнь главной театральной площадки Кубани. Тогда «Мещане» Максима Горького были восприняты как некий символ распада общества, нашедший отражение в драматургии XX века. Чем темы прошлого столетия привлекательны для театра сегодня? Об этом нашему изданию рассказал режиссер-постановщик Геннадий Шапошников.

— Геннадий Викторович, начнем издалека: для кого и для чего вообще нужно искусство?

— Вполне философский вопрос. Для меня проблема нации - это проблема культуры. Ее формирует искусство. А культурный человек формирует уже саму жизнь - и не только свою. Дмитрий Лихачев очень хотел, чтобы написали историю совести. Мне крайне нравится эта идея. Но почему-то никто не откликнулся на нее, как-то теперь приходится жить без истории совести. Идея Лихачева состояла в том, чтобы каждый человек стал интеллигентным. Что его может таковым сделать? Образование, школа - имеется в виду средняя школа. Но здесь у нас пролет, потому что ее реформировали настолько, что, на мой взгляд, она просто вредна. Остается что? Искусство.


НА СЦЕНЕ - КЛАССИКА, ПРОВЕРЕННАЯ ВРЕМЕНЕМ

— Какой театр вас привлекает в контексте ваших мыслей об искусстве?

— Мне нравятся разного рода инновации и эксперименты в театре. Например, когда полностью отказываются от декораций. Я видел много подобных спектаклей, где эксперимент заключался в игре с пространством, светом, звуком и прочим. Мне бы хотелось экспериментов в области артистического существования - там, где артист на сцене, в области «жизни человеческого духа», как говорил классик нашего дела.

Чего мне не хватает как раз в игре с театральными формами? Знаете, когда я наблюдаю современное искусство, ничего не чувствую. Включаются мои мозги, они начинают расшифровывать образы. Даже современная аудитория, как минимум столичная, уже привыкла к расшифровке предлагаемых постановщиками метафор. Но ведь метафоры нельзя сочинить, они сами рождаются, а если не рождаются, то это точно не метафоры, а нечто другое. Метафора несет в себе чувственную составляющую, она не требует математического расшифровывания и осознания, она во мне вызывает чувство. И именно этого мне жутко не хватает.

Если бы все эти инновации могли меня тронуть, чтобы я сопереживал и верил, прямо как в детстве…

— На ваш взгляд, какой литературный материал способен пробудить в зрителе спектакля эту самую чувственность?

— Думаю, классические тексты располагают в большей степени, потому что они проверены временем. Поколения меняются, а человек, по большому счету, нет. Психофизически люди за много веков не изменились, к сожалению. Или к счастью?..

Текст, предполагающий в себе выдержанное временем вино, любопытней странного напитка, которое намешали только что. Мне по-настоящему интересно размышлять с авторами-классиками, потому что они выше и интереснее меня. Я хочу с ним и вести диалог и стремиться к ним. Так я черпаю для себя и мысль, и вдохновение.


КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ - ВЕЧНАЯ ТЕМА

— Что современному зрителю - по большей части убежденному, что мир сто лет назад был совершенно другим, - можно сказать творчеством Максима Горького вообще и пьесой «Мещане» в частности?

— Продолжая предыдущую мысль, можно точно говорить о том, что человек мало изменился и в построении семьи. И это в некотором роде загадка. Почему существует конфликт отцов и детей? Все - от непонимания жизни друг друга.

Старики, предки - так мое поколение когда-то называло своих родителей. Они и правда - предки. Хоть и остались молоды для самих себя, но все же устарели.

Непременно возникают моменты, когда ребенок не слышит родителей и они не слышат его. Две разные дистанции, два разных мира навсегда, если можно так сказать. Именно в этом контексте данная тема - вечная. Горький представляет этот конфликт, помимо прочего, и в социальном разрезе. Это отражено в пьесе «Мещане» на первом плане.

Во время репетиций мы все удивляемся: полное ощущение, что абсолютно ничего не поменялось за сто с лишним лет. А ведь пьеса написана в 1903 году. Почему все это повторяется или никуда не уходит? Потому что мы привыкли думать, что находимся на пороге нового витка истории, когда можно глобально все изменить. А ведь не получится. И снова придут желающие стереть все имеющееся до основания, чтобы начать строить свое светлое будущее. Но так или иначе, они тоже вернутся на круги своя. Эта тема - в основе пьесы Горького.

