Юбилей отметила Алина Кузнецова — актриса Краснодарского краевого театра драмы, около полувека блиставшая на его сцене.

Сегодня она переступает порог замечательного 80-летия, и эта цифра восемь — всего лишь чуть повернутый знак бесконечности. А она - народная артистка России, бесконечно, непреложно и навсегда любимая актриса краснодарской публики, нескольких очень разных, но неизменно ей благодарных поколений.

Родилась Алина Дубицкая в 1938 году в Киеве, в интеллигентной семье. Ее папа был инженером-электриком, а мама - мастером прикладного искусства. Еще она прекрасно пела и шила. Но жизнь сложилась так, что петь ей пришлось мало.


ДОМ ГРЕЗ

Что Алина помнит из раннего детства? Войну! Она помнит, как их семья была в эвакуации в Воронежской области, где папа работал директором сахарного завода. Очертания их простого быта там остались смазанными и туманными. Но как только семья вернулась в родной Киев, мама повела их с братом в Бабий Яр. Омытые дождями, высушенные палящим солнцем незахороненные кости - напоминания фашистского геноцида Алина Вацлавовна отчетливо помнит и сегодня.

После ранней смерти отца мама приняла на себя все тяготы и заботы, не покладая рук трудилась, поднимая двоих детей. Спасало шитье.

Из голодного послевоенного детства в памяти Алины сохранился репродуктор в пустой комнате, из которого звучали оперы, оперетты, лучшие московские спектакли. Жили скромно, но на праздники мама всегда водила их с братом в театр. И этот прекрасный мир стал для Алины ее постоянным прибежищем, домом грез. Здесь родилась мечта стать артисткой. Девочка пошла в школьный драмкружок, который вел народный артист СССР Юрий Лавров, отец выдающегося актера и деятеля театрального искусства Кирилла Лаврова.

Правда, в театральное училище им. Ивана Франко ее не приняли, и серебряная медалистка Алина начала работать копировальщицей. Но без театра она уже жить не могла.


ИЗ УЖГОРОДА В АРМАВИР

Однако вскоре ей довелось сыграть Машеньку Афиногенова на любительской сцене. Девушку заметили и без экзаменов, прямо в середине года, взяли в театральную студию при Киевском академическом театре им. Ивана Франко.

Во внешности 17-летней актрисы было чтото особенное. В ее огромных глазах светилась такая чистота, детская незащищенность, а в душе - такая искренность, что остаться равнодушным к ней было невозможно.

Ей повезло: педагогом мастерства стала Наталья Ужвий, известнейшая в те времена кино- и театральная актриса, учитель, наставник, великолепная женщина. Юной Алине было чему у нее поучиться. По окончании студии Алина, уже Кузнецова, служила четыре сезона в Украинском театре драмы Ужгорода, где ей посчастливилось сыграть благодатную для молодой актрисы роль Тани в пьесе Арбузова. Потом судьба занесла Алину Кузнецову в Армавирский театр драмы. Всего год прослужила она там, но именно в этот сезон ее увидел Михаил Куликовский - единственный на Кубани народный артист Советского Союза, главный режиссер Краснодарского краевого театра драмы им. Горького, председатель краевого отделения ВТО - в общем, самый главный человек в театральной жизни региона.

Это была роль Ноэми в драме Лермонтова «Испанцы». Серьезная драматургия позволила молодой актрисе показать и нежно-лирические, и трагедийные грани образа. А уж первая роль 1966 года в Краснодарском краевом театре драмы, с восторгом оцененная мэтром Куликовским, - это была главная роль Маши в комедии Дворецкого «Буря в стакане» - навсегда решила судьбу актрисы, определив ее пожизненно в героини.


КРАСИВАЯ - СКАЗАТЬ МАЛО

В каких только женщин не привелось ей перевоплощаться на сцене нашего театра за долгий, почти полувековой срок: сильных, волевых, нежных, хрупких, решительных, бескомпромиссных, коварных, лукавых - бесчисленное количество ролей (а их Алина Вацлавовна действительно не считала!), но главным в ее образах всегда была всепобеждающая женственность.