А что касается семьи - еще одна большая загадка: почему же именно близкие люди попросту не слышат друг друга? Почему они не хотят понять изменения, или принять их, или быть терпимее? Почему все это возникает? Горький на это не ответил. В любом умном тексте нет ответа, зато есть вопрос. Литература должна задавать вопрос, а не давать ответ. Иначе возникает недоумение: почему ответ таков? Всегда ведь есть не один выход из положения, а несколько.


ПОРА ЗВОНИТЬ МАМЕ!

— Какими сценическими средствами поставленные автором вопросы вы воплотите в спектакле?

— Важно понимать и помнить, что вся пьеса - метафора. Мы сейчас в основном оттачиваем то, что я называю «эффект дня рождения». В текстах у Чехова и Горького встречается своеобразный, до них не использовавшийся в драматургии прием параллельного существования персонажей. Это когда говорят все одновременно. Такое случается за праздничным столом, когда собеседники сидят друг напротив друга или по разным краям стола, но слышат и тех, кто разговаривает по соседству.

Мы берем этот прием в основу спектакля. Тем более сам текст «Мещан» к тому располагает: здесь написано так, что одна реплика не соответствует следующей, но соответствует другой, разделенной куда большим текстовым расстоянием. Если бы во времена Чехова и Горького существовал компьютер, думаю, это было бы записано как-то по-другому, нелинейно.

При всем художественном очаровании такого хода мы пытаемся его воплотить так, чтобы аудитория непременно все и всех услышала. Чтобы зритель сам стал неким собеседником на этой «свадьбе».

— Кого бы вы хотели видеть в зале? Кому адресуете свой спектакль?

— Я не сомневаюсь, что такой материал будет полезен всем, ведь в той или иной степени все мы - родители и дети. Мне нравится видеть семьи, жизнь в которых слаженна, мне бы хотелось, чтобы этого было больше. Но я знаю, что такой пример - всегонавсего исключение, что чаще самые близкие люди - самые большие враги друг другу. К сожалению. Поэтому хочется пригласить в первую очередь тех, кто только начинает строить свою семью. Мне лично хотелось бы, чтобы молодые родители, у которых ребенок еще только начинает расти, задались вопросом: как же я со своими родителями разбежался? Или наоборот - здорово, что мне удалось сохранить связь с родными.

Хорошо, когда после какого-то спектакля зритель говорит: «Я его третий раз смотрю и каждый раз после просмотра думаю, что нужно позвонить маме». Значит, искусство каким-то образом влияет на природу человека, значит, не бессмысленны усилия.


Анастасия Громовикова

Читайте также:

ФК «Кубань» заявят в чемпионат Краснодарского края
18 Ноября
Общество

ФК «Кубань» заявят в чемпионат Краснодарского края

Тренером главной команды станет ее бывший игрок и тренер Андрей Юдин.
В Новороссийске откроются лукодром и теннисный центр
18 Ноября
Общество

В Новороссийске откроются лукодром и теннисный центр

Закончена укладка шестого слоя покрытия для теннисных кортов.
В Армавире спасли раненого лебедя
18 Ноября
Общество

В Армавире спасли раненого лебедя

Информация о пострадавшем лебеде появилась в социальных сетях.
В Мостовском районе открыли памятник погибшему сержанту милиции
17 Ноября
Общество

В Мостовском районе открыли памятник погибшему сержанту милиции

Он погиб при исполнении служебных обязанностей в 1991 году.
Кубанским водителям рекомендовали воздержаться от поездок в сторону Грузии
17 Ноября
Общество

Кубанским водителям рекомендовали воздержаться от поездок в сторону Грузии

Это связано с непогодой на Военно-Грузинской дороге.
Кондратьев поздравил кубанского конькобежца с победой на этапе Кубка мира
17 Ноября
Общество

Кондратьев поздравил кубанского конькобежца с победой на этапе Кубка мира

Спортсмен занял первое место на дистанции 500 м, показав результат 34,619 секунды.
12:20 ФК «Кубань» заявят в чемпионат Краснодарского края 11:21 В Новороссийске откроются лукодром и теннисный центр 09:54 В Армавире спасли раненого лебедя 09:23 В Краснодаре потушили пожар в многоэтажке 20:09 В Армавире иномарка сбила 10-летнюю девочку на пешеходном переходе 17:38 В Мостовском районе открыли памятник погибшему сержанту милиции 16:52 Кубанским водителям рекомендовали воздержаться от поездок в сторону Грузии 16:17 Кондратьев поздравил кубанского конькобежца с победой на этапе Кубка мира 15:14 В Анапе обсудили вопросы адаптации и интеграции мигрантов 14:26 Подводная лодка «Краснодар» отметила День корабля
Обмен трафиком СМИ2