Красивая - мало сказать про Алину Кузнецову. В ней всегда, во всех возрастах было и есть нечто большее, нежели общепризнанная красота. Она необыкновенно сочетает в себе все самые ценные женские достоинства, и ими наполняла своих очень разных героинь. Тогда же, в далеком 1966 году, одна за другой пошли великолепные роли.

Сколько чувства вкладывала Алина в перипетии судьбы Лики в спектакле «Мой бедный Марат»! Тогда три молодых артиста заблистали на краснодарской сцене - она, Горгуль и Гронский. Зритель сопереживал им, полюбил артистов и не ошибся - полвека их служения театру доказали, что публика 60-х была права!

А каким трогательным, эмоционально мощным был спектакль «Вызов богам» Делендика! Невозможно забыть волнение за судьбу двух влюбленных - Инги и Вадима (Гронский). Казалось, жизнь кончается, но любовь стала на сторону молодых в единоборстве со смертью, и зал рыдает от счастья… В это трудно поверить современному зрителю, достаточно прагматичному, циничному, да и драматургия современная стесняется говорить о возвышенном и прекрасном, все больше о грустных, порой черных сторонах души…


ЛЮБИМИЦА ЗРИТЕЛЯ

А вот спектакли 60-70 годов, поверьте, не все были про революцию, соцобязательства и партбилет.

Отнюдь! Они были про человека в самых разных его проявлениях, про женщину и мужчину, а это главная тема театра во все времена. Кузнецова была воплощением той самой Женщины с большой буквы.

Куликовский тогда увидел в Алине не только актерский, но и человеческий потенциал. Она всю жизнь считает основой актерской профессии способность к состраданию. А еще она - представительница и хранительница той актерской школы, в основе которой лежат яркая эмоциональность и открытость темперамента. Это вкупе с ее красотой, огромным сценическим обаянием и особым женским шармом позволило Алине Вацлавовне стать подлинной любимицей зрителя.

А какие у нее были партнеры: сам Михаил Куликовский, Евгений Колчинский, Степан Шмаков, Герман Апикин, Станислав Гронский! Режиссер Михаил Владимирович Нагли, более двадцати лет служивший в нашем театре, всегда говорил: «Лучше Кузнецовой с Анатолием Горгулем никто играть любовь не может. А в театре это самое трудное».

И театр наш в те годы был на великом подъеме, о котором, увы, сейчас приходится только вспоминать. И труппа была мощная, и лидер был человеком высочайшего уровня культуры, человеческой и театральной, и художественную планку всего театра держал очень высоко и несгибаемо. Но эпоха Куликовского окончилась давно, оставив славу театра в анналах истории, а творческая жизнь Алины Вацлавовны продолжалась.


НЕСРАВНЕННАЯ АЛИНА

Героини Кузнецовой взрослели вместе с актрисой. И уже мудрая и всепонимающая Фанни в сложной психологической драме «Портрет» (режиссер Светлана Ливада) оставляет в памяти штрихи иного образа. Алина Вацлавовна не боялась быть смешной и трогательной в комедиях. Ее Миссис Квикли в «Виндзорских насмешницах» и Кукушкина в «Доходном месте» сколь неожиданны, столь и интересны.

Ее Понсия в накале страстей спектакля «Дом Бернарды Альбы», мощная природная сила которой противостоит деспотизму и схоластике, тоже была яркой работой актрисы.

Ни режиссеры, ни зритель никогда не «забывали» Кузнецову, не выпускали ее из внимания. Она играла Таню в новогодней лирической сказке Птушкиной (спектакль назывался «Они были так трепетно счастливы») четырнадцать лет, и все эти годы зал был полон, что было самым удивительным — молодежью. И взбалмошная Мод («Гарольд и Мод», постановка Николая Никольского), ощущающая жизнь острее всех вокруг, запомнилась зрителю.

Она абсолютно заслуженно и достаточно давно получила звание «Заслуженная артистка России», а в 1996 году — «Народную». Она — лауреат премии Николая Островского и премии губернатора края, награждена медалью «За заслуги перед Кубанью». Она, эта несравненная Алина Вацлавовна Кузнецова, дивная женщина, прекрасная мать, бабушка и прабабушка. Она - Женщина!


Ирина Белова


За всеми важными новостями следите в Telegram, во «ВКонтакте»«Одноклассниках» и на YouTube